Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и каждым членом общества. Государство не может выполнять свои функции без изъятия и распределения определенной части национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и группами населения.
Осуществляется это с помощью налогов. Они являются основным источником формирования доходов государства.
Налоги – это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения – это объективно необходимый процесс в любом государстве.
В экономической литературе РБ налоги определяются как обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей.
Налоги – это фискальная категория. Это свойство налогов дает возможность количественно оценить величину денежного потока от налогоплательщика к государству и соизмеряет его с расходами бюджета. Полученные результаты позволяют определить размер требуемых источников пополнения бюджета. Взносы в бюджет осуществляют основные участники производства общественного продукта. Это работники, получающие определенный доход (подоходный налог), хозяйственные субъекты, владельцы капиталов.
Таким образом, налог:
- служит удовлетворению общественных потребностей, которые устанавливаются государством;
- выражает одностороннее движение средств в бюджет и косвенно возвращается налогоплательщикам в виде предоставляемых государством социальных благ;
- взимается на правовом основании по юридически закрепленным правилам. Ставки, сроки, льготы заранее оговорены законом.
Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть предпосылкой либо преградой на пути благополучия страны. Поэтому государство должно уделять повышенное внимание эффективности налогового регулирования как главной задаче налоговой политики. Следует отметить, что в целом существует несколько основных принципов налогообложения:
- равномерности;
- определенности;
- удобства;
- дешевизны.
Принцип равномерности означает, что налоговая нагрузка должна распределяться равномерно на все субъекты хозяйствования, в противном случае
может произойти нарушение конкурентного равновесия.
Принцип определенности означает, что налоговое законодательство должно быть стабильным, его корректирование не должно приниматься задним
числом, а о предстоящем изменении необходимо информировать заранее налогоплательщика.
Принцип удобства включает простоту и понятность, позволяет исключить
множество дифференцированных ставок и сложные расчеты. В этом направлении в РБ ведутся определенные работы.
Так, принята упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий.
Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание.