26.09.2012
Применение мер, не связанных с тюремным заключением
Бентам
Смешанная теория
Относительная теория
Абсолютная теория
Наказание с оцениванием прошлого. Наказание – плата за совершенное преступление.
Но такое возмездие не всегда справедливое наказание
Аристотель (наказание нельзя смешивать с местью), Платон, Сенека
В рамках абсолютной теории – нравственные, диалектические, божественные теории
Обращены к будущему
Теории:
· устрашения (СУ 1649 «чтобы другим неповадно было»),
· предупреждения (Руссо, Дидро, Беккария – цель наказания: воспрепятствование виновному вновь принести вред обществу и не позволить совершить иным лицам преступление),
· исправление (цель: исправление преступника)
Наказание не может исправить всех и воспрепятствовать
Перевоспитание осужденных – отказ от такой цели (была в УК 1960 г. – исправить и перевоспитать). Исправить – юридически (приучить не нарушать закон) и духовно (когда исправление затрагивать духовную систему ценностей)
Фейербах, Росси, Сергеевский, Фойницкий
4. связано нравственными оправданиями наказания (наказать + нравственно оправдать)
Пенитенциарная наука
«кающийся»
Основоположники: Говард (гуманист) и Бентам (философ)
Говард: интерес был связан с событиями, которые произошли с ним лично. 1755 г. – землетрясение в Португалии, потрясенный положением пострадавших, отправился на помощь; попал в плен к французам – шла Семилетняя война. Так он оказался внутри системы исполнения наказаний – познал все ужасы тюремного заключения, что предопределило его дальнейшую жизнь: посетил тюрьмы в других странах – условия в них. 1777 г. – на собственные средства издал «О положении тюрем в Англии и Уэльсе» - ознакомление общественности с тяжелым положением заключенных. Отправил сообщение и в парламент вместе с проектом – совершенствование системы исполнения наказаний.
Основные предложения:
· исправление и приспособление к жизни в обществе – д.б. главной целью наказания
· тюремное заключение д.б. не менее 5 лет (время для достижения цели)
· раздельное содержание осужденных: мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых; в зависимости от тяжести преступления
· гуманное отношение к заключенным
· обязательное привлечение к труду, который не должен приносить страдания
· обязательное религиозное образование (в то время: максимально доступное для населения)
Говард поехал в Азию – изучать там тюрьмы. По ходу – изучил тюрьмы в России (в Херсоне) – написал положительный отзыв (для Екатерины Второй), при этом умер от заболевания, которым заразился в одной из тюрем. До Азии не доехал))
Приехал в Россию к Потемкину (родственник). Пытался реализовать свою идею о создании «рациональной тюрьмы»
· одиночное заключение
· централизованный надзор
· производственные мастерские
· школы
· больницы
Цель: исправление осужденного
Не удалось реализовать
Разработал принципы назначения наказания (в основе – идеи Монтескье, Беккария)
1. наказание должно превосходить выгоду преступления (надо так наказать, чтобы все полученное от преступления стало ничтожным)
2. чем менее неминуемое наказание, тем более должна быть его строгость (речь идет о сроке давности)
3. наказания за одинаковые преступления не должны быть одинаковыми для разных субъектов (принцип индивидуализации ответственности)
4. необходимо учитывать смягчающие обстоятельства
Современные теории
1. реформистские
Надо изменить содержание системы мер
Условия заключения (свет, тепло, инструменты для работы, в т.ч. электронные) – чтобы, выйдя на свободы, смогли устроиться на работу
2. теория ограничения назначения наказания в виде лишения свободы
Уход от наказания в виде л/св
1595 г. - немецкая
1776 г. – филадельфийская
1840 г. – Англия
1876 г. – реформаторий
Середина 19 века – концлагеря
Элементы прогрессивной системы присутствуют в системах всех стран. Если кого-либо элемента нет, система не считается прогрессивной.
Признаки, элементы прогрессивной тюремной системы:
Каждый осужденный, входящий в исправительное учреждение, должен САМ принимать условия, предоставляемые в этом учреждении, тогда – он выйдет исправившимся.
Условия исправления:
· раздельное содержание осужденных: по полу, по возрасту, по степени общественной опасности, по рецидиву и по соучастию. Т.о. д.б. особая система учреждений
· приобщение осужденных к труду (иначе после возвращения в общество – нет квалификации и т.п. Попадет обратно). + образование, в т.ч. высшее - заочно (в том вузе, который находится на территории соответствующей территории; в период сессии преподаватели приезжают)
· УДО (каждое лицо, которое отбывает наказание, осведомляется о правилах поведения, при соблюдении которых есть возможность досрочного освобождения по истечению определенного срока в зависимости от категории преступления)
· Возможность замены на более мягкое наказание ( в ряде стран есть возможность замены на более тяжкое наказание; у нас нет )
1840 г. - создание
Создана на острове, около Австралии, английским капитаном. Ему поручили возглавить одну из тюрем на острове. Капитан сам создал эту систему
Элементы:
1) раздельное содержание осужденных (впервые!)
Классы:
· 2 категории: осужденные впервые и осужденные, которые не были признаны развращенными (психологическая характеристика) – наименьшая степень общественной опасности. Носили на рукаве звезду. Это означало, что имеют максимальные шансы освободиться раньше всех + наименьшая общественная опасность. Т.о. было сильно влияние на окружающих этой звезды
· 2 категории: ранее подверженные осуждению, совершившие нетяжкие преступления и впервые совершившие тяжкие преступления. Недостойные носить звезду
· 2 категории: рецидивисты и лица, нарушившие правила УДО (т.е. те, кому однажды уже доверили, а они подвели. Отсюда – приравнивались к рецидивистам)
· Лица, осужденные за особо тяжкие преступления и лица, осужденные к более длительному сроку наказания (более 10 лет)
2) Условия содержания осужденных
Карантиннный период
Ступени отбывания наказания:
· Одиночное заключение для мужчин (1 класс – не менее 3 месяцев; 2 класс – не менее 6 месяцев; 3 класс – не менее 9 месяцев; 4 класс – не менее 1 года) и женщин (независимо от класса – не менее 3 месяцев). Максимального срока не было («не менее»)
· Раздельное содержание заключенных в ночное время, совместные работы в дневное время (в отличие от предыдущей системы, осужденные могли общаться; этот обмен должен способствовать исправлению) и 5 разрядов исполнения наказания: пропустить разряд нельзя (аналогия: нельзя с первого курса юрфака перейти на пятый)))). Условия перехода: дифференциация (со звездой на рукаве – легче)
Переход с 1 на 2 разряд: осужденный д.б. накопить 720 марок (баллов – у.е., которой оценивался труд и поведение осужденного). За день можно было заработать 6 марок (2 – учеба; 2 – работа; 2 – отношение к администрации); 2 поощрительные марки: лицо чем-то выделилось (инициатива по работе). Т.о. – 8 марок. Это редкость.
За плохую работу: марки снимались
2 - 4 разряд: 2 920 марок на каждом разряде
Чем больше марок, тем лучше условия (работа, условия оплаты труда, длительность свидания, питание, цвет одежды)
5 разряд: переводились осужденные, достигшие образцового поведения. Администрация: максимум через 12 месяцев – освобождение
УДО:
Мужчины – могли получить, отбыв не менее ¾; женщины – 2/3
3) УДО
Вручалось свидетельство, подтверждающее отбытие наказание и факт освобождения. В свидетельстве указывались обязанности освобожденного
УДО было связано с обременением для осужденного: сильное ограничение в правах
Обременения:
a) Запрет совершать ЛЮБЫЕ правонарушения
b) Запрет общаться с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни
c) Запрет добывать средства к жизни нечестным путем
d) Постоянно иметь при себе отпускное свидетельство и предъявлять его по первому требованию мировому судье или кому-либо из полиции
e) Сообщать полиции о перемене места жительства
f) Проходить ежемесячную регистрацию в полиции
Т.о. – постоянный, пристальный надзор полиции (любой полицейский – неограниченные полномочия). Если освобожденный не мог подтвердить – сладкая жизнь заканчивалась ((