Внешняя среда организации. Всё, что находится за пределами «ромашки» (см

Всё, что находится за пределами «ромашки» (см. рис. 1.3.2), относится к внешней среде организации. Таким образом, внешняя среда – это обширнейшая сфера всего, что не принадлежит самой организации. Даже поверхностная попытка провести систематизацию внешней среды социально-экономической организации приводит к выявлению в ней, как минимум, отдельных людей и их различных групп, отдельных организаций и их объединений и, что самое главное, огромное количество уровней, на которых формируются бесчисленные связи между людьми и организациями. Всё перечисленное существенно усложняет рассмотрение внешней среды, окружающей конкретную организацию. Тем не менее, в настоящее время выработан ряд подходов, позволяющих рассматривать внешнюю среду организации с конструктивных позиций.

Внешнюю среду любой организации можно разделить на две части. Одна из них – «ближнее» окружение, с которым организация постоянно контактирует и влияет на него и которое непосредственно влияет на деятельность организации, увеличивая или уменьшая эффективность ее работы, приближая или отдаляя достижение ее целей. Обычно это ближнее окружение называют внешней микросредой организации. Как правило, она имеет следующий состав:

· Поставщики, то есть организации и физические лица, обеспечивающие организацию материальными, энергетическими, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами.

· Покупатели или клиенты, то есть организации и физические лица, приобретающие товары и услуги, производимые организацией.

· Партнёры, то есть организации и физические лица, проявляющие интерес к совместной деятельности.

· Посредники, то есть организации и физические лица, способствующие организации как в приобретении необходимых ресурсов, так и в сбыте произведённых товаров и услуг.

· Конкуренты, то есть организации и физические лица как производящие аналогичную продукцию и реализующие её на этих же рынках, так и использующие то же сырьё и ресурсы.

· Контактные группы (аудитории), то есть организации и физические лица, проявляющие реальный или потенциальный интерес к деятельности организации и оказывающие влияние на ее способность достигать поставленные цели. Контактные аудитории могут как способствовать, так и противодействовать усилиям организации в достижении поставленных целей. В связи с этим различают:

- благотворные аудитории – группы лиц, интерес которых к

организации носит благожелательный характер (например, близкие

родственники людей, работающих в организации, «свои» средства

массовой информации, торговые союзы и ассоциации,

администрации районов, городов и регионов, заинтересованные в

развитии данного вида деятельности и т.п.);

- искомые аудитории – группы лиц, чьей заинтересованности

организация ищет, но не всегда находит (например, независимые

средства массовой информации, окрестное население и

соседствующие организации, банки, общественные организации и

профсоюзы и т.п.);

- нежелательные аудитории – группы лиц, интереса которых

организация старается не привлекать, но вынуждена считаться с

ними (например, враждебно настроенные средства массовой

информации, сильные конкуренты, коррумпированные

представители власти, криминалитет и т.п.).

Главная особенность внешней микросреды состоит в том, что не только она влияет на деятельность организации, но и организация может на неё влиять каким-либо способом (например, заключать договора, побеждать в конкурсах, устраивать ценовой демпинг, покупать и продавать фьючерсы и т.п.)

Другая часть – «дальнее» окружение – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное, как правило, в виде создания фона, обязательного для всех конкурирующих организаций, на котором, собственно, разворачиваются действия внешней микросреды. Обычно это дальнее фоновое окружение называют внешней макросредой организации. Воздействие внешней макросреды на организацию выявлять и изучать труднее, чем воздействие внешней микросреды, но игнорировать нельзя, так как именно она определяют тенденции, которые влияют на «ближнее» окружение организации. Руководители организаций не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Внешняя макросреда включает в себя следующие группы факторов:

· Политические факторы, к которым относятся внутренняя и внешняя политика федеральных и региональных органов власти, действия муниципальных властей, законодательство и особенно законодательство в сфере предпринимательства, промышленной и финансовой политики и трудовое законодательство и т.п.

· Экономические факторы, к которым относятся макроэкономические стратегии, обменные курсы валют, ставки таможенных пошлин, стимулирование инвестиций, национальные проекты, распределение доходов, уровень безработицы и т.п.

· Демографические факторы, к которым относятся половозрастной состав населения, изменения рождаемости, смертности и состава семьи, миграция населения, изменение образа жизни и т.п.

· Естественно-географические факторы, к которым относятся наличие или отсутствие каких-либо видов сырья и энергии, положение относительно источников сырья и энергии, транспортных путей, больших и малых городов, характеристики климата, присутствие крупных рек и морей, особенности рельефа и т.п.

· Научно-технические факторы, к которым относятся научно-технический прогресс, рост ассигнований на НИОКР, новые открытия и изобретения, разработка новых технологических процессов и освоение новых видов сырья и энергии и т.п.

· Факторы национального, культурного и религиозного окружения, к которым относятся приверженность определённым культурным и религиозным ценностям, субкультуры в рамках единой культуры, исторические и национальные особенности развития страны, народа и т.п.

Главная особенность внешней макросреды состоит в том, что она создаёт фон, на котором функционирует не только данная организация, но и все другие, наполняющие внешнюю среду. Оказывать какое-либо влияние на внешнюю макросреду организация не может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: