Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.
Слово "функция" в переводе с латинского языка означает "совершение", "исполнение".
Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.
Функции управления — специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.
Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.
В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).
Рассмотрим важнейшие из них.
•По содержанию управленческой деятельности:
– планирование;
– организация;
– мотивация;
– контроль;
– координация.
•По масштабу времени:
– стратегическое управление;
– тактическое управление;
– оперативное управление.
•По этапам процесса управления:
– целеполагание;
– определение ситуации;
– определение проблемы;
– принятие управленческих решений.
•По факторам производственного процесса:
– управление продуктом;
– управление персоналом;
– управление информацией;
– управление инновацией и др.
•По этапам производственного процесса:
– управление подготовкой производства;
– управление процессом производства;
– управление обеспечением производства;
– управление сбытом продукции.
•По объекту управления:
– управление экономическими процессами;
– управление социально-психологическими процессами;
– управление организационными процессами;
– управление технологическими процессами.
В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют следующие.
•Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.
•Связующие функции (процессов):
– принятие управленческих решений;
– коммуникации.
•Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):
– управление персоналом;
– управление маркетингом;
– управление финансами;
– документационное обеспечение управления;
– учет (бухгалтерский, управленческий);
– обеспечение оргтехникой и др.
•Специфические функции. Отражают отраслевую специфику.
По виду и направленности деятельности различают общие и конкретные функции управления.
Общие (основные) функции управления:
•осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления;
•присущи управлению любой организацией;
•разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
•относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют.
Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.
Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.
Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия.
Функцию координирования совместной деятельности можно назвать "настройкой системы".
Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.
Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.
Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям.
Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации и группировке данных, характеризующих объект управления.
Различают учет бухгалтерский, оперативный и статистический.
Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест в развитии организации и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа — установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.
Функция принятия решений. Решение — это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные функции управления.