В конце ХХ века для России возникли задачи связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. После окончания «холодной войны», что произошло в год когда президентом стал М.Г. Горбачев, и распада Советского Союза Россия была, как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктурно, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вышло на государственную границу России.
Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, - все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.
В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав.
Представитель мир-системного анализа И. Валлерстайн выделил среди стран мира ядро (центр) - развитые капиталистические страны, периферия – страны «третьего мира», и полупериферию, которая занимает промежуточное положение (например, Россия).
Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается. Правда, сегодня, по сравнению с 90-ми гг. ХХ в. международное положение России несколько улучшилось.
Но вместе с тем Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой, наряду с Великобританией, Францией, Китаем и США, место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.
Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Геополитика, изучающая взаимодействие государств в географическом пространстве, отмечает (Х. Маккиндер), что наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли, а Россию – осевым государством. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.
Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау.
Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.
Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:
1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.
2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.
3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.
Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и безопасности России выступает в качестве ее главного национального интереса. Приоритетом внешней политики становится защита интересов личности, общества и государства. И, исходя из этой национальной идеи, складываются основные направления внешней политики Российского государства.
Современная Россия выступает за развитие многополярного мира. Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада. В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.
Но Россия является также крупнейшей азиатской державой и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.
Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.
В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона, - закона региональной общности, указывающего на то, что у наций живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержание добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и разноскоростной интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.
Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.
Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.
Важным направлением внешней политики является защита территории и границ страны. Некоторые государства имею территориальные претензии к России (Япония), а в большинстве наших соседей есть политические силы, претендующие на наши территории.
Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений; основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.