В узнавании проявляется «чувство знакомости» воспринятого образа и отнесение этого образа к определенному месту,времени или ситуации

Этот процесс связан с объединением по определенным признакам непосредственно воспринимаемого с воспринятым ранее.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубины понимания.

Запоминание избирательно. Как правило у нормальных здоровых людей имеет место запоминание того, что нужно, того, что интересно и того,что связано с сильными яркими эмоциями. Память на яркие негативные эмоциональные события может быть блокирована в результате действия механизмов психической защиты.

Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Запоминание — это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте.

Произвольное запоминание, как правило, всегда имеет целенаправленный характер и специальные приемы позволяют улучшить его эффективность. (мнемотехнические приемы).

Запоминание зависит от многих факторов:

психологическая установка на запоминание

психологическое состояние

целостный контекст происходящих событий

Зейгарник Блюма Вульфовна — основоположник отечественной патопсихологии.

Эффект Зейгарник.

У здоровых людей незавершенные действия помнятся лучше, чем завершенные.

Хранение (процесс удержания и накопления памяти в течении длительного времени)

При хранении информации в течении длительного времени происходит ее переструктурирование и организация. Прочнее всего в памяти хранится давняя информация. Прочно хранится та информация, которая регулярно используется.

Воспроизведение (репродукция). (извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала)

Может осуществляться двумя путями:

узнаванием

припоминанием (сознательное воспроизведение требующее волевых усилий)

Узнавание (специфический процесс памяти,который проявляется при повторном восприятии объекта или при вспоминании).

Забывание (процесс памяти, при котором избирательно с течением времени из памяти исключаются определенные части или фрагменты информации)

У нормальных психически здоровых людей конкретные детали забываются скорее, при этом дольше помнятся общие черты или какие-то общие положения и выводы.

Виды памяти:

по характеру психической активности:

двигательная (возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Это основа для формирования практических и трудовых навыков. Развита у спортсменов, танцоров и музыкантов)

эмоциональная (память на эмоции и чувства основана на ярких переживаниях. Наиболее сильно развита у представителей творческих профессий и у эмоционально чувствительных и впечатлительных людей)

образная (память на определенные образные представления. (картина природы, звуки, запахи, вкусы). Бывает зрительной, слуховой, осязательной. Развита у представителей творческих профессий)

словесно-логическая (тесно связана с мышлением, ее содержанием являются мысли)

по характеру цели деятельности:

произвольная (носит целенаправленный характер. Наиболее часто является компонентом необходимой учебной деятельности)

непроизвольная (осуществляется без усилий-автоматически. Непроизвольная память чаще всего работает в тех случаях, когда есть интерес)

по продолжительности сохранения материала:

мгновенная (сохранение информации на уровне рецепторов. Возможна благодаря инерционности органов чувств. Следы в сенсорной памяти хранятся до 1 секунды. Особенность — модальная специфичность)

кратковременная (связана с актуальным сознанием. В нее попадает только та информация, которая отвечает актуальным требованиям. Время кратковременной памяти разные исследователи описывают по разному (примерно до 20 секунд). Объем примерно 7 единиц +-2)

оперативная (рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока. Срок хранение информации определяется задачей.

Оперативная память ориентирована на решение конкретной задачи)

Оперативная память предполагает преобразование информации в соответствии с поставленной задачей)

буферная (обеспечивает хранение информации в течении нескольких часов. Является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную)

долговременная (обеспечивает длительное хранение информации)

наследственная (хранит информацию в закодированном виде в ДНК,передается по наследству)

прижизненно сформированная (основывается на опыте)

в зависимости от характера запоминания:

механическая

осмысленная

Одно из условий механического запоминания — многократное повторение.

Характеристики памяти:

объем (количество единиц информации)

быстрота воспроизведения (способность использовать в практической деятельности имеющуюся информацию)

точность

длительность хранения информации

готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию (зависит от психологической установки и эмоционального состояния)

Внимание

Внимание -это психический и физиологический процесс, а так же состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: