Тема 5. Теория организации. Принципы развития и закономерности функционирования организации
1.Понятие и сущность организации
2.Жизненый цикл организации
3.Типология и классификация организаций.
4.Законы функционирования организации
5.Внутренняя среда организации.
6.Внешняя среда организации и её значение. Факторы внешней среды организации.
Организация - сознательно координируемое (управляемое) социальное образование (т.е. состоит из людей и их групп, взаимодействующих между собой) с определенным границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели.
Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
1)наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;
2)наличие у этих людей единой цели;
3)эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.
Таким образом, она прежде всего представляет собой социальный институт и может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности.
|
|
Организационные процессы содержат в себе социальную сущность; взаимодействие членов групп в организации должно быть сбалансированным, что предполагает координацию. Границы организации относительно определенные и могут меняться во времени. Члены организации вносят свой посильный вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в возможности человека быстрее достичь своих целей, чем при одиночном подходе.
Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников.
Организации свойственны:
1.Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организаций и включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации.
2.Формализация представляет собой заранее установленные и разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников.
3.Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации.
Принятое соотношение централизации и децентрализации характеризует и определяет тип и характер устанавливаемой организационной структуры управления.
При проектировании организации формируется ее структура, призванная достигнуть выполнения поставленных целей. Организация при этом воспринимается как организм, действующий рационально и целенаправленно, имеющий установленную цель и совершенствующий методы ее достижения. Проектирование организации необходимо в связи с постоянно увеличивающимися сложностями в управлении организации, потребностью применять научно обоснованные методы для выполнения функций управления.
|
|
Каждая организация имеет свое предназначение - миссию. Это во имя нее люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Данное понятие имеет несколько значений:
1)представляет собой базис для всех плановых решений организации, определения ее целей и задач;
2)создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3)помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4)вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и пр.).
Обобщенный вид характеристики предназначения организации:
1 Предлагает товары и услуги;
2)имеет место и роль в системе рыночных отношений;
3)цели организации (выживание, рост, доходность);
4)технологии организации (процессы, инновации);
5)философия организации (ценности, мотивации, взгляды);
6)внутренняя концепция организации (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);
7)внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Менеджмент в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
Жизнь любой организации сводится к 2 группам процессов, направленных на ее поддержание:
1.Процессы функционирования;
2.Процессы развития.
1.Под функциональным можно понимать деятельность организаций непосредственно связанную с сохранением ее, как целого, на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией и информацией, как внутри себя, так и во внешней среде.
2.В процессе развития создаются необходимые условия, путем преобразования организации и ее отдельных элементов, в соответствии с изменившимся требованием внутренней и внешней среды. В процессе развития отмирают прежние элементы и связи, и возникают новые в большей мере соответствующие изменившимся условиям. Развитием может быть прогрессивным, нейтральным, пассивным.
Организационное развитие представляет собой систематическое, планомерное совершенствование отдельных сторон деятельности организации, которая находит выражение в регламентации функций отдельных подразделений и работников (устав, расписание, распорядок), рационализация внутренней структуры, упорядоченное в пространстве и во времени трудовых, производственных, социально-управленческих процессов и их взаимодействия.