Тема 6. Статус судей

Ст.3

«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».

При отсутствии высшего судебного органа и наличии 4 судебных подсистем возникает необходимость поддерживать целостность, единство судебной системы. Статья 3 раскрывает принцип единства судебной системы. Не существует ФЗ, который хотя бы рамочным образом определял порядок судопроизводства в уставных (конституционных) судах. Это означает, что порядок рассмотрения дел в этих судах субъекты РФ определяют сами. Единство судебной системы обеспечивает единой нормативной основы. Верховный суд и высший арбитражный суд пытаются решить проблему единства применения НПА путём издания совместных постановлений пленума. Не существует судов «важных» и «неважных». Если судебное решение вступило в силу оно обязательно для применения на всей территории РФ. Статус судьи устанавливается законом «О статусе судей». Однако судьи уставных (конституционных) не имеют общего порядка назначения на должность. Таким образом, присутствует определенная дифференциация статуса судей (порядка назначения). Обеспечение неприкосновенности судей едино для всех. Поэтому, в основных чертах единство статуса судей обеспечивается. В соответствии с ФЗ № 30 от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов субъектов РФ», постановление Конституционного Суда № 3-П 1998 г. законодательная и исполнительная власть не имеют права снижать финансирование судебной власти без согласия органов судейского сообщества (совет судей, всероссийский съезд судей), финансирование в следующем году не может быть меньше финансирования в предыдущем году. Зарплата мирового судьи, и различные социальные гарантии финансируются федеральным бюджетом, но аппарат мирового судьи и материально-техническое обеспечение его деятельности обеспечивается за счёт бюджета субъекта РФ. Таким образом, институт мировых судей имеет двойное финансирование. Конституционные (уставные) судьи субъектов РФ полностью финансируются из бюджета субъектов федерации. Ст. 124 Конституции РФ «Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».

(Статус судей определен в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года N 3132-1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: