Мировой рынок нефти

Мировая торговля товарами и некоторыми видами услуг осуще­ствляется через систему мировых товарных рынков (МТР), пред­ставляющих собой сферу концентрированных, масштабных перио­дических сделок по купле-продаже определенных видов однородной продукции. Торговля сырьем, сырьевыми материалами, топливом и сельскохозяйственной продукцией, некоторыми разновидностями изделий осуществляется в рамках территориально-определенных организованных центров мировой торговли (бирж, биржевых ком­пьютерных площадок, аукционов, торгов). Торговля готовыми из­делиями машиностроения осуществляется с участием фирм-постав­щиков масштабно, систематически и устойчиво.

В связи с множественностью МТР, крайне затрудняющей мар­кетинговую, коммерческую работу, на практике выделяются основ­ные товарные рынки, что существенно ограничивает круг выбора и повышает достоверность рыночных экономических параметров (цен, валюты, типичных условий сделок, представительности объ­ектов и субъектов).

На современном этапе и тем более в условиях глобализации роль и место МТР в системе мирохозяйственных связей, их воздей­ствие, на национальную экономику претерпевают качественные из­менения, все более активно и непосредственно влияя на экономику отдельных стран.

Рассмотрим несколько специфических рынков товаров, а имен­но рынки нефти, черных металлов, химических товаров, сельскохо­зяйственной продукции и вооружений. Чем вызван данный выбор товарных рынков? Нефть и нефтепродукты — важнейшая состав­ляющая российского экспорта. Сюда следует отнести и торговлю черными металлами и отчасти рынок вооружений. Интересен ры­нок товаров химической номенклатуры, который включает широ­кую гамму товаров. Представляет интерес и клиентура данного рынка. Очень важно разобраться в том, почему имеет место столь широкое присутствие иностранных поставщиков продовольствия на российских просторах.

Мировой рынок нефти и нефтепродуктов представляет собой весьма тонкую и чувствительную систему. Его «настрой» зависит от многих факторов — политических, экономических, сезонных, ре­гиональных, от положения, складывающегося с танкерным флотом, и т.д. Вместе с тем он достаточно хорошо организован, имеет свои особенности и «правила игры».

Существует две формы торговли нефтью и нефтепродуктами: контрактная и спотовая.

Контрактная форма торговли подразумевает ситуацию, при ко­торой покупатель и продавец договариваются о поставках товара в течение определенного периода и часто по фиксированным ценам. В прошлом контракты подписывались на два, три и более лет. За­тем этот период сократился, а цены стали более гибкими.

Спотовая торговля предусматривает сделки краткосрочные. За­частую это продажа одного танкера с нефтью или нефтепродуктами. Поэтому цены по сделке устанавливаются на конкретный танкер, на день сделки. Следует отметить, что, по подсчетам специалистов, в настоящее время примерно 50—55% сделок, заключаемых на ми­ровом рынке нефти и нефтепродуктов, совершается на условиях «спот».

Следует несколько подробнее остановиться на характеристике этих двух форм торговли, чтобы стали более понятны последующие характеристики мирового рынка нефтепродуктов и внутренняя ло­гика ценообразования. Это позволит уверенно ориентироваться на данном рынке.

В принципе «спотовая» торговля представляет собой естествен­ное явление. Она берет начало с древних времен, когда товар обме­нивали на товар. В отличие от нее контрактная форма требует от партнеров соблюдения определенных обязательств в течение дли­тельного времени. Важнейшим условием и для крупной компании, и для небольшой фирмы является стабильное предсказуемое поло­жение на своем рынке, которое достигается тогда, когда стороны имеют и выполняют друг перед другом долгосрочные обязательства. Это дает контрактная форма работы.

Что касается «спотовой» торговли, то ни производитель, ни по­требитель не могут точно предсказать на обозримый период точные цены на товар и точные объемы поставок. Цена всегда будет объек­том манипуляций.

Владелец нефти находится в достаточно сложном положении. Если компания заключает на длительный период контракт на ка­кой-либо нефтепродукт с нефтеперерабатывающим заводом, то по­следний вынужден производить данный нефтепродукт в течение этого периода и продавать его по установленной цене. А ведь конъюнктура меняется, и может получиться так, что в силу опреде­ленных обстоятельств необходимо, например, увеличить выпуск светлых нефтепродуктов и снизить производство мазута. Завод мо­жет потерпеть убытки именно из-за складывающейся конъюнктуры. В условиях бизнеса с большими объемами денежные потери могут быть велики. Простой пример: типичная сделка по дизельному топ­ливу -т- 20 ООоД-24 000 т/танкер по мартовским ценам 2006 г. по цене в 580: долл. за 1т стоит примерно 11,6—13,9 млн долл. Потеря в цене только в1 долл. будет стоить для одного из партнеров 20 000 -24 000 долл. Если речь идет о торговле бензином, то потеря будет еще больше. Когда условия торговли, общее экономическое положение устойчивы, то приемлемы жесткие контракты. В усло­виях нестабильности жесткие цены — явление контрпродуктивное. В связи с этим участники рынка нефти и нефтепродуктов вынуж­дены комбинировать обе формы торговли. Среди нефтетрейдеров появился термин «гибкие контракты». Именно многофакториаль-ность нефтяногорынка и заставляет его участников использовать гибкие системы, следуя правилам игры.

В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов присутст­вуют три главных участника:

1)крупные нефтяные компании, практикующие обе формы торговли; считается, что им принадлежит примерно 40% «спотово-го» рынка («Еххоn МоЪil», «Shе11» и другие «нефтяные сестры»);

2)независимые нефтяные компании (не принадлежащие к «нефтяным сестрам»); им принадлежат порядка 10—15% «спотового» рынка;

3) нефтяные трейдеры («Рhibго», «Маrc Rich»).

«Спотовая» торговля нефтью и нефтепродуктами обычно ассо-цшцэуется с Роттердамом, поскольку это как раз то место, где, по су­ществу, зародилась «спотовая» торговля. Здесь сосредоточены круп­ные: перерабатывающие мощности, хранилища и распределитель­ные системы. Однако в настоящее время под Роттердамским «спо-товым» рынком следует понимать более широкую географию. Сюда надо, включать все «спотовые» рынки Северо-Запада Европы — Швецию, Данию; Норвегию, восточную часть Великобритании, ФРГ, Голландию, Бельгию и северо-запад Франции. Логистика Роттердамской зоны состоит из двух крупных сегментов. Танкерные торговые сделки осуществляются в Северо-Западном регионе: Рот­тердам — Северное море; торговые сделки с речными баржами ве­дутся в зоне Роттердам — дельта реки Рейн (поставки потребителям в Голландию, ФРГ, Бельгию, Швейцарию и др.).

Другим крупнейшим мировым «слоговым» рынком является Сингапур. Этот рынок считается вторым в мире после Роттердам­ского. Кроме того, данный регион занимает третье место в мире по объемам переработки нефти после Роттердамского и Американско­го (побережье Мексиканского залива) регионов. Сингапурский ры­нок расположен на крупной транспортной артерии, соединяющей Азию с другими регионами мира. Сингапур играет роль своеобраз­ного баланса между США и Роттердамом. На Сингапурский рынок ориентируются производители и трейдеры нефти и нефтепродуктов Индонезии, Малайзии, КНР, ОАЭ, Ирана. Следует отметить, «что в связи с бурным экономическим ростом в новых индустриальных странах (Ю. Корея, Тайвань, Гонконг и др.) отмечается рост нефте-потоков из Ближневосточного в Сингапурский регион.

Крупным рынком является Средиземноморский. Нефтетреидеры ориентируются на рынок Генуя — Лавера. Это объяснимо и ло­гично. Ближневосточные производители нефти и нефтепродуктов везут продукцию на Юг Европы.

Так сложилось, что российские поставщики, работающие на ус­ловиях «спот», ориентируются на показатели Роттердамского ияи Средиземноморского рынков. Это понятно, так как традиционно нефтепродукты вывозились из СССР и России через порты Балтий­ского и Черного морей. Нам достаточно сложно было конкуриро­вать на Дальнем Востоке. Ведь мощности советских нефтеперераба­тывающих заводов были ориентированы на удовлетворение потреб­ностей данного региона — Сахалин, Камчатка, Владивосток, Мага­дан, хотя раньше мы располагали хорошими базами для бункеровки морских судов, в том числе и иностранных, на Дальнем Востоке. Учитывая, что мы должны дать представление и об услугах, уместно привести некоторые данные о стоимости транспортных услуг, фрах­та судов для перевозки нефтепродуктов.

По мере роста населения и производства увеличивается мировое потребление первичных энергоресурсов, млрд т условного топлива: 1950 г. - 3,9; 1960 - 4,7; 1970 - 6,8; 1980 — 8,7; 1990 ~ 10,3; 2003 — 12,6. Среднегодовые темпы роста энергопотребления в мире в первой половине XX в. составляли 2—3%, а в 1950—1975 гг.—• уже 5%. Прирост потребления энергоресурсов обеспечивался за счет быстрого увеличения добычи нефти и природного газа (то была эпоха «дешевой нефти», когда в период с 1952 по 1972 г. цены на нее составляли на мировом рынке всего 14 долл. за 1 т).

Однако в 1973 г. разразился энергетический кризис, в результа­те которого мировая цена на нефть подскочила до 250—300 долл за 1 т. Одной из причин кризиса явилось ухудшение горно-геологиче­ских условий добычи топлива: перемещение нефтедобычи в районы с экстремальными природными условиями (Арктика, Сахара, Си­бирь), на континентальный шельф. Другой причиной стало стрем­ление развивающихся стран — экспортеров нефти (членов ОПЕК) использовать свое положение владельцев преобладающей части ми­ровых запасов нефти. Ведущие страны мира, особенно развитые, были вынуждены пересмотреть концепции развития энергетики.

В потреблении энергоресурсов ведущее место сохраняет нефть, стабильно вторую позицию занимает уголь, третью — газ.

Ужесточение требований по охране окружающей среды с целью снижения объемов выброса вредных газов в атмосферу (по реше­нию Международной конференции в Киото в декабре 1997 г.) в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребле­ния угля и отчасти нефти как наиболее экологически грязных энер­горесурсов. Эти же меры приведут к повышению роли природного газа и возобновляемых источников энергии.

Структура энергопотребления различных групп стран изменяет­ся по-разному. В развитых странах доля нефти в общем потребле­нии первичных энергоресурсов возросла с 17% в 1950 г. до 47,5% в 1980 г., затем снизилась до 45,4% в 1995 Г. Действует тенденция снижения дели угля (с 74% в 1950 г. до 27,4% в 1980 г., 26,5% в 1990 г., 15,Ш в 1995 г.) и увеличения доли газа (с 20,7% в 1980 г. до 22,5% в 1995 г.). Рост потребления природного газа, особенно при выраёотке электроэнергии, стимулируется тем, что цены на него ниже, чем на нефть и нефтепродукты, а также тем, что это эколо­гически более чистое топливо.

Нефть продолжает занимать лидирующие позиции на мировом рынке топлива. В середине 1990-х годов среднегодовой объем до­бычи нефти составлял 3,3—3,4 млрд т (в том числе в 1996 г. по странам, млн т: Саудовская Аравия — 410, США — 325, Россия — 290, Иран — 185, Норвегия — 155, Китай — 155, Венесуэла — 15, Мексика — 145). На страны — члены ОПЕК приходится 43% миро­вой добычи {1995 г.).

На экспорт направляется около половины всей добываемой в мире нефти. Доля стран — членов ОПЕК в мировом экспорте неф­ти составляет около 65%. Падение цен на нефть в середине 1980-х Годов заставило эти страны уменьшить добычу, ввести предельные квоты добычи с тем, чтобы, сохранив их, по возможности повысить цены. Однако в 1998 г. произошло новое снижение цен на нефть под влиянием мирового финансового кризиса, приведшего к со­кращению спроса на энергоносители, прежде всего в развивающих­ся странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

В последние 6—7 лет отмечается резкий рост цен на нефть, но уровень потребления не снизился.

Ожидается, что потребление нефти в мировой экономике в пе­риод до 2015 г. будет расти в среднем на 1,5% в год. Самые высокие темпы прироста (около 2,5% в год) ожидаются в развивающихся странах, что связано с развитием обрабатывающих отраслей про­мышленности и формированием современной инфраструктуры, В развитых странах потребление нефти будет расти в основном для удовлетворения потребностей автомобильного и воздушного транс­порта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: