Развитие Российской морской добычи нефти

Краткий экскурс в историю морской добычи нефти

Как уже отмечалось, освоением морских недр с целью добычи углеводородов человечество занялось вследствие их дефицита на суше, хотя первые шаги в море пионеры шельфа делали больше из любознательности и неистребимой потребности глубже познать природу.

Первые сведения о нефтеносности недр Каспийского моря содержатся в вахтен­ном журнале эскадры Войновича, которая в 1778 г. подошла к о-ву Жилому вблизи Апшеронского полуострова: «Резко запахло нефтью, на поверхности воды появи­лись большие нефтяные пятна. Явление сие не иначе растолковано быть может, как тем, что плавающая на поверхности моря нефть выходит из самородных ключей на дне находящихся и по легкости своей наверх всплывающих, ибо весь Бакинский берег изобилует такими ключами...»

Это предположение о существовании подводных залежей оказалось пророческим. А первую нефть со дна моря стал добывать бакинский житель Касум-бек, соору­дивший два колодца на расстоянии 18 и 30 м от берега, защитив их досками со дна на высоту 1,8 м выше уровня воды. Отсюда предприимчивый Касум-бек вычерпывал нефть ведрами свыше 20 лет, пока его сооружения не были разрушены волнами.

В 1896 г. горный инженер Згленицкий обратился в Управление государственными имуществами Бакинской губернии с просьбой об отводе ему двух участков моря под разведку, но безуспешно.

В 1905 г. другой инженер, Заковенко, предложил для добычи нефти конструкцию кессона-понтона, что также было отвергнуто.

И только в 1909 г. начались работы по засыпке Биби - Эйбатской бухты, которые завершились лишь в 20-е гг., а в 1932 г. пробурена первая разведочная скважина, и со следующего года началась промышленная добыча нефти на отвоеванной у моря акватории площадью в 350 га. Этими работами руководил инженер П.Н. Потоцкий, впоследствии (в 1932 г.) похороненный здесь, на территории, именуемой в советс­кие годы Бухтой Ильича.

Добыча нефти в открытом море началась в 1925 г. из первой в стране скважи­ны 71, пробуренной с платформы на деревянных сваях. В 1932 г. там же была соору­жена вторая платформа.

В 1934 г. вблизи о-ва Артема на Каспийском море началось освоение морского месторождения путем строительства металлических платформ для бурения скважин по проектам, предложенным Н.С. Тимофеевым.

Строительство велось с помощью специально приспособленных барж (киржимов), где размещалось оборудование для забивки свай и бурения шурфов. В зависи­мости от твердости пород, в дне моря пробуривали скважины глубиной 8—12 м, куда опускали сваи и закрепляли цементом. На сваях монтировали металлические ригели и фермы, на которых сооружалась на высоте 6—8 м над уровнем моря пло­щадка под буровое и эксплуатационное оборудование.

Впоследствии для бурения скважин глубиной 2—3 тыс.м Б.А. Рачинский предложил новую конструкцию свайного основания, получившую широкое применение в 40-е гг. По его проекту в бухте строилась платформа с использованием плавучего крана и конструкций, изготовленных на заводе. Однако продолжительность строительства была все еще велика и измерялась многими месяцами.

В 1944 г. объявлен всесоюзный конкурс на проектирование платформы под разве­дочную буровую для глубин моря от 4 до 10 и от 10 до 15 м, при глубине скважин до 3500 м. Было получено 26 проектов из различных городов Советского Союза. Первую премию за работу «Новые универсальные трубчатые сборно-разборные конструкции оснований морских буровых систем ЛАМ для глубин моря 15 и более метров» получил Л.А. Межлумов. Первое крупноблочное основание этой системы было изготовле­но в заводских условиях, и монтаж платформы в море завершен в течение трех месяцев. Тем самым в Баку впервые в мире для обустройства морских нефтяных месторождений применили методы, получившие впоследствии название индустриальныв методы обустройства. Для монтажа и крепления готовых опорных блоков, вес которых достигал 100 т, применялись плавучие краны и сваебойное оборудова­ние отечественного производства. Блоки к месту установки доставлялись на баржах.

В 1949 г. Л.А. Межлумов, С.А. Оруджев и Ю.А. Сафаров предложили новую конст­рукцию — крупноблочной платформы, получившую название МОС. Этот тип платформ позволял освоить индустриальными методами акватории с глубинами до 15—20 м, сократив расход материалов почти на 20%, а продолжительность строительно-мон­тажных работ на море на 30%.

В дальнейшем создавались проекты более мощных платформ, предназначенных для бурения поисковых и разведочных скважин на акваториях с глубиной моря 25 и более метров: МОС-1, МОС-2, МОС-3 и, наконец, «Гипроморнефть-1». Для буре­ния поисковой скважины на акватории с глубиной 60 м был разработан проект платформы конструкции С.А. Оруджева.

По проектам Гипроморнефти только до 1980 г. на Каспийском море построено свыше 1000 стационарных платформ на акваториях с глубинами до 100 м, предназначенные в основном для бурения одиночных разведочных и эксплуатационных скважин глубиной до 6000 м, реже — для бурения кустов из двух и более скважин. Платформы состояли из 5—7 отдельных опорных блоков весом до 240 т, изготавли­ваемых на берегу из отечественных труб и доставляемых на точку краново - монтажньми судами грузоподъемностью 100 – 250 т. Опорные блоки крепились ко дну забивными и бурозабивными сваями с помощью отечественных станков и дизель - молотов с ударной силой 3—5 тс. Установка платформы на точке с монтажом бурово­го оборудования на море продолжалась в течение 2—4 мес., в зависимости от удален­ности от берега и погодных условий. При волнении моря в 2—3 балла работы на краново-монтажных судах прекращались. (На Каспийском море в течение года количество дней с таким волнением в среднём около 100.) Металлоемкость стацплатформ в зависимости от глубины моря и свойств грунта колебалась от нескольких сотен до 1,5—2 тыс. т. Стоимость строительства - от 0,5 до 1,5 млн руб. С помощью таких платформ на Каспии были открыты и введены в эксплуатацию почти все разрабатываемые месторождения. По этим же проектам в 1970—1980 гг. построены стацплатформы на Черном и Азовском морях.

Следует отметить высокую конструктивную надежность платформ, рассчитан­ных на эксплуатацию в течение 25 лет (нам известна лишь одна катастрофа, приведшая к гибели буровой бригады известного в стране мастера бурения Каверочкина во время жесточайшего шторма 1954 г. После этого несущие конструкции платформы стали поднимать над уровнем моря на 12 м. Чаще всего аварии с разрушением платформ являлись следствием образования вблизи грифонов из-за нарушений герметичности стволов скважин, в результате открытого фонтана с пожаром и т.д.).

Кроме того, важным этапом в создании технических средств, позволивших на­чать в 50-х гг. добычу на море нефти, а позднее и газа, явились разработка проектов и строительство металлических эстакад, получивших широкое развитие на

Каспии с 1947 г. Пионерами создания конструкций эстакадных сооружений были Б. А. Рачинский, Н.С. Тимофеев, Л.0. Асан - Нури, Д.К. Мзареулов и др.

В условиях незамерзающего прибрежного мелководья обустройство месторождений с помощью эстакад с примыкающими к ним приэстакадными площадками существенно ускорило освоение морских залежей. В особенности эти темпы возросли с созданием эстакадостроительного крана, позволяющего пионерным способом т.е. впереди себя) вести сооружение эстакады на глубинах до 30 м, с шагом пролет­ного строения 20 м; а позднее на глубинах моря до 50 м – с шагом до 50 м. Однако широкого развития они не получили из-за недостатка в стране, и в распоря­жении строителей в частности, мощных плавкранов. Широкое развитие получили эстакадные конструкции из железобетона: на многих эстакадах и площадках стаж вместо дерева использоватъ железобетонные плиты.

Успехи эстакадного строительства позволяли осваивать не только прибрежные мес­торождения, но и расположенные довольно далеко от берега. Так возник в море целый город на месторождении Нефтяные Камни, где глубина воды составляла 40—45 м.

Следует также отметить, что на Каспии (впервые в мире) были созданы намывные основания с площадками под буровые установки для глубин моря в 6 м. Было намыто оснований общей протяженностью 25 км (объём грунта более 10 млн. м3), которые смогли соединить с материком острова Артем и Песчаный и обеспечить бурение десятков скважин в прибрежных районах Азербайджана. Для намыва грунта применялись земснаряды производительностью до 1000 м3/час. Грунт транспортировался по напорному пульпопроводу длиной до 7,5 км.

Особенностью намывных оснований и дамб является распластанный профиль с плоскими волногасящими откосами, имеющими пляжный уклон. Лишь головная часть дамбы укрепляется камнем, простой наброской. Ввиду высокой экономической эффективности строительства земляных намывных дамб вместо эстакад, опытом бакинцев заинтересовались многие страны.

Интерес к разработке морских ресурсов УВ возник в нашей стране в конце 1960 г. Именно тогда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе СССР», который устанавливал суверенные права государства на разведку и эксплуатацию нефти и газа на море.

Развивать данное направление было поручено 3 профильным министерствам: «Мингеология», «Миннефтепром» и «Мингазпром».

Например, в структуре «Мингеология» появилось несколько подразделений, специализировавшихся на данной проблематике, в том числе большой отдел морских работ, в подчинении которого находились региональные структуры:

- трест «Крымнефтегазразведка» был преобразован в «Крымморнефтегазразведку»;

- на Дальнем Востоке появилась «Южно – Сахалинская геолого – разведочная экспедиция»;

- на Чёрном море создано НПО «Южморгео».

«Миннефтепром» в это время наращивал добычу нефти на Каспии.

«Мингазпром» закрепился на Азовском море.

К 75 – 78 году руководство страны справедливо решило, что задачи поставленные перед этими министерствами не выполнены и СССР отстал от других стран, добывавших уже до 25 % от общего объёма нефти и газа на шельфе.

В 1978 году все полномочия по шельфам были переданы в «Мингазпром», в структуре которого был создан крупный главк – «Главное управление по разведке и разработке морских месторождений нефти и газа» - (Главморнефтегаз).

В составе главка начали создаваться всесоюзные объединения и научно – производственные предприятия для работы на шельфе, а в уже действующих организациях появлялись специальные морские подразделения:

- «Сахалиннефть» стал «Сахалинморнефтегазпромом»;

- «Каспморнефть» стал «Каспморнефтегазпромом»;

- небольшое объединение на западе страны стало «Калининградморнефтегазпромом»;

- в Краснодаре появился «Кубаньморнефтегазпром»;

- в Симферополе «Черноморнефтегазпром»;

- в Крыму был создан Всесоюзный институт по освоению морских ресурсов «ВНИПИшельф»;

- в Мурманске – «Арктикморнефтеразведка», «Севморгеофизика» и институт «Моргео»;

- в Москве – появился институт «ВНИПИморнефтегаз».

К середине 1980 г. в «Главморнефтегаз» входило уже более 30 предприятий, имевших более 500 плавтехсредств. Под программы шельфа отдали Выборгское и Астраханское судостроительные объединения, а также конструкторское бюро «Коралл» в Севастополе. Кроме того, активно покупались суда в Польше, Югославии и Финляндии. Кстати, именно судами «Валентин Шашин» и «Виктор Муравленко» открыты практически все нынешние крупные морские месторождения.

Таким образом, в 1978 – 1989 г. работы на шельфе значительно активизировались:

- в Баренцевом море были открыты Мурманское и Северо – Кильдинское газовые месторождения, а также Штокмановское и Лудловское газо – конденсатные месторождения;

- в Печорском море были открыты Поморское газоконденсатное, Северо – Гуляевское нефте-газо-конденсатное и Приразломное нефтяное месторождения;

- месторождения, вошедшие в проект «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Для работы за пределами СССР в структуре «Мингазпрома» было создано два специальных подразделения «Союззарубежгазпром» и «Союззарубежморнефтегазпром». Последнее находилось в подчинении «Главморнефтегаза».

Неудачей (экономическая нецелесообразность) закончилась попытка сооружения в прибрежной зоне Кубы морской платформы.

Успешные работы велись в Балтийском море на шельфах ГДР, Польши и СССР. Эти страны создали совместное предприятие «Петробалтик», которое, кстати, открыло Кравцовское месторождение.

Во Вьетнаме работы начались в апреле 1975 г. В июне 1981 г подписано межправительственное соглашение о создании СП «Вьетсовпетро». С 1984 г. началась промышленная добыча на месторождении «Белый тигр».

В 1988 г. «морской главк» был передан в «Миннефтепром» и до 1993 г газовая промышленность шельфом практически не занималась.

После развала СССР активы газовой промышленности удалось сохранить в структуре «Газпрома», а вот «Миннефтепром» рухнул, и в месте с ним исчез «Главморнефтегаз» со всеми своими подразделениями. Симферопольский «ВНИПИшельф» и Бакинский «Гипроморнефтегаз» оказались за границей. Московский «ВНИПИморнефтегаз» сохранить не смогли. Многие предприятия распродали большую часть своего оборудования; часть техники отдали в долгосрочную аренду зарубежным компаниям. В результате – работы на шельфе практически остановились.

Новый этап работ на шельфе связан с развитием «Газпрома», «ЛУКОЙЛа» и примкнувшей позднее «Роснефти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: