Информационные роли.
Роли менеджера по Минцбергу
1.межличностные роли.
•Главный руководитель - симв. глава (социального, юридического характера)
•Лидер – ответственный за мотивацию подчиненных набор.
•Связующее звено – работа с контактами вне зоны ответственности
•Приемные информации – получение информации из внешнего мира
•Распространитель информации – передает информацию.
•Представитель – передача информации вне, относительно планов, действий
•предприниматель – находит и разрабатывает новые проекты
•устраняющий нарушения – корректирует действия
•распределитель ресурсов – принятие всех значительных решений
•ведущий переговоры – ответственный за представительство на переговорах
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
•обладать определенными знаниями и умениями;
•иметь соответствующие личные качества;
•руководствоваться этическими нормами;
•иметь навыки и способности эффективно управлять;
|
|
•преодолевать ограничения саморазвития.
Готовность менеджера к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. На его деятельности существенно сказываются как внутренние, так и внешние факторы.
К внутренним факторам можно отнести характер личности менеджера, Психологи различают следующие типы менеджеров:
«Активист». Инициативен, самостоятелен, В меру честолюбив, гордиться коллективом, уверен в его поддержке. Больше надеется на людей, чем на технику, опирается в основном на социально - психологические методу управления;
«Хозяин». Считает работу главным в своей жизни, отдает ей все сипы и время. Важнейшим условием успешной работы считает строжайшую дисциплину, основанную на административных мерах, инструкциях и правилах. Склонен не доверять подчиненным, недооценивает их, зачастую бывает несправедлив, груб, болезненно воспринимает критику;
«Диагностик». Наделен академическим мышлением, Умеет обнаруживать недостатки и находить способы их устранения. Восприимчив к опыту других, способен справиться с любым делом. Заботится об информационном общении и научном росте сотрудников, склонен к преувеличению значения экономико-математических методов в ущерб социально - психологическим методам;
«Начальник». Считается, что он создан для руководства: любит заседать и председательствовать. Легко контактирует с высшим начальством, причем на уровне неформальных связей. Успешно контактирует и с членами коллектива, однако болезненно воспринимает успех, достигнутый без его участия;
|
|
«Исполнитель». Предпочитает во всех случаях действовать только в рамках полученных инструкций. Доволен подчиненными, начальством и самим собой.
Предпочитает менее эффективные, но точные решения. Обладает большими теоретическими знаниями или богатым практическим опытом. Хорошо усвоил, что «тише едешь — дальше будешь». Широко применяет социально-психологические методы, однако больше всего надеется на себя и сравнительно небольшой круг подчиненных;
«Свой человек». Хорошо знает подчиненных, признает только неформальные контакты, охотно общается вне производства. Считает всех или большинство членов коллектива своими близкими друзьями, уверен, что друзья-подчиненные его не подведут. Огорчается и обижается, когда это все - же происходит. Не любит заниматься административными вопросами, предпочитает решать их на неформальном уровне;
«Конформист». Проявляет ярко выраженный индивидуализм в управленческой деятельности. Недоволен подчиненными и руководством, если видит несогласие с его идеями. Считает, что сам лучше всех справится с делами, в реализации которых напорист и целеустремлен. Порой пренебрегает мнением коллектива, с трудом срабатывается с руководством.
Следует отметить, что в «чистом виде» типы менеджеров согласно приведенной классификации встречаются редко. Современный менеджер, как правило, представляет собой сочетание рассмотренных типов руководителей с превалированием какой-либо из приведенных характеристик.
По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на пассивных и активных.
Пассивные руководители (руководители исполнительского типа) боятся риска, несамостоятельны, нерешительны, действуют по шаблону. Их основная цель состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации. В зависимости от того, как это делается, выделяют несколько разновидностей пассивных руководителей В целом пассивные руководители, ставящие на первое место собственные интересы, безразличны к нуждам организации и подчиненных и являются ориентированными на себя.
Активные руководители (руководители инициативного типа) стремятся к расширению сферы своего влияния как ради получения еще большей личной власти, так и ради достижения общего блага.