Развитие морской добычи нефти в других странах

РОСНЕФТЬ

ЛУКОЙЛ

Компания вошла в целый ряд шельфовых проектов в Азербайджанском секторе Каспия, начала добычу нефти на Кравцовском месторождении на шельфе Балтийского моря (Калининградская обл), вела геолого – разведочные работы в Российском и Казахстанском секторах Каспия.

Доля компании в крупнейшем азербайджанском шельфовом газовом проекте Шах-Дениз, на котором промышленная добыча началась в 2006 г. составляет 10 %. Кроме того, компания контролирует 80 % проекта D-222 (самая крупная структура Ялама в С-В части Каспия).

«Лукойл» за 10 лет открыл на Каспии 5 крупных месторождений. Первое (им. Ю.Корчагина) будет введено в эксплуатацию в 2009 г.; второе (им. В. Филановского) в 2012 г. К 2016 г. суммарная добыча компании на шельфе каспия составит более 12 млн.т./год.

В 2007 г. главы России и Казахстана подписали протокол, в соответствии с которым «Лукойлу» и «КазМунайГаз» предоставляется право пользоваться месторождением Хвалынское и структурой Центральная (расположены в российских и казахстанских секторах) без проведения конкурсов и аукционов. Ввод в эксплуатацию первого месторождения состоится в 2014 г.

«Лукойл» приобрел 63 % в проекте освоения нефтяного шельфового блока СТ-205 близь Кот-Д/Ивуара (Западная Африка) Нигерия.

20 % принадлежит компании в проекте «Сахалин-1», где добыча началась в 2005 г.

Компания ведет поисковые работы в рамках проекта «Сахалин-3» в партнерстве с китайской компанией «Sinopes»; в рамках проекта «Сахалин-4» в партнерстве с «ВР» и в рамках проекта «Сахалин-5». Но лицензий на эксплуатацию пока не имеет.

Совместно с «Korea National Oil Company (KNOC)» компания занимается разведкой камчатского шельфа.

Компания получила лицензию на поисковые работы на Туапсинском блоке в Российском секторе Черного моря; сотрудничает с Казахстанскими компаниями в Каспийском море и планирует начать освоение Азовского моря.

Первые сведения о добыче морской нефти в Америке относятся к 1895 г., когда на тихоокеанском побережье, недалеко от г. Санта – Барбара (штат Калифорния), по инициативе Уильямса были построены на сваях деревянные платформы, с которых было пробурено около 20 скважин с применением уже весьма прогрессирующей в те годы в стране технологии ударно – канатного бурения.

Это побудило многих частных предпринимателей и уже сложившиеся нефтяные корпорации США, добывающие нефть на суше, заняться освоением прибрежных месторождений, в особенности на мелководье озер Эри и Каддо, а затем и Мексиканского залива.

Этому же способствовали успехи ударно – канатного, а затем и роторного бурения. Однако, настоящий «морской бум» добычи нефти возникает в США после Второй мировой войны, когда методы геофизической разведки в море стали достаточно надежными. До этого открытию залежей зачастую сопутствовали не столько знание геологии, сколько интуиция и удача.

Тем не менее поиск морских месторождений с помощью стационарных сооружений из-за большого процента неудач был пока еще крайне нерентабельным, что побудило использовать на период бурения разведочных скважин мобильные плавучие средства, специально притапливаемые ко дну —реконструированные военные транспортные баржи, способные быстро перемещаться по акватории в поисках залежи. Их широкое (свыше 20 единиц) использование на Мексиканском заливе позволило за довольно короткий срок (около пяти лет) открыть на мелководье более 20 месторождений. Причем, в случае хорошего притока нефти, некоторые из барж оставляли на месте для дальнейшей работы.

Интенсивно развивающиеся в 60—70-е гг. XX в. гравиметрия, сейсмика и другие виды геофизических исследований, одновременно осуществляемые специально при­способленными для этих целей судами, позволили значительно повысить эффектив­ность поисков благоприятных структур — скоплений УВ. Именно с созданием судов, снабженных соответствующим оборудованием, началась интенсивная и планомерная разведка ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе Мирового океана, а ресурсная база способствовала созданию мобильных плавучих буровых установок, с помощью которых открытие месторождения решалось окончательно.

В эти же годы успехи технологии наклонно-направленного бурения скважин по­зволили уже проводить на открытых месторождениях группу скважин с одной ста­ционарной платформы. Поскольку первоначально осваивались месторождения, рас­положенные близко к берегу, ограничивались установкой на устье скважины фон­танной арматуры, и продукция под давлением пласта поступала на берег по трубо­проводу. Однако со временем (естественно, по мере удаления от суши) технологи­ческие операции по подготовке продукции к транспорту стали осуществляться уже на платформах, но вначале раздельно, поскольку на мелководье пока еще было рентабельно строить отдельные основания. Но с удалени­ем от берега и ростом глубин все операции стали производить на единой платформе.

Этому способствовало также активное создание новых регламентных документов, в которых указывались расстояния, минимально допустимые между различными технологическими объектами.

И когда в 60-х гг. XX в. стали осваиваться нефтегазовые месторождения Северного моря, в мире уже были созданы и получили широкое распространение по-настояще­му индустриальные методы обустройства морских нефтегазодобывающих объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: