Содержание системы обеспечения конкурентоспособности.
ЛЕКЦИЯ № 4.
- Конкурентные преимущества экономики России
- Внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ объекта
- Оценка конкурентоспособности объекта (отрасли, товара, персонала, региона, страны).
- Стратегические направления повышения конкурентоспособности отраслей и сфер деятельности в РФ.
Конкурентные преимущества экономики РФ:
· Крупные запасы природных ресурсов, имеющих мировое значение
· Многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой
· Наличие в некоторых отраслях промышленности уникальных передовых технологий
· Значительные масштабы основных производственных фондов
Однако реализации этих преимуществ препятствуют следующие конкурентные слабости экономики РФ:
· сильно исчерпаны крупные легкодоступные месторождения полезных ископаемых
· преобладание в большинстве отраслей отсталых неконкурентоспособных технологий
· чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства
· Высокий износ ОФ
· резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов в России.
Оценка конкурентоспособности персонала:
Данную оценку осуществляют исходя из конкурентных преимуществ, которые бывают по отношению к персоналу внешними и внутренними.
Внешние конкурентные преимущества персонала определяются конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный рабочий (специалист).
Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными.
Примерный перечень качеств персонала и их весомость:
Качества персонала | Весомость качества персонала | ||
рабочий | специалист | менеджер | |
Конкурентоспособность организации | 0,2 | 0,25 | 0,2 |
Наследственные конкурентные преимущества | 0,2 | 0,15 | 0,15 |
Деловые качества | 0,3 | 0,4 | 0,2 |
Интеллигентность, культура | 0,05 | 0,05 | 0,1 |
Коммуникабельность | 0,05 | 0,05 | 0,1 |
Организованность | 0,05 | 0,05 | 0,15 |
Возраст, здоровье | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала определяют по формуле:
КП = ∑∑ (α * β) / 5n → 1
α - коэффициент весомости конкретной категории персонала
β - оценка конкретного качества, данная каждым экспертом по 5-балльной системе
n - количество экспертов
5n - максимально-возможное количество баллов, которое получено каждым работником.
Устанавливаются условия оценки экспертами качества персонала:
1 балл - качество отсутствует
2 балла - качество проявляется очень редко
3 балла - качество проявляется на среднем уровне
4 балла - качество проявляется часто
5 балла - качество проявляется систематически, устойчиво и наглядно
ПРИМЕР результата оценки конкурентоспособности менеджера экспертной группой из трех человек:
№ эксперта | Экспертная оценка качеств менеджера по 5-балльной шкале | ||||||
К = (0,2 * (4+4+4) + 0,15 * 14 + 0,2 * 14 + 0,1 * 11 + 0,1 * 15 + 0,15 * 14 + 0,1 * 12) / 5 * 3 = 0,88
Менеджер данной организации имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности товара:
Конкурентоспособность товара желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности товара учитывается полезный эффект и совокупные затраты.
КТ = П / З
П - полезный эффект
З - затраты
Полезный эффект – совокупность свойств товара, используемых для выполнения конкретных работ конкретным потребителем; а качество – это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей.
Полезный эффект использования товара меньше интегрального показателя качества.
Приближение этих показателей др. к др. приводит к унификации товара, а разрыв между ними – к недоиспользованию полезных возможностей объекта.
При проектировании товара учитывается, что оптимальный полезный эффект должен составлять 0,8 – 0,9 от интегрального показателя качества.
Полезный эффект можно измерять производительностью товара.
Цена потребления = Затраты на покупку + Затраты на эксплуатацию.
ПРИМЕР: оценка конкурентоспособности компрессора
Описание образца | Полезный эффект, млн м3 возд. | Совокупные затраты, млн руб | Эффективность, м3 / руб | Конкурентоспо-собность по отношению к лучшему образцу | Выводы |
Проектиро- вание вариант №1 | 6,5 | 2,4 | 2,71 | 0,85 | Не конкурентоспособен |
Проектиро- вание вариант №2 | 8,8 | 2,6 | 3,38 | 1,06 | конкурентоспособен |
Конкурент 1 | 5,8 | 2,2 | 2,64 | 0,81 | Не конкурентоспособен |
Конкурент 2 | 7,2 | 2,3 | 3,13 | 0,98 | Не конкурентоспособен |
Конкурент 3 | 2,5 | 3,2 | Лучший образец-аналог |
Оценка конкурентоспособности организации:
Конкурентоспособность организации определяется в статике м в динамике.
В статике конкурентоспособность определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются.
КОРГ = ∑ а * в * к → 1
а - удельный вес i – товара организации в объеме продаж за анализируемый
период
в - показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно-развитых стран (США, Япония, Канада, Евросоюз) значимость рынка = 1.
Для остальных стран 0,7
Для внутреннего рынка 0,5
к - Конкурентоспособность товара на конкретном рынке
ПРИМЕР: исходные данные для оценки конкурентоспособности организации-производителя:
Показатели | Товары | |||
а | б | в | г | |
Рынок, на котором представлен товар | Пром. разв. страны | Остальные страны | Внутренний рынок | Внутренний рынок |
Значимость рынка | 0,7 | 0,5 | 0,5 | |
Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке | 0,95 | 1,05 | 1,1 | 0,97 |
Объем продаж на данном рынке, млн. ден. ед. | ||||
Удельн. вес товара в общем объеме продаж | 0,055 | 0,194 | 0,676 | 0,075 |
КОРГ = 0,055 * 1 * 0,95 + 0,194 * 0,7 * 1,05 + 0,676 * 0,5 * 1,1 +