Тема 1.1. Введение в психологию.
К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОНКУРЕНТЫ
Основные, второстепенные и потенциальные.
При подготовке к изучению конкурентов:
- Составить список с делением на группы
- Оценить размер компаний-конкурентов (численность штата и масштабы деятельности)
- Рентабельность
- Бизнес-стратегия
- Деловая репутация
Онлайновая информация: www.hoovers.com; www.reuters.com; www.dialog.com; www.gartner.com; www.forrester.com.
Задача. Составить план проведения анализа рынка услуг по проведению маркетинговых исследований
а) для фирм малого и среднего бизнеса;
б) для политических партий;
в) для некоммерческих организаций; для образовательных учреждений.
Определить цели, целевые группы, географические рамки проведения исследования, принципы формирования выборки, тип исследования, способы анализа и представления результатов.
|
|
Барроу «Руководство по малому бизнесу»
- Бизнес-план
- Маркетинг-план
- Технический план
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Фармацевтический колледж
Специальность 060301 Фармация
Квалификация Фармацевт
Согласовано на заседании ЦМК
№ протокола …………….
«___»____________ 2012 г.
Председатель ЦМК Общемедицинских дисциплин.
……………… Донгузова Е.Е.
Составитель:
………… Рупенко А.Ю.
Красноярск
План лекции:
1. Психология как наука. История развития.
2. Предмет современной психологии. Структура психики
3. Методы психологии
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Сам термин психология происходит от двух греческих слов "psyche" - душа, и "logia" - знание, понимание и означает учение о душе. Понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета ицелей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
|
|
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Согласно классификации предложенной отечественным философом теоретиком П.М.Кедровым выделяют 3 группы научных дисциплин: естественные, технические и общественные.
Место психологии определяется на пересечении их исследуемых интересов, т.е. в центре «треугольника» наук.
Такое положение ведет к пополнению и совершенствованию научного инструмента психологии, кроме того, психология вносит собственный уникальный вклад в систему современных научных знаний о человеке.
Изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, изучение психических явлений ведется совместно с физиологией ВНД, разработка проблем мышления ведется совместно с философией и логикой. Социальная психология тесно взаимодействует с социологией и культурологией. Сознание, мышление и другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в ходе индивидуального развития, в процессе его воспитания и образования, отсюда понятна связь психологии и педагогики.
Таким образом, научно-психологическое познание имеет междисциплинарный характер. На современном этапе развития психологических знаний происходит через расширение связей психологии со смежными науками при сохранении психологии своей научной специфики.
В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В последнее время каждые 4-6 лет появляются новые отрасли в психологии, т.е. существует комплекс относительно автономных, развивающихся психологических дисциплин.
1. Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – изучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом. Общая психология также исследует, откуда и как эта психика появилась и как она развивается.
2. Социальная психология – раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому, как человек воспринимает других, общается и влияет на других.
3. Возрастная психология рассматривает закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом.
4. Психофизиология и нейропсихология – соотношение мозга и психики.
5. Специальная психология – проблема аномального развития психологии.
6. Зоопсихология – наука о психологии животных.
7. Психология труда – закономерности трудовой деятельности.
8. Медицинская психология – отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний.