Тема 7. Роли, функции и задачи менеджера в современной организации
1. Менеджер как профессиональный управляющий
2. Качества, роли и типы менеджеров
3. Организация труда менеджера. Самоменеджмент
4. Основные типы подчиненных
Менеджеры работают на всех «эшелонах» управления и, по американским понятиям, в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.
На западных предприятиях различают:
•Top management, т.е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);
•Middle management — среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
•Lover management — низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
Сущность труда менеджера заключается в обеспечении общего руководства процессом функционирования и развития системы управления. Условно можно выделить три составляющих труда менеджера:
•производственную;
•социально-экономическую;
|
|
•организационно-управленческую.
Специфика труда менеджера состоит в том, что производственные, экономические, технологические и социальные задачи он решает преимущественно; в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи.
Характер труда менеджера определен тем, что он: реализует важнейшую функцию управления - функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое путем координации ее отдельных звеньев.
В основе научной организации труда менеджера лежат следующие принципы:
• комплексность - предполагает, что научная организация управленческого труда менеджера развивается не по одному направлению, а по их совокупности, касается не, только его одного, а всего управленческого коллектива;
• системность - предполагает взаимное согласование всех направлений управленческой деятельности менеджера, увязку, устранение противоречий;
• регламентация - предполагает установление и строгое соблюдение менеджером определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов и других регламентирующих документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления;
• специализация - предполагает закрепление за менеджером определенных функций с возложением на него полной ответственности за конечные результаты деятельности в процессе управления;
• стабильность - предполагает относительно неизменные условия его работы, включая число функций, которые он выполняет, Это не исключает динамики в его работе,
•Важно только, чтобы изменение содержания и состава задач было обусловлено объективно необходимыми потребностями и происходило на строго научной основе;
|
|
• целенаправленное творчество - заключается в максимальном использовании творческого потенциала менеджера для достижения целей организации и его личных целей.
Каждый из рассмотренных принципов имеет самостоятельное значение, вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая различные способы общего подхода к научной организации труда менеджера.
Приведенные выше принципы научной организации труда менеджера реализуются с помощью следующих основных направлений.
•уровень оплаты и стимулирования труда;
•разделение и кооперация труда;
•техническое обеспечение и механизация труда;
•нормирование труда;
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие.
Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.
Инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.
Административную, объединяющую целый ряд подфункций:
• контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);
• организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.);
• направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей);
• кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);
• стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание).
Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству.
Социальную, выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.
Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы. На низовых уровнях, например, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются способность стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
•благоприятный режим и условия труда