Функции менеджмента. Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления

Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Слово "функция" в переводе с латинского языка означает "совершение", "исполнение".

Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления — специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).

Рассмотрим важнейшие из них.

•По содержанию управленческой деятельности:

– планирование;

– организация;

– мотивация;

– контроль;

– координация.

•По масштабу времени:

– стратегическое управление;

– тактическое управление;

– оперативное управление.

•По этапам процесса управления:

– целеполагание;

– определение ситуации;

– определение проблемы;

– принятие управленческих решений.

•По факторам производственного процесса:

– управление продуктом;

– управление персоналом;

– управление информацией;

– управление инновацией и др.

•По этапам производственного процесса:

– управление подготовкой производства;

– управление процессом производства;

– управление обеспечением производства;

– управление сбытом продукции.

•По объекту управления:

– управление экономическими процессами;

– управление социально-психологическими процессами;

– управление организационными процессами;

– управление технологическими процессами.

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют следующие.

•Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.

•Связующие функции (процессов):

– принятие управленческих решений;

– коммуникации.

•Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):

– управление персоналом;

– управление маркетингом;

– управление финансами;

– документационное обеспечение управления;

– учет (бухгалтерский, управленческий);

– обеспечение оргтехникой и др.

•Специфические функции. Отражают отраслевую специфику.

По виду и направленности деятельности различают общие и конкретные функции управления.

Общие (основные) функции управления:

•осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления;

•присущи управлению любой организацией;

•разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

•относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют.

Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.

Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.

Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия.

Функцию координирования совместной деятельности можно назвать "настройкой системы".

Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.

Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.

Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям.

Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации и группировке данных, характеризующих объект управления.

Различают учет бухгалтерский, оперативный и статистический.

Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест в развитии организации и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа — установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.

Функция принятия решений. Решение — это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные функции управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: