Выше уже было сказано, что организация как понятие имеет весьма сложное и неоднозначное толкование. Поэтому достаточно сложной является и сущность организации. Она многогранна и определяется через различные категории и комплексы понятий. Более того, можно выделить два достаточно различных, но взаимно дополняющих направления, по которым можно определять сущность организации.
Первое направление касается содержания, наполнения самой организации:
· границы организации, которые не только могут быть разнообразными (проходить в пространстве, во времени, по людям, по идеям и т.п.), но и могут постоянно меняться как количественно, так и качественно;
· члены организации, которые вносят свой вклад в достижение целей организации; конкретный человек, входя в состав коллектива, движется к поставленной цели более успешно и продуктивно, поэтому люди и интегрируются, кооперируются в различные организации;
· координирование действий отдельных членов – это необходимый процесс, позволяющий добиваться успеха и двигаться к цели с наименьшим расходом ресурсов;
|
|
· комплексность действий членов организации, которая понимается как способность их внутри организации осуществлять различные формы распределения труда (иерархия, уровни специализации, степень распределения по пространству и по времени и т.п.);
· формализация деятельности организации, которая подразумевает формирование в организации определённых правил и процедур, упрощающих и стандартизующих деятельность членов организации, приводящая, в конечном счёте, к экономии ресурсов организации;
· централизация и децентрализация в организации, а точнее их соотношение, которое определяют уровни, на которых принимаются и реализуются решения; чем большая децентрализация, тем более гибкая и адаптивная организации, тем легче она приспосабливается к смене внешних условий её деятельности и, в конечном счёте, тратит меньше ресурсов для достижения своей цели; однако при этом пути и методы достижения цели гораздо хуже прогнозируются.
Второе направление касается предназначения организации, то есть того, как она взаимодействует с окружающей средой, как оправдывает возлагаемые на неё ожидания:
· востребованность самой организации и производимых продуктов и услуг;
· место и роль организации в системе взаимоотношений с другими субъектами действия, в том числе, в системе рыночных отношений;
· цели, к которым стремится организация (выживание, развитие, выполнение значимых функций и т.п.);
· технологии, инструменты, методы, ресурсы и т.п., используемые организацией для достижения целей;
· философия организации, то есть те базовые ценности, взгляды, мотивы, которые она культивирует;
· внутренняя концепция организации, то есть что организация считает своими сильными и слабыми сторонами, что является источником конкурентоспособности или поражения, на какие ресурсы она возлагает надежды;
· образ (имидж), в котором организация предстаёт перед фактическими и потенциальными потребителями её продукции.