Социально-политическое развитие России в XIV-XVII вв

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской Думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху, который издает законы. Абсолютизм отличается наивысшей степенью централизации, развитым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом; сильной армией и органами охраны порядка; ликвидацией представительных органов; системой контроля за выполнением законов; развитой дипломатией; зависимостью церкви от государства.

Окончательно абсолютизм сложился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Рис. 1. Сословно-представительная монархия во второй половине XVII в.

В XVII в. изменился титул русских царей, в котором появился термин «самодержец».

С 60-х годов прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор (1653 г.) решил вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу.

Был создан возглавлявшийся самим царем Тайный приказ, сосредоточивший контроль за важнейшими государственными делами. Изменения вносились в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» – своеобразные прообразы петровских губерний.

Общий процесс, подчинения всех областей жизни страны неограниченной власти монарха, встретил недовольство со стороны русской православной церкви. С другой стороны, непомерное усиление места и роли церкви в жизни страны встретило резкую оппозицию со стороны верхушки русского боярства и дворянства.

Таким образом, процессы, происходящие в социально-политическом развитии России во второй половине XVII столетия, закономерно подготовили преобразования Петра I.

  1. Смута начала XVII в.

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.


  1. Внутренняя политика России при первых Романовых (1613-1682)

Россия в правление первых Романовых 1613 - 1682 Земский собор
1613 г. Вскоре после освобождения Москвы от поляков, в январе 1613 г. был созван Земский собор, который должен был решить вопрос о власти и избрать нового царя. Иностранных кандидатов (польского королевича Владислава, шведского принца Карла-Филиппа) были почти сразу же отвергнуты. Из русских кандидатур обсуждались князь Дмитрий Трубецкой, князь Черкасский. В конечном итоге было решено избрать на царство 16-летнего Михаила Романова. Избиравшие его руководствовались следующими соображениями. Романовы были родственниками первой, самой законной жены Ивана Грозного, Анастасии Романовой-Юрьевой. Таким образом, создавалась связующая нить между прежней и новой династиями. Бояре надеялись, что молодой царь, будучи неопытен в делах правления, будет находиться под их влиянием. На престол был возведён отрок в силу малолетства не запятнанный в жестокости, предательствах и других грехах, совершаемых в Смутное время. Тем самым государство в лице правителя, безгрешного отрока, начинало существование «с чистого листа». Польша и Швеция ещё некоторое время не оставляли попыток вмешаться во внутренние дела России. В руках шведов находился Новгород, а в 1615 г. осаждали Псков, но взять его не смогли В 1617 г. был заключён Столбовский мирный договор с Швецией. Швеция возвращала России Новгород, но оставляла за собой всё побережье Финского залива и течение Невы с крепостями Копорье и др.) Поляки предприняли ряд попыток вновь утвердить на московском престоле королевича Владислава. В 1618 г. войско Владислава вторглось в Россию и дошло до Москвы, но будучи отброшенным от неё, он согласился на заключение перемирия. В 1618 г. в селе Деулино, недалеко от Троице-Сергиева монастыря было заключено Деулинское перемирие (но не полноценный мир!). Поляки официально не признали власть Михаила Фёдоровича, но прекратили военное вторжение. Кроме того, поляки оставили за собой Смоленскую землю. Михаил Фёдорович (1613 – 1645) Вступив на престол в 16-летнем возрасте Михаил Фёдорович сначала оказался под влиянием родственников матери – Салтыковых. В эпоху преодоления Смутного времени Михаилу Фёдоровичу удалось стать символом возрождения русского государства. Основной задачей, ставшей перед новой династией, явилось восстановление государственного порядка и экономики. Были подавлены проявления казацкой вольницы и ряд выступлений низших слоёв общества (например, восстание Баловня 1615 г.). Верхушка казачества была включена в состав военно-служилого сословия. Постепенно восстанавливалось хозяйство, однако это сопровождалось усилением налогового гнёта и крепостничества. С 1626 г. супругой Михаила Фёдоровича становится Евдокия Стрешнева (см. иллюстр.) Патриарх Филарет
(Фёдор Никитич Романов) По заключении Деулинского перемирия в 1619 г. в Москву вернулся из польского плена патриарх Филарет (отец Михаила Фёдоровича). Филарет сразу же взял бразды правления в свои руки с согласия сына, не склонного к государственной деятельности. Филарет был фактическим правителем России, направляющим внутреннюю и внешнюю политику страны, вплоть до своей смерти в 1633 году. В правление Филарета урочные лета (срок сыска беглых крестьян) был увеличен с 5 до 10 лет. Для упорядочивания сбора налогов проводились пересмотры писцовых книг. Земские соборы Время правления Михаила Фёдоровича – период расцвета сословно-представительской монархии в России. Монарх вынужден опираться на часто созываемые представительские органы, выражающие мнение большинства слоёв населения – Земские соборы. Усилению влияния Земских соборов способствовала общая слабость монархической власти после Смуты, а также то, что царь Михаил Фёдорович воспринимался как выборный царь, поставленный в первую очередь людьми, а не Богом. Вполне возможно Михаил Фёдорович при вступлении на престол дал клятву править в согласии с мнением «земли» и не мог нарушить данного слова. При Михаиле Фёдоровиче продолжается развитие приказной системы, появляются первые «полки нового строя» (военные формирования, устроенные по европейскому образцу). Под Тулой был основан первый железоделательный завод. В первые годы царствования Михаила Фёдоровича соборы созывались почти ежегодно. В основном на них обсуждались вопросы пополнения казны путём экстраординарных налогов. С приездом Филарета значение Земских соборов начинает падать. Смоленская война (1632-1634) Во внешней политике при Михаиле Фёдоровиче основной задачей стало преодоление последствий Смуты, возвращение утраченных территорий и повышение авторитета России в Европе и Азии. С 1618 г. до 1632 г. Россия активных внешнеполитических действий не предпринимала, восстанавливая свои силы. Русское правительство решило воспользоваться смертью польского короля Сигизмунда III в 1632 г. и периодом «бескоролевья» для возвращения отторгнутого в Смутное время Польшей Смоленска. К Смоленску была направлена армия под командованием героя обороны Смоленска 1609-10 гг. М. Шеина, которая и осадила Смоленск. В Польше на престол всходит сын Сигизмунда Владислав IV, который подводит польское войско на помощь осаждённым в Смоленске полякам. Попытки русского войска взять Смоленск путём штурма и подкопа оказались безуспешными. Положение осложнилось набегами крымских татар на южные области России. Многие дворяне уехали из войска, чтобы посетить разорённые татарами имения. Полякам удалось перерезать сообщение осаждавшей Смоленск армии с тылом, что затруднило подвоз фуража и продовольствия. В июне 1634 г. русские войска под Смоленском капитулировали (см. иллюстр. вверху). Восстанавливались границы, существовавшие до войны. По прибытии в Москву Шеин был обвинён в измене и казнён. Азовское сидение (1637 – 1642) В 1637 г. донские казаки без согласования с московскими властями заняли турецкую крепость Азов. Турки направили к Азову многотысячную армию для того, чтобы выбить казаков из этой стратегически важной крепости. Казаки, понимая, что из-за своей малочисленности не смогут отразить натиск турок, направили посольство в Москву с просьбой о помощи. В Москве был созван Земский собор. После длительных споров было решено от оказания помощи Азову воздержаться, поскольку страна не была готова к войне с могущественной Османской империей. Осаждённые в Азове казаки героически сопротивлялись, нанося большой урон туркам. В 1642 г. казаки, добившись почётной капитуляции, ушли из Азова, разрушив его укрепления. Алексей
Михайлович
Тишайший
(1645 – 1676) После смерти Михаила Фёдоровича престол перешёл к его старшему сыну Алексею Михайловичу (родился в 1629 г.). Молодой царь в начале своего правления находился под влиянием своего «дядьки» боярина Б. И. Морозова, фактически управлявшего страной. Б. И. Морозов и его приближённые (окольничий Траханиотов, дьяк Н. Чистой, Л. Плещеев) наживались за счёт казны, чинили всяческие несправедливости, чем вызывали всё возраставшее недовольство москвичей. Особенное возмущение вызывало резкое повышение налогов, за счёт которых надеялись пополнить опустевшую казну. В 1646 г. был введен акцизный налог на соль, что вызвало её резкое подорожание (с 5 копеек до 2 гривен за пуд). Это сделало соль недоступной для бедных слоёв населения и поставило многих на грань голода: для длительного хранения продуктов их засаливали, теперь же это становилось слишком дорого и население лишалось запасов еды на зиму. Соляной бунт 1648 г. 1 июня 1648 г. москвичи попытались вручить царю челобитную с жалобой на Морозова и его приближённых, однако охрана разогнала толпу. 2 июня была сделана повторная попытка вручения челобитной, Морозов приказал стрельцам арестовать челобитчиков, но стрельцы отказались повиноваться. Толпа москвичей ворвалась в Кремль и разгромила дворы наиболее ненавистных бояр и чиновников. Царь вынужден был пойти на компромисс. Некоторые приближённые Морозова были казнены. Самого Морозова спешно отправили в ссылку в один из монастырей. Налог на соль был отменён, восстание в целом достигло поставленных целей. Восстания в Пскове и Новгороде (1650 г.) Восстания прокатились и в других городах (не случайно время правления Алексея Михайловича иногда называют «бунташным веком»). Наиболее крупными были восстания в Новгороде и Пскове. Поводом к восстанию стало подорожание хлеба, что ухудшило жизнь городских низов. Жителей Пскова и Новгорода возмутило, что большая часть хлеба хранится для отправки его в Швецию. Восставшие изгнали царских воевод и сформировали собственные органы местного самоуправления, начали раздачу хлеба нуждающимся. Царские войска в течение 3 месяцев осаждали Псков, но взять Псков не смогли. Восставшие прекратили сопротивление после решения созванного в Москве Земского собора об амнистии всем участникам восстания Соборное Уложение 1649 г. Восстания в Москве и других городах показало недовольство многих слоёв населения существующим положением вещей. В начале 1649 г. был созван Земский собор для выработки нового свода законодательства. Этот свод получил название «Соборное уложение». Уложение закрепляло принципы абсолютной (самодержавной) власти царя. Вводились чрезвычайно строгие наказания за преступления, направленные против монарха (даже за умысел и за недонесение). Алексей Михайлович в отличие от своего предшественника рассматривал себя как государя «божьей милостью», ничем не обязанным своим подданным. Все ритуалы, связанные с царём, обставлялись пышной торжественностью Одновременно с усилением самодержавной власти падает значение Земских соборов, которые собираются всё реже. «Соборное уложение» 1649 г. закрепило неполноправное положение крепостных крестьян и низовых слоёв посадского населения. По сути дела, они лишались личной свободы. Жителям посадов запрещалось уходить со своего места жительства и самовольно менять род деятельности. (Это сделано ради удобства сбора налогов). Крепостные крестьяне становились фактически собственностью помещиков, на земле которых они жили. Помещики получали над крестьянами неограниченную власть. Был введён неограниченный срок сыска беглых крестьян. Поэтому именно год принятия «Соборного уложения» - 1649 год – принято считать датой окончательного установления крепостного права. Медный бунт 1662 г. Из-за оскудения казны в результате войн с Польшей и Швецией правительство выпустило медные монеты, которые должны были ходить по стоимости серебряных. Курс новых денег на рынке был крайне низок. Серебряный рубль стоил 15 медных. Обесценивание медных денег снизило жизненный уровень народа, особенно тех, кто получал казённое жалование. Его выплачивали медью, а налоги обязательно требовали выплачивать серебром. 25 июля 1662 г. в Москве восставшие начали громить дворы бояр и сборщиков налогов. Толпа направилась в Коломенское, где в это время находился царь. Царь вынужден был выйти к восставшим и попытался их успокоить уступками. Медный бунт Однако после прибытия стрелецких отрядов царь отказался от уступок и приказал разогнать толпу. В результате погибли несколько сотен безоружных людей, многие были схвачены и после пыток осуждены к различным наказаниям. Вскоре после этих событий медные деньги были отменены. Восстание Степана Разина
(1670 – 1671) Крупнейшим восстанием 17 в. стала Крестьянская война под руководством Степана Тимофеевича Разина. Главной опорой восстания были донские казаки и крестьяне Поволжья. На Дон убегали зависимые крестьяне, спасаясь от крепостной неволи, и пополняли ряды казачества. Правительство пыталось остановить этот процесс и возвращать беглых, а также в целом усилить контроль за казацкой вольницей. Одним из источников доходов у казаков были грабительские экспедиции на берега Чёрного и Каспийского морей, попутно казаки грабили боярские и купеческие суда. Одним из лидеров казаков стал С. Т. Разин, возглавивший в 1668-69 гг. «поход за зипунами», в ходе которого был разорён ряд городов Каспийского побережья. Казаки вернулись с богатой добычей, что укрепило авторитет Разина как талантливого предводителя. Степан Разин на Волге Весной 1670 г. Разин с казаками начал поход по Волге. Теперь главной целью разинцев стала расправа с боярами, постепенно этот поход превратился в крестьянскую войну. К разинцам присоединялись крестьяне и жители городов, расправляясь с местной администрацией и помещиками. В апреле 1670 г. был взят Царицын, а в июне – Астрахань, Саратов и Самара добровольно сдались войскам Разина. Разин рассылал грамоты, в которых призывал примкнуть к восстанию, убивать бояр и вводить самоуправление по образцу казачьего. Вооружённые отряды разинцев заняли значительную территорию Поволжья и Черноземья. Правительство послало на подавление восстания войско в 60 тыс. человек. Сопротивление разинцам оказал стрелецкий гарнизон Симбирска, выдержавший 4 приступа восставших. 3 октября 1670 г. подошедшие правительственные войска нанесли под Симбирском поражение разинцам, которые были вынуждены отступить. Разин ушёл на Дон, чтобы собрать новое войско, однако был схвачен «домовитыми» казаками и выдан властям. Разин вместе со своим братом был привезён в Москву, подвергнут пыткам и приговорён к четвертованию, которое совершилось 4 июня 1671 г. на Болотной площади. Отдельные очаги восстания (Астрахань) продолжали сопротивление до конца 1671 г. Церковный раскол. Значительные изменения произошли в 17 в. в русской православной церкви, приведшие к её расколу. Авторитет церкви и её служителей к середине 17 в. стал падать вследствие общих тенденций к обмирщению и низких нравственных качеств ряда священников, чей образ жизни явственно расходился с проповедуемыми идеалами. Так, чтобы сократить время службы священники приказывали исполнять несколько песнопений и молитв одновременно (многогласие), что ряд деятелей церкви считал неприемлемым. В 1640-е гг. в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия», ставивший своей задачей восстановление прежних, правильных норм осуществления богослужения. В этот кружок входили будущие противники Никон и протопоп Аввакум. В 1653 г. Никон был избран патриархом и рьяно взялся за проведение церковной реформы. Реформа шла по 2 направлениям: 1. Усиление патриаршеской власти, утверждение верховенства власти патриарха над царской. 2. Исправление богослужебных книг и обрядов по греческим образцам. Алексей Михайлович вначале полностью доверял Никону и называл его «собинным (личным, особым) другом». Никон использовал в качестве прецедента то влияние, которое имел при Михаиле Фёдоровиче патриарх Филарет, претендуя на звание как минимум соправителя царя. Никон говорил: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, токожде и царь емлет венчание от архиерея». Во время торжественных обрядов царь вёл под уздцы лошадь с восседающим на ней патриархом (иллюстр. вверху). Никон заставил Алексея Михайловича покаяться за убийство Иваном Грозным митрополита Филиппа и встать на колени перед его гробом (иллюстр. внизу). При активной поддержке царя Никон начал настаивать на исправлении богослужебных книг и обрядов по греческим образцам. Все члены «Кружка ревнителей» считали необходимым унифицировать обряды и тексты, но разногласия начались по поводу того, что должно быть взято за образец. Никон предлагал греческие (идущие от Византии) образцы, а Аввакум и его сторонники – сложившиеся на Руси. Это послужило основанием для церковного раскола. Противники реформ считали, что у греков ничего заимствовать нельзя, поскольку они нарушили чистоту православия, за что и были отданы под власть турок. Аввакум и его сторонники считали Русь единственной страной, сохранившей верность православию, поэтому полагали необходимым считать нормой уже утвердившиеся в России обряды и тексты. Никон вводил троеперстное крещение вместо двуперстного, велел произносить слово «аллилуйя» не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя против Солнца (с Запада на Восток) Также был изменён текст богослужебных книг: вместо «Исус» следовало писать «Иисус», вместо «видевшие» - «узревшие» и т. п. Предлагаемые Никоном исправления были лишь формальными, не затрагивающими основ веры, но Аввакум и его сторонники считали любое изменение сложившихся норм богоотступничеством: «Иже что, кто хотя малое переменит, да будет проклят». Они выражали готовность «умереть за единый аз» (т.е. за одну букву). Сторонников Аввакума и всех, кто не принимал реформ Никона, стали называть раскольниками и старообрядцами. Раскол стал многоплановым и противоречивым движением, в котором принимали участие все слои русского общества. В нём сильно проявлялись тенденции социального протеста, облечённые в религиозную форму. Раскольники были консерваторами, выступавшими против любых заимствований с Запада, так как это, по их мнению, угрожало чистоте веры. На раскольников начали обрушиваться преследования, от них требовали принятия никоновских реформ. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, затем вновь привезён в Москву, но опять отказался отречься от своих взглядов. Был сослан в заполярный острог Пустозерск, откуда ему удавалось передавать написанные в подземной тюрьме послания. В 1682 г. Аввакум и ряд его сподвижников был сожжён на костре в Пустозерске (см. иллюстр.). Одной из фанатичных последовательниц раскола стала боярыня Феодосья Морозова, соратница Аввакума. Она была родственницей одного из Морозовых, пользовавшегося влиянием при дворе Алексея Михайловича. Морозова навещала Аввакума в заточении (см. старообрядческую икону), жертвовала деньги на содержание и деятельность старообрядцев. После отказа отречься от старообрядчества Морозова со своей сестрой были сосланы в Боровский монастырь (недалеко от Калуги) и там скончалась в заточении. Спор о вере с Никитой Пустосвятом На картине В. Г. Перова представлен один из эпизодов раскола, произошедший летом 1682 г. При дворе царевны Софьи Алексеевны был проведён диспут между церковными иерархами и одним из предводителей раскола Никитой Пустосвятом. Сама Софья присутствовала на этом споре. Дело доходило до взаимных оскорблений и рукоприкладства спорящих сторон. После спора Никита Пустосвят был арестован и через несколько дней казнён. Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. Раскольники активно сопротивлялись реформам Никона и это часто перерастало в сопротивление царской власти, поддерживавшей эти реформы. Раскольники бежали в глухие места и основывали там скиты, раскольники часто практиковали коллективное самосожжение, из-за нежелания жить в «антихристовом» мире. Самым мощным раскольничьим восстанием было восстание монахов Соловецкого монастыря, продолжавшееся 8 лет. Монахи отказались признавать новые богослужебные книги и принимать царских наместников. Блокада и осада монастыря продолжалась так долго из-за того, что монастырь был хорошо укреплённым сооружением. К тому же монахи располагали большими запасами продовольствия и оружия. Несколько попыток штурма были отбиты восставшими. Царским войскам удалось проникнуть в монастырь лишь после того, как перебежчик указал тайный ход в крепость. Большинство сопротивлявшихся монахов были перебиты. Вскоре отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем начали ухудшаться. Царь не мог смириться с претензиями патриарха на верховную власть, видя в этом ограничение принципа самодержавия. Между царём и патриархом стали происходить разногласия по конкретным вопросам. После одной из «обид», нанесённых царём, Никон в 1658 г. объявил о том, что слагает с себя сан патриарха, и удалился в Новоиерусалимский монастырь (на фото вверху). В 1666 г. был созван церковный собор, на котором Никон официально был лишён патриаршего сана и как простой монах сослан в один из северных монастырей. Т. о., царская власть одержала победу над церковной; это стало шагом на пути полного подчинения церкви государству. Однако и после осуждения патриарха Никона (см. картину) все его реформы обрядов и богослужебных книг остались в силе. Преследования старообрядцев продолжались. Торговый и Новоторговый уставы В годы царствования Алексея Михайловича укреплялись экономические и политические связи с европейскими государствами. Широко привлекались приглашаемые из стран Европы специалисты в военном и инженерном деле, создавались «полки нового строя». Для регулирования торговых отношений с другими странами был разработан сначала Торговый (1653 г.), а затем и новоторговый (1667 г.) уставы, носившие протекционистский характер в отношении российских купцов. Большую роль в их разработке сыграл Алексей Ордин-Нащокин, известный государственный деятель 17 в. Торговый устав устанавливал единую пошлину в размере 5% от цены продаваемого товара (с иностранных купцов – 8%). Иностранцев склоняли продавать товар российским купцам на границе и не везти его далее во внутренние уезды. Также значительным влиянием на политику в последние годы правления Алексея Михайловича пользовался боярин Артамон Матвеев. Он управлял малороссийским и посольским приказами. Матвеев был одним из первых «западников», ценил общение с иностранцами, старался устроить дом на европейский манер. По его инициативе при царском дворе иностранная труппа дала первое на Руси театральное представление. После смерти Алексея Михайловича был сослан. Алексей Михайлович получил в истории прозвище «Тишайший» за религиозность, незлобивость и мягкость характера (если дело не шло о прерогативах его власти). Основным увлечением Алексея Михайловича была соколиная охота, которой он уделял много времени. С соколиной охотой связаны такие топонимы Москвы как «Сокольники», «Ширяево поле» (в честь любимого сокола по кличке Ширяй). При непосредственном участии Алексея Михайловича была составлена книга «Урядник соколиного пути», досконально регламентирующая все аспекты соколиной охоты и содержания соколов. Московские резиденции Алексея Михайловича:
Коломенское и Измайлово Фёдор Алексеевич (1676 – 1682) После смерти Алексея Михайловича на престол вступает его старший сын Фёдор Алексеевич, рождённый от первой жены Алексея Михайловича – Милославской. Фёдор был очень слаб и болезнен, прожил всего 21 год. По меркам своего времени был достаточно образован, наставником Фёдора являлся известный просветитель Симеон Полоцкий. Фёдор способствовал созданию Славяно-греко-латинской Академии – первого высшего учебного заведения в России. При Фёдоре Алексеевиче была проведена перепись населения, несколько изменена система подворного налогообложения. Была упорядочена приказная система путём сокращения числа приказов. На Фёдора Алексеевича оказывали подавляющее влияние его властолюбивая сестра Софья Алексеевна и Апраксины – родственники жены. Уничтожение местничества – 1682 г. В начале 1682 г. было принято решение об отмене местничества, бывшего препятствием на пути эффективного управления государственными и военными делами. Из решения боярской думы: «Да погибнет в огни оное, Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное, и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовек!». Все разрядные книги (в которых было записано, кто, когда под чьим началом служил) были сожжены (см. рисунок вверху). Бездетный Фёдор Алексеевич скончался в мае 1682 г. После его смерти начинается острая борьба за власть между родами Милославских и Нарышкиных. Воссоединение Украины с Россией Одной из главных задач внешней политики России 17 в. явилась борьба за воссоединение с московским государством территорий, отторгнутых Литвой и Польшей в предыдущие века. Россия воспользовалась борьбой украинцев за независимость от Речи Посполитой. Украинское население Речи Посполитой находилось в неравноправном положении с поляками, подвергаясь преследованию по религиозному, национальному и социальным признакам. Официальным языком этих территорий признавался польский, а религией – католицизм. Все слои украинского населения выражали недовольство польским засильем: дворянство (оно не могло сделать карьеру; отбирались имения в пользу поляков), православное духовенство (угроза окатоличивания), городское население и крестьянство. Запорожские
казаки Силой, возглавившей вооружённое сопротивление власти поляков, стало запорожское казачество. Как правило, казачество образовалось из людей, бежавших от феодальной эксплуатации, из подвластных Польше или Московскому государству территорий. У днепровских порогов возникла Запорожская Сечь, своеобразное казацкое «государство», основанное на принципах общинного самоуправления. Главным лицом Сечи был выборный гетман. Основным источником средств существования Сечи были грабительские походы на польские и турецкие территории, оправдываемые лозунгом освобождения единоверцев-православных от гнёта католиков и мусульман. Польские власти желали привлечь казаков (особенно казацкую верхушку) на службу, однако требовали при этом окатоличивания, что для казаков было неприемлемо. Богдан Хмельницкий (1595 – 1657) Лидером борьбы казачества, а затем и всех украинцев, за независимость от Польши стал Богдан Хмельницкий. Он происходил из мелких помещиков; хутор Хмельницкого был разорён польским карательным отрядом, а его сын был убит. Это окончательно подвигло Хмельницкого на борьбу против Речи Посполитой. В 1647 г. Богдан со своим отрядом явился в Сечь, изгнал оттуда польский гарнизон; после этого он был избран гетманом и обратился с призывом к восстанию. Казацкое войско под командованием Хмельницкого одержало ряд побед над поляками в битвах у Жёлтых вод и Корсуни (май 1648 г.). Эти победы укрепили авторитет Хмельницкого и содействовали привлечению в его войско широких масс украинцев. Одновременно Хмельницкий заключил союз с Крымским ханом, ожидая его поддержки в борьбе с поляками. Войско Хмельницкого одержало ещё рад побед: у Пилявиц (сентябрь 1648г.) и у Зборова (август 1649г.). Однако крымские войска неожиданно перешли на сторону поляков. В результате измены крымцев Хмельницкий был вынужден заключить мирный договор с поляками, в котором при сохранении власти польского короля были даны гарантии православным и подтверждено самоуправление Сечи. Боевые действия возобновились в 1651 г. Войска Хмельницкого начали терпеть поражения, опять же во многом из-за ненадёжности крымских татар как союзников. Богдан Хмельницкий несколько раз направлял посольства в Москву, выражая желание признать власть Российского государства, но из-за нестабильной обстановки (городские восстания середины 17 в.) открытой поддержки из Москвы не получал. Переяславская рада – 1654 г. В Москве в октябре 1653 г. был созван Земский собор по вопросу о поддержке движения украинцев и принятии Украины в состав Российского государства. Было принято решение о поддержке и принятии Украины в русское подданство. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным 8 января 1654 г. в украинском городе Переяславле состоялся совет (рада), на котором почти единогласно было принято решение о вхождении Украины в состав Российского государства. Украина сохраняла многие элементы своей автономии (Сечь, выборное гетманство и пр.). Война с Польшей (1654 – 1667) Принятие Украины в состав России означало вступление в войну с Польшей. В 1654 г. русские войска заняли ряд крупных городов: Дорогобуж, Полоцк. (Всего 33 города). Был взят Смоленск, отторгнутый поляками в начале 17 в. Смоленск. При осаде Смоленска в русском войске находился сам царь Алексей Михайлович. Местное православное население приветствовало приход русских войск. Ослаблением Речи Посполитой воспользовалась Швеция, чьи войска заняли значительную часть Польши и даже овладели её столицей – Варшавой. Чувствуя, что усиление Швеции является нежелательным для России, Алексей Михайлович приостанавливает боевые действия против Польши и объявляет войну Швеции. Война с Швецией (1656 – 1658) Россия планировала добиться выхода в Балтийское море путём возвращения земель отторгнутых Швецией в 16 – нач. 17 в. В 1656 г. русские войска вошли на территорию прибалтийских владений Швеции, смогли взять Дерпт, Ниеншанц, Шлиссельбург (Орешек). Несколько месяцев продолжалась осада русскими войсками Риги, однако взять её не удалось и русские войска отступили. В 1657 г. шведские войска перешли в ответное наступление и начали вытеснение русских войск с занятых ими в прошлом году территорий. Шведские войска даже подходили к Пскову. Одновременно оправившаяся Речь Посполитая возобновила боевые действия против России. Поэтому было решено заключить с Швецией перемирие (1658 г.) По Кардисскому миру (1661 г.) Россия теряла все сделанные в ходе войны завоевания. Россия осталась отрезанной от Балтийского моря. Смерть в 1657 г. Богдана Хмельницкого несколько ослабила позиции России на Украине. Его преемники поддерживали Россию не столь безоговорочно и выражали готовность к компромиссу с поляками. Даже один из сыновей Хмельницкого – Юрий переходит на сторону поляков и сражается против русских войск. Преемник Хмельницкого Иван Выговский выступил против русских войск и нанёс им поражение под Конотопом. В целом второй период войны С Польшей был менее удачен для России, она потеряла ряд завоеваний, сделанных в начале войны. И Россия и Польша были на грани истощения материальных ресурсов. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие сроком на 13 лет, положившее конец войне. Россия удержала Левобережную Украину, Киев, Смоленскую землю. В 1686 г. был заключён «Вечный мир» с Польшей, подтвердивший условия Андрусовского перемирия. Чигиринские
походы
(1677 – 1681) Для отражения агрессивных притязаний Турции Россией были организованы Чигиринские походы. Турецко-крымские войска в 1677 г. осадили украинскую крепость Чигирин. Несмотря на многократное превосходство в живой силе турки не смогли овладеть Чигириным. На помощь осаждённому гарнизону двигалась русско-украинская армия под предводительством Г. Г. Ромодановского. Ей удалось разбить турецкую армию. Осада с Чигирина была снята. Летом 1678 г. турки предприняли ещё один поход на Чигирин. Несмотря на сопротивление русско-украинских войск почти полностью разрушенный город был взят турками. В 1681 г. в Бахчисарае был подписан мирный договор между Россией и Турцией. По нему земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными и не подлежащими заселению. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Событие, изображённое на картине И. Е. Репина, относится именно к периоду Чигиринских походов. Казаки сочиняют издевательский ответ на предложение турецкого султана покориться и перейти к нему на службу. Освоение Сибири в 17 в. Западная часть Сибири была присоединена к Российскому государству ещё в конце 16 в. в ходе походов Ермака. На протяжение всего 17 в. продолжается проникновение отрядов и следующих за ними колонизационных потоков россиян в Сибирь и Дальний Восток вплоть до берегов Тихого океана. Главным побудительным мотивом к продвижению стал поиск мест богатых пушниной а также рудами, полезными ископаемыми и драгоценными металлами. В освоении Сибири соединялась целенаправленная политика государства и самодеятельная инициатива «искателей землиц» из числа дворян, купцов и казаков. Огромные пространства Сибири и Дальнего Востока были заселены очень слабо, как правило, племенами, находящимися на уровне первобытного строя. Русские отряды, продвигаясь на восток, подчиняли власти московского царя местные племена, налагали на них дань (ясак), взимаемую обычно пушниной («мягкой рухлядью»), которая затем шла на экспорт в Европу. Для закрепления на новых местах русские поселенцы строили укреплённые городки, остроги, необходимые на случай нападения местных племён. Так возникли Братский острог (Братск), Якутский острог (Якутск), Иркутское зимовье (Иркутск) и другие поселения, затем превратившиеся в крупные города. Отношения с местным населением («ясачными людьми») были по большей части мирными. Насильственной русификации, навязывания православия и тем более истребления местного населения не было. Основные маршруты освоения Сибири Русскими первопроходцами было совершено большое число географических открытий при освоении Сибири и Дальнего Востока. Казак Семён Дежнёв (см. портрет) в 1648 г. с немногочисленной группой сотоварищей на небольших судах первым проплыл через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Василий Поярков исследовал южные районы Сибири, бассейн рек Зеи и Шилки, а затем по Амуру вышел в Тихий океан (1643 – 1645 гг. Отряд устюжского торгового человека Ерофея Павловича Хабарова в 1650-е гг. также исследовал течение Амура и Даурию. В честь Хабарова был в 19 в. назван город Хабаровск – один из крупнейших российских городов на Дальнем Востоке. Освоением и подчинением Камчатки занимался Владимир Атласов, совершивший на Камчатку несколько экспедиций. Вслед за первопроходцами пространства Сибири стали населять «гулящие» люди; крестьяне, спасавшиеся от крепостной зависимости; ремесленники и торговцы. В острогах размещались казацкие и стрелецкие отряды. Территория Русского государства простиралась теперь до берегов Тихого океана. Освоение Сибири сыграло положительную роль как в истории России, так и в истории сибирских народов, поскольку они смогли приобщиться к более высокой материальной и духовной культуре Русского государства. Нерчинский договор 1689 г. Россия вошла в непосредственное соприкосновение с Китаем. Возник вопрос о урегулировании границ между этими государствами. На переговоры в Нерчинск был послан Фёдор Головин, которому в ходе длительных, продолжавшихся 3 года, переговоров удалось убедить китайцев провести границу по течению реки Амура. В целом и сейчас граница между Россией и Китаем проходит по условиям, зафиксированным Нерчинским договором 1689 г. И Т О Г И В годы правления первых Романовых: Россия смогла преодолеть последствия смутного времени и подтвердить статус региональной державы. Территория России была существенно расширена (Левобережная Украина, Смоленская земля, Сибирь, Дальний Восток). В экономике произошло складывание общероссийского рынка, появились первые мануфактуры. Произошёл переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Окончательно получило юридическое оформление закрепощение крестьян. Усилились процессы европеизации страны, заимствования элементов западной культуры, технологий и образа жизни.

  1. Внешняя политика М.Ф. и А.М.Романовых. Отношения с Польшей, Швецией, Турцией. Воссоединение с Левобережной Украиной

Царь Михаил Федорович. В июле 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Он взошел на престол юношей неполных 17 лет. Вельможи, ближние предстатели у трона, видели в Михаиле Федоровиче, с его робостью и хилым здоровьем, добротою и простотою, своего рода "второе издание" царя Федора Ивановича. Отсюда их расчеты на его "повадливость". Так и пошло при дворе, но - до поры, до времени, точнее же - до возвращения царева отца из польского плена в 1619 г. Умный, властный, даровитый Филарет, ставший патриархом, правил не только своим духовным ведомством, но и вместе с сыном всем государством Российским. Его официально называли, как и царя, "великим государем", в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом.

Михаил Романов как царь устроил, кажется, всех, так как выбрали, по словами историка В. О. Ключевского, "не способнейшего, а удобнейшего". Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож - родственники, свойственники, фавориты. Это - те же Романовы, Шереметевы, Черкасские, Стрешневы и иные.

Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления Михаила Федоровича.

Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович (1613-1645) пошел по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. - девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян.

Смоленская война 1632-1634 гг. В 1632 г. Земский собор принял решение вернуть Смоленск, утерянный после смуты. Задачу облегчали смерть польского короля Сигизмунда III и выборы нового монарха. 30-тысячное русское войско при 150 пушках осадило Смоленск. Осада завершилась крупной неудачей. Правда, и новый польский король Владислав не сумел развить успех. Воевода Б. И. Шеин, возглавлявший безуспешную восьмимесячную осаду Смоленска и сдавший знамена, обоз и пушки, был казнен.

В 1634 г. неподалеку от г. Вязьмы на реке Поляновке был подписан мирный договор. За Польшей оставались Смоленские, Черниговские и Новогород-Северские земли. Владислав, занявший польский трон, отказался от русского престола, на который он был приглашен семибоярщиной в период смуты, признал Михаила Федоровича царем.

В 1637 г. донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г. единства по этому поводу не высказал. Было ясно, что России придется вести трудную войну с Турцией и Крымом, а сил для этого нет. Казаки вынуждены были оставить Азов.

Царь Алексей Михайлович. Алексей Михайлович (1645-1676) получил прозвище "Тишайший". В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов, князь Н.И. Одоевский, патриарх Никон, А.Ф. Ордын-Нащокин и А.С. Матвеев, в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский.

Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и "подвижен на гнев", но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты - "Урядник сокольничья пути", высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху "бунтов" и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность.

Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

Царская власть. Хотя Михаил Романов стал царем по воле Земского собора - органа сословного представительства, его, как и предшественников, быстро начали рассматривать как богоизбранного государя, получившего власть от "прародителей своих" - представителей династии Рюриковичей. Избрание первого Романова стали выдавать за проявление божественной воли. Те же мысли продолжают развивать в официальных актах и летописных сводах, публицистических и исторических сочинениях в течение всего столетия.

В тех редких случаях, когда царь являлся народу, он поражал тех, кто его видел, своим великолепием - богатыми одеждами и каретами, разодетой свитой и многочисленной охраной. Иностранных дипломатов, которых царь принимал в Грановитой палате Кремля, удивляли торжественный и таинственный московский церемониал, великолепие и богатство помещения с его роскошным убранством, важность и строгость обычаев; больше же всего - личность царя, неподвижного и недосягаемого, "аки Бог в горних пределах", его пышный нескончаемый титул, который полагалось произносить полностью, без малейшего пропуска, чтобы (не дай Бог!) не допустить умаления чести государевой, а тем самым государственной, российской.

Боярская дума. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей более двух десятков наиболее знатных фамилий - Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси (Воротынские, Мстиславские и др.) и Великого княжества Литовского (Голицыны, Куракины и др.), а также старых московских боярских родов (Романовы, Морозовы, Салтыковы, Шереметевы, Шеины и др.). Все они были выходцами из почти шестидесяти наиболее древних и знатных фамилий.

В XVII в. немалое число людей вошло в состав Думы благодаря родству с царями по женской линии: Стрешневы при царе Михаиле, Милославские и Нарышкины при его сыне и внуках. Такую же роль играл фавор при дворе - так возвысились, например, при царе Алексее Михайловиче А С. Матвеев и А. Л. Ордин-Нащокин.

Число членов Боярской думы менялось. В конце 70-х гг. в ней было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Аристократический характер Думы сохранялся, но все же не оставался неизменным - в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков.

Обычно по указанию царя в Думе обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д., спорные или сложные вопросы по представлению приказов - министерств XVII столетия, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением.

Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая "ближняя" или "тайная дума". В нее царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов "большой" Думы.

Несмотря на уменьшение роли Думы в государстве во второй половине столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной Окончательное ее падение относится ко времени правления Петра I.

Приказная система в России XVII в.

Городские восстания середины века. В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному выражению В.О. Ключевского, "рать заела казну". Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве.

В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б. И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить.

Восстание в Москве, получившее название "соляного бунта", не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.

Соборное уложение 1649 г. "Боязни ради и междоусобий от всех черных людей", как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.

"Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. (естественно, с изменениями) Оно было переведено почти на все европейские языки.

В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.

"Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве.. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.

Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов, и в торговых рядах.

Задачи внешней политики. К середине XVII в. Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. На юге России постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана - вассала могущественной Турции. Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII в. 150-200 тыс. человек.

Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 гг. По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство - Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный.

Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI в. (1557). Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян, польские паны именовали не иначе как "быдло" (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине и в Белоруссии сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати признало унию.

Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства - просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Лупке, Киеве и других городах. В 1632 г. Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 г. - Академия) при Киево-Печерской Лавре - первое высшее учебное заведение на Украине. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галицким православным митрополитом был Петр Могила (1632-1646), внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине.

Социальные и национальные противоречия, усиленные религиозным гнетом, вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии, которые проходили на всем протяжении второй половины XVI -начала XVII в. В 30-40-е годы XVII в. наступил спад этой борьбы. Польские паны называли этот период "временем золотого покоя".

Запорожская Сечь. Центром борьбы против иноземных поработителей стала в 40-50-х годах XVII столетия Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица (в настоящее время часть города Запорожье). Для защиты от набегов крымских татар здесь, за днепровскими порогами, казаки соорудили специальную систему укреплений из срубленных деревьев - "засеки" (отсюда и название этой территории). Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами.

Речь Посполитая, желая привлечь казачество на свою сторону, стала составлять особые списки - реестры. Казак, записанный в реестр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалованье. В соответствии с установившимся порядком во главе Запорожского войска стоял гетман. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, получивший традиционные знаки власти: булаву, бунчук и войсковую печать.

Богдан Хмельницкий (ок. 1595-1657). Отец Богдана Хмельницкого был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее по тому времени образование в Киеве и Львове, знал польский, латинский, турецкий языки (последний он выучил в Турции, где два года был в плену).

Он рано проявил себя как талантливый руководитель. Запорожцы избрали его на должность войскового писаря (одну из важнейших в Запорожской Сечи). Он несколько раз участвовал в посольствах к польскому королю. Есть сведения о попытках польской шляхты убрать Б. Хмельницкого с политической арены: один из шляхтичей пытался убить его ударом меча сзади, и только железный шлем спас Б. Хмельницкого от гибели.

Как и многие другие жители Украины, Богдан Хмельницкий испытал на себе жестокость и несправедливость со стороны иноземных поработителей. Так, польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Б. Хмельницкого, разграбил дом, сжег пасеку и гумно, засек до смерти его десятилетнего сына, увез его жену. В 1647 г. Б. Хмельницкий открыто выступил против польского правительства.

Б. Хмельницкий понимал, что борьба против Речи Посполитой потребует огромного напряжения сил, и поэтому с первых шагов своей деятельности выступил за союз с Россией, видя в ней верного союзника Украины. Однако в России тогда бушевали городские восстания, и, кроме того, она еще была недостаточно сильна, чтобы вступить в противоборство с Речью Посполитой. Поэтому на первых порах Россия ограничивалась оказанием Украине экономической помощи и дипломатической поддержки. В этих условиях Б. Хмельницкий пошел на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, обезопасив себя таким образом с юга и лишив польского короля возможного союзника.

Зборовский мир (1649). Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве при Желтых Водах отряды Б. Хмельницкого уничтожили авангард польских войск. Вскоре в генеральном сражении у Корсуня были наголову разбиты и их основные силы. Войско Б. Хмельницкого достигло Львова и Замостья. Однако недостаток боеприпасов и продовольствия, а также начавшаяся эпидемия чумы заставили Б. Хмельницкого повернуть назад. В декабре 1648 г. его войска торжественно вступили в Киев.

Объявив всеобщую мобилизацию шляхты, Речь Посполитая двинула свои войска против армии Б. Хмельницкого. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) Б. Хмельницкий разбил польскую армию, которая спаслась от окончательной гибели лишь благодаря измене крымского хана. Польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. По этому договору Речь Посполитая признавала Б. Хмельницкого гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское и Брацлавское, где запрещалось размещение польских войск. Реестр войск гетмана определялся в 40 тыс. человек. На должности в трех воеводствах могли назначаться только православные. Киевский митрополит стал заседать в сейме Речи Посполитой. Однако польские помещики получили право возвратиться на свои земли.

Белоцерковский мир (1651). Зборовский мир оказался на деле временным перемирием. В 1650 г. военные действия возобновились. К этому времени отчетливо обозначился новый подъем освободительной борьбы украинского народа. Летом 1651 г. превосходящие силы польских магнатов встретились с войсками Б. Хмельницкого под Берестечком (река Стырь на Волыни). Полякам удалось в очередной раз подкупить крымского хана. Тот вывел свои войска из сражения и задержал у себя Б. Хмельницкого, который пытался убедить хана продолжить битву. Поражение под Берестечком и разгром отдельных восстаний карательными экспедициями вынудили Б. Хмельницкого заключить под Белой Церковью мир на тяжелых условиях.

По Белоцерковскому миру под властью Б. Хмельницкого оставалось только одно воеводство - Киевское. Реестр сокращался вдвое до 20 тыс. человек. Как и ранее, польские шляхтичи имели право вернуться в свои поместья, крестьяне по-прежнему обязаны были нести крепостное ярмо. Усилилось бегство казаков и крестьян в московское порубежье. В верховьях Северского Донца и Оскола (Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.) образовалась Слободская Украина.

Переяславская рада (1654). Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были массовые народные выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 г.

1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Воссоединение Украины с Россией привело к временному ослаблению крепостнических отношений на Левобережье (крепостное право юридически введено на Украине во второй половине XVIII в.).

Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Русско-польская война 1654-1667 гг. и русско-шведская война 1656-1658 гг. Речь Посполитая не признала воссоединения Украины с Россией. Русско-польская война стала неизбежной. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Богдан Хмельницкий - Люблин, ряд городов в Галиция и на Волыни.

Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция открыла против нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Польша стояла на краю гибели. В условиях бескоролевья после смерти короля Яна-Казимира Алексей Михайлович, рассчитывая на королевский престол, объявил воину Швеции (1656-1658). Было заключено русско-польское перемирие. Русские войска взяли Динабург (Даугавпилс), Дерпт (Тарту), осадили Ригу, нанесли поражение шведам под Гдовом (1657). Однако все успехи России были перечеркнуты изменой украинского гетмана И. Выговского, сменившего умершего в 1657 г. Б. Хмельницкого. И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей против России.

В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три года, а в 1661 г. - Кардисский (близ Тарту) мир. Россия возвращала завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю оставалась первоочередной, важнейшей задачей внешней политики.

Драматические события переживала Украина. Гетман И. Выговский в союзе с Польшей и Крымом разбил царские войска под Конотопом (1659). Население Украины не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, однако и он вскоре (1660) перешел на сторону короля. И вновь и Запорожье, и Левобережье Украины не поддержали антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Левобережья стал запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, также добивавшийся отделения Украины от России (убит казаками в 1668 г.). На Правобережье был свой гетман - П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши. Эти годы на Украине стали временем разорения ("руины") и усобиц.

Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия на тринадцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, передавался России на два года (после завершения этого срока он так и не был возвращен). Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.

Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание.

Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя - село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Как пишет современник событий, восставшие "били с царем по рукам" и &q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: