Метод индукции - логический вывод, отражающий направленность
мысли от частного к общему. Метод дедукции ведет от общего к частному. 1. Например, зная, что на 3 делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, можно утверждать, что число 412815 разделится на три. 2. Зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, можно уверенно сказать, что и отдельная береза будет без листвы. Метод аналогии - от частного к частному.
Основные мыслительные операции
К ним относятся логические операции мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Анализ - мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением. Например, плохо зная английский, услышав разговор на этом языке, мы стараемся выделить знакомые слова, а затем воспринять слова менее знакомые, чтобы попытаться их осмыслить.
Синтез - это мысленное соединение частных свойств в единое целое. Синтез восстанавливает расчлененное целое. Анализ и синтез не существуют отдельно друг от друга.
Сравнение - мысленное сопоставление предметов или явлений по сходным признакам. Главное условие для проведения сравнения - выделение существенных признаков сравниваемых предметов.
Обобщение - мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений. Общим в явлениях могут быть сходные и существенные признаки. Математик, изучивший свойства нескольких треугольников, может утверждать, что такие же свойства присущи всем другим треугольникам.
Абстракция (или абстрагирование). Воспринимая какой-то предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать ее независимо от других частей или свойств данного предмета.
Конкретизация - это представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию. Конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-то общего. Конкретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «разделочный стол», «обеденный стол».
Основные виды мышления
1. Теоретическое мышление (различают понятийное и образное) - это анализ, синтез и обобщение уже существующих научных идей. Понятийное мышление использует определенные понятия. Оно формируется к 16-18 годам и совершается в уме (доказательство гипотезы, формулирование теории). Образное мышление - образы извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. Манипулируя ими, можно найти решение нужной задачи.
2. Практическое мышление (выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное) возникает при решении практической задачи в практической деятельности. Думая, каким образом лучше организовать рабочий день,человек занимается практическим мышлением. Наглядно-действенное мышление сводится к практическим действиям человека. Это вид мышления людей, занятых производственным трудом. Наглядно-образное мышление – задачи решаются не путем манипуляций с конкретными материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов. ( Человек мысленно переставляет мебель в квартире и оценивает результат).
3. Кроме того существует интуитивное мышление, при котором правильное решение проблемы производится молниеносно. Признается наличие у человека особой интеллектуальной способности - интуиции.
Выделяют продуктивное (творческое или креативное) мышление, которое порождает какие-либо новые знания или новый материальный результат. (Ученый, сделавший научное открытие, писатель, создавший новое произведение, художник, написавший новую картину). Репродуктивное (нетворческое) мышление открывает уже известные знания или воссоздает то, что кем-то уже было создано. (Художник копирует картину другого художника. Учащиеся решают учебные задачи). Аутистическое (аутизм) мышление слабо ориентируется на реальную действительность.
Характеристика мыслительной деятельности
Мышление имеет следующие важные качества: любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее); глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений); гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах); критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения); логичность (умение мыслить стройно и последовательно); быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).
Проблема мышления тесно связана с речью.
4) Речь. В психологии принято разделять язык и речь. Язык – это система символов, которые несут в себе определенную информацию. Феноменом языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Основное предназначение языка заключается в том, что он, являясь системой знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Речь представляет собой умение пользоваться языком. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. Слово также имеет существенное влияние на содержание информации об объекте. В этом можно убедиться на примере обозначения в разных языках цветка, именуемого в русском языке "подснежником". Происхождение этого слова в русском языке связано с ранним появлением цветка весной (под снегом), то есть название обращает внимание на фактор времени, в немецком - слово означает " снежный колокольчик ", указывая на его форму. Французское название - (просверливающий снег) ассоциируется с движением. В основе английског о названия (снежная капля) лежит другой признак - форма. Хотя все эти наименования подснежника имеют в виду один и тот же цветок, говорящий на русском языке сообщает дополнительное сведение о времени появления этого цветка, на немецком и английском - о его форме, на французском - о способе его появления.
С позиции психологии речь — это один из важнейших психологических процессов, дающий человеку возможность быть понятым окружающим.
Основные виды речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя.
1. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. 2. Внутренняя речь служит для осуществления процесса мышления (ее основная особенность состоит в том, что слова произносятся без сопровождения звуков). Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова и выражения он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, что контролировать процесс своей внутренней речи человек сознательно не в
состоянии. 3. Устная речь проявляется в монологе (мысль, рождаемая и изменяемая в сознании одного человека – речь оратора, лектора, докладчика и т.д. ) и диалоге (коллективная мысль, рождающаяся и изменяющаяся в непосредственном общении людей). 4. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков.
Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную (речь слушающего, читающего).
Речь выполняет определенные функции. К ним относятся выражение (выражает свое отношение к чему-либо), воздействие (пытаемся побудить кого-либо к действию), сообщение (обменинформацией), обозначение (способность давать названия предметам и явлениям). Функции речи также подразделяют на коммуникативную и интеллектуальную. Коммуникативная функция выражается в том, что речь является средством общения. Интеллектуальная функция заключается в том, что речь служит средством мышления.
Коренной вопрос научных исследований – как происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли, изучает такая отрасль психологии как психолингвистика.
Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выступления. Выдающийся русский юрист и оратор А. Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: "Стоит переставить слова в народном выражении "кровь с молоком" и сказать "молоко с кровью", чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного не на месте.
Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность. Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов ("так сказать", "значит", "ну" и т. д.) отталкивающе действует на слушателей. Сильное волнение лектора специфически искажает его речь, в ней появляется "мусор" типа слов "это", "какой-то", "этот самый", "вот", "значит" и паузы с наполнителями типа "э-э-э".
Манера излагать простой материал сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт.