Исполнительные компоненты

Концепция интеллекта Стернберга

Теория Кеттела.

Выделял 2 вида интеллекта. Говорил, что у каждого человека с рождения имеется потенциальный интеллект.

Кристаллический интеллект, состоящий из навыков и знание приобретаемых в процессе жизненного опыта.

Типы структуры интеллекта.

Первый тип — кристаллический (стабильный). Определяет продуктивность деятельности в тех задачах, которые требуют готовых выработанных умственных навыков. Формируется под влиянием среды на основе опыта.

Второй тип — флюидный (оперативный). Определяет продуктивность деятельности в новых незнакомых ситуациях. В меньшей степени подвержен условиям внешней среды.

Уровень интеллекта определяет интеллектуальную продуктивность.

Различие в интеллектуальной продуктивности объясняется различием когнитивных структур.

Выделял три типа компонентов в когнитивной структуре интеллекта:

Метакомпоненты. Это процессы управления,которые регулируют процесс переработки информации.

1-Признание существования проблемы при решении задачи

2-осознание проблемы и отбор процессов,пригодных для ее решения.

3-выбор стратегии

4-выбор ментальной репрезентации

5-распределение умственных ресурсов

6-контроль за ходом решения задачи

7-оценка эффективности решения

1-кодирование информации

2-выявление отношений

3-приведение в соответствие

4-сравнение

5-обоснование

6-ответ/результат

Компоненты приобретения знаний(познавательные компоненты)

1-избирательное кодирование

2-избирательное комбинирование

3-избирательное сравнение

В процессе решения задачи все эти компоненты работают согласованно.

Метакомпоненты регулируют работу исполнительных и познавательных компонентов. Исполнительные и познавательные компоненты дают метакомпонентам обратную связь.

Основная трудность при решении задач (по Стернбергу) состоит не в самом решении, а в правильном понимании сути задачи.

Интеллект — это способность решать задачи правильно понимая условия и способность решать задачи при неполном объяснении.

Стернберг придает особую важность в выборе стратегии.

Три типа стратегий

Аналитическая

Пространственно-синтетическая

Вербальная

Стернберг отмечает так же значимость процессов внимая при решении интеллектуальной задачи.

Вводит понятие как «распределение ресурсов внимания»

а-распределение ресурсов внимания между важными и второстепенными компонентами/этапами задачи

б-контроль надо ходом/процессом решения задачи

Интеллект (по Стернбергу) лучше проявляется при решении новых задач (фактор новизны).

В сфере взаимодействия с окружающим миром может проявляться практический и социальный интеллект, потому что интеллект служит целям обеспечения отношений индивида с внешней средой.

Выделяет три типа таких отношений:

1-адаптация

2-внутренний выбор (выбор стратегии)

3-конструирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: