Сборку элементов осуществляют преимущественно при помощи строительных кранов. По типу ходовой части краны делятся на:
· гусеничные;
· пневмоколесные;
· автомобильные;
· на спецшасси автомобильного типа;
· башенные;
· козловые;
· железнодорожные.
Кроме того применяются различные подъёмно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров, портальных подъёмников и т.д.
Наиболее широко применяются самоходные стреловые и башенные краны.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъёма крюка стреловых кранов стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками, гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. 9.2.).
Рис.9.2. Стреловое и башенно-стреловое оборудование:
а), б) – стрелы с жестким оголовком и универсальная; в) – башенно-стреловое оборудование; г) – телескопическая стрела; д), е) – управляемые гуськи; ж) – неуправляемый гусек; з) – вильчатый оголовник.
В последнее время всё шире применяются краны в башенно-стреловом исполнении, в которых основную стрелу используют в качестве башни, а гусёк длинной 10-40 м – как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объёмных сооружений.
|
|
Гусеничные краны (рис. 9.3.) имеют высокую проходимость и манёвренность, не требуют специальной подготовки основания, они устойчивы, имеют грузоподъёмность 16-250 т, длины стрел от 6,5 до 40 м.
Рис.9.3. Гусеничный кран СКГ - 40:
1 – гусеничные тележки; 2 – стреловая оттяжка; 3 – основная стрела; 4 – крюк основного подъёма; 5 – крюк вспомогательного подъёма; 6 – гусёк; 7 – канаты грузовые и изменения вылета гуська; 8 – стойка; 9 – кабина управления; 10 – противовес.
Пневмоколёсные краны (рис.9.4.) имеют хорошую устойчивость, особенно на выносных опорах (аутригерах). В базовом исполнении имеют грузоподъёмность 16-100 т, оборудованы стрелами до 25 м, длина которых может увеличиваться за счёт дополнительных вставок и гуськов.
Рис.9.4. Пневмоколёсный кран:
1 – пневмоколёсное шасси; 2 – стрела; 3 – кабина управления и двигатель; 4 – крюковая обойма; 5 – канаты грузовые и изменения вылета стрелы; L – вылет крюка; H – высота подъёма крюка.
Автомобильные краны выпускают на базе серийных автомобильных шасси, оснащённых дополнительной рамой с выносными опорами. Имеют грузоподъёмность до 25 т и стрелы до 22 м, удлинённые (при необходимости) гуськом длиной 7,5 или 9 м.
Краны на спецшасси автомобильного типа (рис.9.5.) получают всё более широкое распространение. Шасси этих кранов имеют от 4 до 9 осей. Самый мощный кран такого типа фирмы Либхерр имеет семисекционную стрелу длиной 84 м (с удлиняющей решётчатой стрелой до 140 м) и грузоподъёмность 500 т.
|
|
Рис.9.5. Сменное оборудование крана на специальном автомобильном шасси КС-5473:
1 – основная стрела; 2 – крюк основного подъёма; 3 – крюк вспомогательного подъёма; 4 – удлинитель; 5 – оттяжка гуська; 6 – стойка; 7 – тяга гуська; 8 – неуправляемый гусек; 9 – подкос.
Башенные краны подразделяют по способу установки на строительной площадке, по типу ходового устройства, башни и стрелы.
По способу установки краны подразделяют на:
· стационарные;
· передвижные;
· самоподъёмные;
Стационарные краны устанавливаются на фундамент и обслуживают стройплощадку с одной стоянки. При большой высоте возводимого здания и, соответственно, монтажного крана, стационарный кран необходимо дополнительно крепить к каркасу возводимого здания (рис.9.6. б), в этом случае он называется приставным краном. В ряде случаев приставной кран до определённой высоты может работать как передвижной кран, перемещаясь по рельсам или на шасси. Высота подъёма крюка таких кранов достигает 150 м, грузоподъёмность – до 10 т.
Рис.9.6. Разновидность башенных кранов по способу установки:
а) – передвижной; б) – стационарный приставной; в) – самоподъёмный; а – колея крана; L – вылет крюка; Н – высота подъёма крюка.
Самоподъёмными называют краны, устанавливаемые на конструкциях возводимого сооружения и перемещаемые вверх по мере возведения здания (рис.9.6. в) с помощью собственных механизмов. Их грузоподъёмность – до 10 т, вылет крюка – до 30 м.
Приставные краны применяют главным образом при строительстве высотных зданий.
У передвижных башенных кранов (рис.9.6. а) опорная часть располагается на ходовой тележке, которая на стальных ходовых колёсах перемещается по рельсовому пути. По типу применяемых башен различают краны с поворотной и неповоротной башней. В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено на ходовой платформе (7 и 8 на рис.9.7.). При повороте вращается весь кран за исключением ходовой части.
Рис.9.7. Башенный кран КБ-160.2:
1 – стреловая расчалка; 2 – стрела; 3 – датчик усилий ограничителя грузоподъёмности; 4 – крюковая обойма; 5 – башня; 6 – грузовая лебедка; 7 – механизм поворота; 8 – поворотная платформа; 9 – тележка; 10 – стреловая лебедка; 11 – стреловой канат; 12 – грузовой канат.
В кранах с неповоротной башней опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. У этой группы кранов вращается только стрела, оголовок и противовесная консоль. Краны этого типа имеют грузоподъёмность до 50 т, высоту подъёма крюка до 85 м (рис.9.8.).
Рис.9.8. Башенный кран с неповоротной башней:
1 – рельсовый путь; 2 – ходовая тележка; 3 – консольно-балочная стрела; 4 –противовес; 5 – опорно-поворотное устройство; 6 – оголовок; 7 – каретка; 8 –крюковая обойма; 9 – кабина управления.
Козловые краны в основном выполняют укрупнительную сборку конструкций; обслуживают складские площадки, линии конвейерной сборки, ведут монтаж зданий из объёмных блоков и технологического оборудования, применяются в энергетическом и транспортном строительстве (рис. 9.9.).
Рис.9.9. Козловой кран:
1– рельсовые пути; 2 – грузовая тележка; 3 – крюковая обойма; 4 – опоры-козлы; 5 – ригель; L – пролет крана; Н – высота подъёма крюка.
Максимальные характеристики козловых кранов:
· грузоподъёмность до 100 т;
· высота подъёма крюка до 42 м;
· пролёт до 50 м;
Значительно реже применяются жестконогие краны (деррики), вантовые краны грузоподъёмностью до 200 т (рис.9.10.), мачты, шевры, порталы (в основном для монтажа конструкций большой массы и в особых условиях).
Рис.9.10. Примеры специальных монтажный устройств:
а) – жестконогий кран (деррик); б) – вантовый кран; а – база крана; Н – высота подъёма крюка; L – пролёт крана.