Низкий интеллект при низкой креативности

IV.

Высокая креативность при низком интеллекте

III.

Высокий интеллект при низкой креативности

II.

Высокая креативность при высоком интеллекте

I.

Интеллект и креативность

Креативность — это творческие способности/возможности, которые предполагают нестандартный/оригинальный подход к решению задач.

Большой психологический словарь:

Креативность рассматривается как творческие способности человека, которые могут проявляться не только в мышлении, но и в чувствах,общении и отдельных видах деятельности.

Креативность — это способности, которые могут характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, а так же продукты деятельности и процесс их создания. (БПС)

Креативность определяется восприимчивостью к новым идеям.

В современной психологии креативность и интеллект рассматриваются как различные понятия. Можно выделить 4 типа людей, в зависимости от уровня интеллекта и уровня креативности (из учебника Кровосарского):

Характеристики:

-уверенность в себе

-адекватность самооценки

-хороший самоконтроль и самоорганизация деятельности

-инициативность, активность

-успешность

-хорошая адаптация (социум, деятельность)

Характеристики:

-высокое стремление к успехам,особенно в учебной деятельности

-тяжело переживают неудачу (особенно в учебной деятельности)

-страх перед неудачей

-избегание риска

-невысокая активность,страх публично высказывать свои мысли

-сдержанность и скрытность

Характеристики:

-трудность адаптации к внешним учебным требованиям

-часто бывают в изгоях (не могут найти понимания)

-имеют увлечения вне школы (в большинстве творческие)

-тревожность и неуверенность в себе

-непереносимость монотонных и рутинных учебных заданий

-педагоги характеризуют их как неспособных

Характеристики:

-могут быть внешне хорошо адаптированны

-в учебе держатся в середине

-имеют адекватную самооценку

-низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием способностей общения и социального интеллекта

-довольны своим положением

Газета

-зонтик

-маска

-подставка

-орудие наказания

-мухобойка

-громкоговоритель

-клеенка

-защита (цветов, продуктов)

-шляпа

-веер

-использовать вместо тряпки

-использовать по назначению

-защита от солнца

-разорвать на маленькие бумажки

-самолетик

-оригами

-использовать вместо одеяла (огромная газета)

-обои (огромная газета)

-закрыть окна от солнца

-сделать занавески

-поджигать и использовать как источник света

-из огромной газеты сделать одежду

-использовать для впитывания влаги

-для маникюра

-склеить что-нибудь

-косяк

Факторы креативности по Гилфорду:

1.Оригинальность-способность давать нестандартные ответы

2.Гибкость-способность к быстрому переключению и разнообразию ответов

3.Интеграция-способность учитывать несколько противоположных условий

4.Чувствительность-умение подметить едва заметные детали

Динамика креативности по Торренсу в возрастном аспекте:

Первые проявления креативности обнаруживаются у детей в 3-4 года

Второй всплеск креативности-это первые 3 года обучения в школе и переходный возраст

В 16-18 лет тенденция к снижению креативности

Компоненты творческого акта по Торренсу:

1.Чувствительность к проблеме,дефициту знаний и их дисгармонии

2.Способность выдвижения множества гипотез

3.Способность модификации и перепроверки гипотез

4.Нахождения результатов решения задачи

По Торренсу важным фактором креативности является способность к обостренному восприятию недостатка информации/пробелов в знаниях

Факторы,стимулирующие развитие креативности:

1.Ситуации незавершенности или открытости (учебные ситуации)

2.Разрешение и поощрение множества вопросов

3.Стимулирование ответственности и независимости

4.Акцент на самостоятельных разработках,наблюдениях и обобщениях

5.Внимание к интересам

Факторы, препятствующие развитию креативности:

1.Стремление избегать риска

2.Стремление к успеху любой ценой

3.Склонность придерживаться жестких стереотипов в мышлении и поведении

4.Конформность (следование групповым решениям)

5.Преклонение перед авторитетами

6.Жесткая алгоритмизация процесса обучения

7.Требования социальной среды и связанные с ними ограничения

28.05.13

Методы исследования интеллекта.

Тест Бенне-Симона.(1905г)

Тест включал 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач. Они располагались по критерию повышения трудностей, так же в зависимости от повышения возрастной группы. Каждую задачу должны были решить 75% детей, конкретной возрастной группы.

Бенне и Симон ввели умственный возраст — качественный показатель развития интеллекта.

Тест Векслера.

Вербальный интеллект и невербальный интеллект. Из них складывается показатель общего интеллекта.

Ввел понятие возрастной нормы интеллекта.

СОСТОИТ ИЗ 11 СУБТЕСТОВ, ВЗРОСЛАЯ ВЕРСИЯ СОСТОИТ ИЗ 12:

1. Осведомленность (задания направлены на объем знаний)

2. Понятливость (понимание переносного смысла пословиц и особенности поведения в какой-либо проблемной ситуации)

3. Арифметический (показывает особенности и оперирование арифметическими задачами, так же степень концентрации внимания)

4. Сходства (понятия для их сравнения и оценка характера логичности)

5. Воспроизведение рядов цифр (как по порядку, так и в обратном порядке)

6. Словарный (оценка словарного запаса)

7. Цифровые символы (показывает переключаемость внимания)

8. Недостающая деталь в картине

9. Кубики Косса (оценивает пространственный интеллект) — игра, как в детстве с кубиками.

10. Последовательные картинки

11. Сложение фигур (оценивает невербальный интеллект)

Тест Прогрессивные матрицы Равена

Подобрать картинку с нужным узором.

Тест Структура интеллекта Амтхауэра

СОСТОИТ ИЗ 9 СУБТЕСТОВ.

Они оценивают лексический запас, способности к обобщению, математике, абстрагированию, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к запоминанию.

Он так же ориентировался на возрастной критерий.

Шкала Домино(Анстей)

Исследование невербального интеллекта детей старше 12 лет.

4 ПРИМЕРА, 44 ЗАДАНИЯ.

Определение закономерностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: