План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.
Сущность планирования проявляется:
1.В конкретизации целей развития всех фирм и каждого подразделения в отдельности на установленный период.
2.Определение хозяйственной задачи, средств и их достижение, сроков и последовательности реализации.
3.Выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, цель планирования, как функция управления состоит в стремление заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между определенными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку фирмы:
1.НИР
2.Производство и сбыт
3.Взаимосвязь маркетинга с контролем.
Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирования потребительского спроса, анализ слабых и сильных сторон организации, оценку имеющихся ресурсов и перспективы развития рыночной коньюктуры.
Необходимость и потребность планирования вытекают из:
1.Обобществление производства.
2.Специализация и кооперирование производства в рамках общественной хозяйственности.
3.Наличия многочисленных структурных подразделения в рамках фирмы.
4.Тесные межфирменные связи с поставщиками сырья, включающих единый технологический процесс.
5.Требования НТП – быстро учитывать и осваивать новейшие достижения наук и техники.
Задачи планирования:
Перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач.
Текущее планирование ориентированно на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития. Текущий план развивают, конкретизируют перспективный планы с учетом конкретной обстановки.
Принципы:
1.Ранжирование объектов по степени важности.
2.Сбалансированность плана.
3.Согласованность плана с параметрами внешней среды.
4.Преемственность стратегического и тактического планов.
5.Социальная ориентация плана (обеспечение экономической и эргономической безопасности).
6.Автоматизация системы планирования.
7.Обеспечение обратной связи.
8.Экономическая обоснованность плановых показателей.
9.Применение к планированию научных подходов, методов.
10.Адаптивность к ситуации.
Организация планирования –последовательность определения целей, содержания, методики и техники. Различают следующие фазы планирования:
1.Определение целей планирования.
2.Анализ проблематики планирования.
3.Поиск альтернатив.
4.Прогнозирование, оценка.
5.Принятие решения.
6.Постановка задач на планирование.
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.
Методы планирования:
1.Бюджетный - с его помощью можно наглядно представить приток и отток наличного капитала
2.Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.
3.Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.
4.К графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования метод дерева целей Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.
5.Анализ окупаемости - соотнести и просчитать затраты, доходы и производственные мощности.
6.Оперативное исследование - использование научной техники и технологии для анализа проблем и моделирования ситуаций.