double arrow

Автоматизированные информационные технологии (АИТ)

АИТ – это сов-ть методов и ср-в реализации операций, сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты инф-и на базе применения развитого программного обеспечения, ср-в вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых инф-я предлагается клиенту.

Современная технология обработки инф-и ориентирована на применение самого широкого спектра технич. ср-в прежде всего ЭВМ и ср-в коммуникации. На их основе создаются вычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения и переработки инф-и, но и максимального приближения терминальных устройств к раб. месту специалиста или принимающего решения руководителя. Структура АИТ вкл. в себя 3 составляющие: 1) комплекс технич. ср-в, состоящий из ср-в вычислит., коммуникац. и организационной техники; 2) комплекс программных ср-в, состоящий из системного и прикладного ПО; 3) система организационно-методического обеспечения, включающая инструктивные и нормативно-методические мат-лы по орг-и работы управленч-го и технич-го персонала в рамках конкретной АИТ. АИТ в наст. время можно классифицировать по след. признакам: способу реализации в АИС, степени охвата АИТ задач упр-я, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вар-там использования сети ЭВМ.

По способу реализации в АИС различают традиционные и новые ИТ. Традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных до массового использ-я ПК. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности. Новая ИТ – это технология, которая основана на применении компьютеров, активном участии пользователей (не профессионалов в сфере программирования) в информац. процессе, высоком ур-не дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата АИТ задач упр-я выделяют электронную обработку данных и автоматизацию управленческой деят-ти. в первом случае АИТ использ-ся д/решения лишь отдельных эк. задач, во втором случае вычислит. ср-ва применяются д/комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работ в информационно-справочном режиме при подготовке управленч. решений. Ко 2й группе м.б. также отнесены: а) электронный офис. Он предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и ИТ, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных, организаций и учреждений, в дом.условиях, в гостиницах, транспортных ср-вах привела к появлению АИТ в виртуальных офисах. Такие АИТ основаны на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы (компьютеры) сотрудников учреждения независимо от того, где они нах-ся оказ-ся включенными в общую д/них сеть. б) АИТ поддержки принятия решений. Они предполагают широкое использ-е эк.-мат. методов, моделей и пакетов прикладных программ д/аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым явлениям производственно-хоз. партии. в) АИТ экспертной поддержки решений (экспертная система). Они составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей д/исследовани складывающихся в рын. условиях ситуаций по сбыту прод-и, услуг, фин. положения п/п вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по опред. правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения д/поведения на фин. и товарных рынках вырабатывать стратегию в области менеджмента и маркетинга.

По классам реализуемых технологических операций АИТ р.м. в программном аспекте, т.е. с точки зрения функционального назначения прикладных программ. Можно выделить АИТ, предназначенные д/работы с текстом, электронными таблицами, БД, графической аудио- и видеоинформацией. Компьютерная графика – это создание, хранение, обработка моделей объектов и их изображений с помощью компьютеров. Эта технология проникла в область эк. анализа, моделирования различного рода конструкций, она незаменима в произ-ве, широко исп-ся в рекламе, искусстве и сфере развлечений. Формируемые и обрабатываемые с помощью компьютеров изображения м.б. демонстрационными и анимационными. К перой группе относят деловую и иллюстративную графику; ко второй инженерную и научную, а также связ. с рекламлй, искусством, играми.Программно-техн. орг-я обмена с компьютером текстовой, графической, аудио и видео информацией получила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реализуют спец. программные ср-ва, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной дея-ти, учебно-образоват., научно-популярной и игровой областях. При применении этой технологии в эк. работе открываются реальные перспективы использовать компьютер д/озвучивания изображений, а также понимании им человеческой речи, ведения компьютером диалога со спец-том на родном д/спец-та языке. Способность компьютера с голоса воспринимать несложные команды управления программами, открытием файлов, вызовом информации на печать и др. операциями в будущем создаст самые благоприятные условия взаимодействия пользователей и компьютера.

По типам пользовательских интерфейсов. Можно р.м. АИТ с точки зрения воз-тей доступа пользователя к информац. и вычислит. ресурсам. Пакетная АИТ исключает воз-ть пользователя влиять на обработку инф-и, пока она выполняется в автоматич. режиме. Это объясняется организацией обработки заранее накопленных в системе и объединенных в пакет данных. Диалоговая АИТ предоставляет польователю неограниченную воз-ть взаимодействовать с хранящимися в системе инф. ресурсами. Сетевая АИТ предоставляет пользователю ср-ва теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислит. ресурсам благодаря развитым ср-вам связи.

По вар-там использ-я сетей ЭВМ можно выделить АИТ, работа которых основывается на локальных, многоуровневых и распределенных сетях. Локальная сеть представляет собой сов-ть компьютеров, объединенных каналов связи и расположенных на относительно небольшой территории. Многоуровневая сеть – это сов-ть компьютеров или локальных сетей, разделенных по уровням иерархии. В многоуровневых и распределенных компьютерных информационных системах пользователям предоставляется воз-ть работать в диалоговом режиме оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную инф-ю д/обработки, определять достоверность результатной инф-и и выводить её на экран, печатающ устр-во или передавать по каналу связи.


Сейчас читают про: