Квота или сторонники изобилия» Веркор, Коронель

Вещи

Жорж Перек.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

Тема вещизма звучала уже в произведениях Бальзака, Стендаля, нов послевоенное время тенденция превращения человека в функцию товарно-денежных отношений приобретает гораздо большую масштабность. 50-60е гг. к теме «Общество потребления» обращаются многие писатели.

Жером и Сильвия мечтают о высоком уровне потребления. Но видно, что серьезных духовных запросов они лишены. В Лондоне их привлекают не национальная галерея, а магазины с одеждой. По профессии они психосоциологи, но их деятельность названа пародией на науку, их не обуревает страсть к познанию, они используют в своей деятельности избитые трюки и приемы. Жером и Сильвия мечтают о богатстве, но мало усилий для этого предлагают. Они хотят просто жить поначалу. Он скромной жизни поэтому они постепенно переходят почти что к нищей жизни.

Работа в Тунисе. Тунис для них так и остается скоплением чужих вещей, лабиринтом улиц, в котором они все время запутываются, нечейной землей, в которой они не могут пустить корни. В Париже они в конце концов приспосабливаются к буржуазному миру, в котором живут. Они начинают представительствовать от имени богатых, защищать интересы богатых, работать на богатых. В финале жером и Сильвия чувствуют себя уставшими до предела. Решают отправиться в путешествия. Когда они приходят в вагон-ресторан, где для них сервирован стол, но пища кажется м безвкусной. Логика повести говорит о том, что впереди у Жерома и Сильвии нет ничего. Они потеряли саму способность мечтать, пусть даже о мечтах. Мечты мешали Жерому и Сильвии интегрироваться в потребительскую цивилизацию, для которой мечта враждебна. Жером и Сильвия хотят жить по закону мечты, оставаясь на почве действительности. Они становятся жертвами игры на почве воображения. Мечта мягчает, опошляется, умирает. Жером и Сильвия наделены низким уровнем самосознания.

Автор-повествователь активен, но он не занимается прямым самораскрытием, он занимается раскрытием образов своих персонажей. Характерно, что повесть начинается с изображения потребительской мечты, описывается интерьер квартиры, которая существует только в мечтах. Создается эффект зависимости времени от пространства. Время рискует раствориться в пространстве, подобно тому, как мечта Жерома и Сильвии растворяется под натиском действительности. Герой романа – антигерои, не имеют полных имен. Второстепенные персонаж вообще не имеют имен. Сюжен и повествование строятся на развертывание метонимии, посольку человек замещается вещами, уподобляется вещам. Вещи часто выглядят самодостаточными, а люди – зависимы от вещей. Образы людей часто изображены схематично, не детализированы. Типизация явно доминирует над индивидуализацией, Это служит целям деперсонализацией персонажей. Персонажи теряют в себе людей, все больше обезличиваются, предстают носителями среднестатистический стандартов, функций. Жером и Сильвия характеризуются в паре, как целое. Преобладают обобщенно-собирательные характеристики того типа людей, который представляют Жером и Сильвия. Перек по первой профессии – психосоциолог, поэтому неудивительно, что он использует научные подходы. Для науки характерен объективный принцип исследования. Повествователь использует бесстрастно-хроникальную манеру изложения, раскрывая историю Жерома и сильвии. Часто образы персонажей раскрываются через суммарное представление о них повествователя. Это представление стремится к объективности, но в нем есть и элемент субъективности, потому что автор находится в конфликте с персонажем. Сначала точка зрения не сразу прикрепляется к комы бы то ни было- к персонажу или повествователю. Переку важно обозначить зазор между восприятием персонажей и восприятием повествователя, который видит в персонажах продукты человеческого жизнетворчества, результат созидания. Повествователь прослеживает деградацию Жерома и Сильвии, старается перевербовать человека на свою сторону – главная беда – не в самих вещах, а в людях. Повествователю важно, чтобы читатель не терял в себе духовность, а наоборот обретал в себе личность, активизировал духовное, но духовное не самоценно, оно должно менять материальное. Искусство должно менять человеческую жизнь.

Сложная композиция- есть эпиграф, подзаголовок, посвящение, эпилог, цитаты из научной, художественной литературы. В эпиграфе из социнения некоего Мальколма Лаури прославляются блага цивилизации. Для Перета важны и содержание, и форма, которая может показать искусство, которое не только в плену у жизни, но и старается изменить эту жизнь. Повесть обращена к материалу мифологии. В том числе бытовой. Жером и Сильвия могут об обладании какими-то вещами, товарами, могут рассуждать как о вещах сакральных, священных.

Подзаголовок: «Одна история 60х годов». Смысл истории в том, чтобы развивать цивилизацию, но не потребительскую, а жизнетворческую. Повествователь обращает внимание на природу.

Эльза Триале «Розы в кредит»

История деградации Мартины. Лицо умершей мартины обгладывают крысы, но финал возвращает к началу романа, где говорилось о том, как сестра и братья Мартины жестоко терзают крысу, забравшуюся на стол. Муж – антипод, казалось бы. Он выводит новые сорта роз, но получается, что и наука, и искусство тоже служат задачам потребительской цивилизации. Муж Мартины, м.б., был слишком увлечен наукой. Эльза Триале обращается к фольклорным, сказочным мотивам. На традиционных сказочных героев Мартина и похожа и не похожа. Активно теряет себя, свою душу, но в финале все-таки раскаивается, приезжая в родную деревню умирать. Она сама себя приговаривает к смерти.

Тема общества потребления звучит и в современной американской литературе: «Дьявол носит прада» Вайсбергер Лорен. Роли персонажей-антиподов отчасти обратимы, контраст между ними не абсолютен. Возвращаясь к журналистике, героиня сдает в комиссионку все роскошные наряды, которые у неё накопились, но она уже научилась выглядеть здорово. Писательница говорит о том, что надо отказываться от потребления, надо отказываться от потребительства. Роман соприкасается с массовой литературой. Но над основным потоком этот роман поднимает отказ писательницы поэтизировать глянец жизни. Жизнь глянцевого мира выглядит скучной, мертвой, не особенно привлекательной. Хотя писательница старается найти достойную альтернативу глянцевому миру, центральное место в романе занимает именно его изображение. Роман насыщен информацией.

Квота любой ценой готов завлечь покупателя в магазин: «Не будешь покупать- обеднеешь». Тема рекламы.

Фредерик Бредбедер – «99 франков»

Брегбедер исследует влияние на современный мир не вещей, а рекламных знаков вещей. Возникает искушение отнести роман к постмодрнизму. Такое искушение возникает еще и потому, что перед нами роман, написанный в форме романа. В тексте романа присутствует множество разных рекламных знаков. Важен характер знака. Посмодернисты подчеркивают независимость знака от действительности в её изначальном понимании. Рекламные знаки должны продвигать на рынке товары, а для этого реклама должна пробуждать в современном человеке желания что-либо иметь. Если желание не удается активизировать, то реклама должна навязать человеку желание что-то приобрести, что-то купить. Реклама – инструмент воздействия на человека тоталитарного общества новейшего образца. Автор называет современный мир четвёртым рейхом, а современную жизнь – третьей мировой войной. Реклама сравнивается со страшным механизмом, с хищным организмом, подобным спруту, реклама претендует на универсальность, но за ней скрывается пустота. Октав – служитель рекламы, но в этом служении близится к распаду. Все больше он боится не смерти, а жизни, боится любить, иметь семью, иметь детей. Вместе с коллегами убивает богатую старуху, называющую себя правительницей мира. Триумф Октана как рекламиста совпадает с не менее крупным поражением – в разгар церемонии награждения появляются полицейские, арестовывают Октава. История продвижения йогурта рискует заслонить историю Октава. Октав все больше думает о том, что все больше можно убежать из этого общества. Более важный инструмент борьбы за сохранение Октавом личности в себе – стремление написать Роман. Поначалу Октав начинает писать роман, чтобы его уволили с работы. Роман пишется по ходу проживания действительной жизни романа, роман и жизнь все время корректируют друг друга. В финале герой оказывается в тюрьме. Его помещают в комфортабельную камеру, где, благодаря наличию телевизора, реклама снова настигает Октава. Посвятить роман не просто разоблачению рекламы, а поиску и возрождению каких-то подлинных человеческих ценностей.

Научно-техническая революция и её последствия не только для науки, но и для её психологического, этического, духовного развития. Часто писателей интересует не только земля, но и Вселенная, в которой есть разные варианты развития. Писатели интересуются мотивом путешествия, появляются новые миры, время движется линейно и, вместе с тем, циклично. Цикличность от того, что люди в памяти, мечтах, снах, своем творчестве возвращаются к истокам. Важна тема исторической памяти человечества. Такая память позволяет активизировать добро, предупреждать о последствиях, предостерегать от них. Не только люди могут быть прсонажами: инопланетян, роботы, фантомы. Важнее проблема влияния научно-технического развития на духовное развитие человечества. Рей Бредберри «451 градус по Фаренгейту». Пожарные будущего не тушат огонь, а разжигают, уничтожают книги, память человечества, поддерживают новейшие СМИ (телевидению), так как они во многом способствуют искажению основ. Телевизор в человеке часто может заглушать голос совести. Телевизионным экраном становятся все стены в той комнате, где человек обитает. Такое телевидение делает людей похожими, одномерными, управляемыми. Герой романа Гай Монтег когда-то был одним из пожарников (сторонников режима), но он прозревает, встретив Клариссу, чистую, светлую женщину. Становится не пожарником, а Хранителем, понимая, как важно сберечь еще оставшиеся книги и вместе с другими хранителями просто многие книги запоминает наизусть. Однажды страшный взрыв стирает с земли чуть ли не целый город. Но часть людей и часть хранителей остаются живы – надежда на то, что в будущем все удастся восстановить. Бредберри часто использует язык риторики. Персонажи порой выражают важные для писателя идеи развернуто. Бредберри использует и символику, прежде всего, символику огня. Огонь по-своему стимулирует возрождение огня созидательного (свеча –более естественный источник света, знание –подлинная духовность).

Бернар Вербер.

Продолжает в частности традиции Жюля Верна, но в его произведениях не только элементы научной фантастики, но и утопии, антиутопии, авантюрного романа. Ориентируется на традицию романа-потока. Потока бытия. Цикл «О муравьях», «Об ангелах». Это 2 полюса универсального развития человека. Вербер пишет о трех сферах человеческого существования: биосфера, новая сфера, идеосфера. Вербер подчеркнуто рассматривает человека в контексте развития вселенной, строит иерархическую модель земного устройства – земля, небо, подземный мир. Идея реинкарнации – нужно стараться перейти на более высокий уровень. Смерти как исчезновения, уничтожения нет. Смертна отдельная особь, но бессмертен вид, род, класс. В романе «Муравьи» речь не только об особой природе насекомых, но и об их цивилизации, культуре. Муравьи способны использовать, хранить, передавать информацию. С риском для жизни люди проникают в подвал, населенный муравьями и становятся отрезанными от человеческого мира.

«Ангелы». Мишель погибает во время катастрофы и становится после этого ангелом. Он должен опекать троих авантюристов. В качестве ангела он помогает этим людям выбирать оптимальный путь развития. Мир ангелов, людей, муравьев не лишен противоречий, в нем есть зло, но полностью зло и не надо уничтожать. Это стимул для развития добра. Главная опасность – не зло, а невежество.

«Энциклопедия относительного и абсолютного знания» - точные сведения соседствуют с вымыслом. В романах Врбера часто беллетристические куски чередуются с выдержками из энциклопедии, она является и отдельной книгой, и становится цитируемой в произведениях. Связь языка риторики и языка образов, символов. Организация любого романа Вербера с одной стороны фрагментарно, с другой – целостно. Объективное и субъективное постоянно взаимодействуют, отсюда важность эпического начала. Много в произведениях Вербера разговоров персонажей, их монологов, диалогов, что позволяет персонажам раскрываться самим, раскрывать свои взгляды.

Образы ангелов и муравьев не являются всего лишь аллегорией человека, хотя аналогии между разными живыми существами постоянно возникают. Вербер через это стремится раскрыть какие-то постоянные законы вселенной. Вербера интересует массовое, коллективное. В романы включается огромное количество разнообразной информации, а структура романа в чем-то напоминает структуру энциклопедии. Для Вербера важнее содержание информации. Как и для постмодернистов, для Вербера важна проблема языка. Для него язык построен на прочной связи содержания и формы. Любопытно, что в романе «Муравьи» в конце есть словарь языка муравьев. Сам характер языка говорит о том, что слово для Вербера полезно скорее, чем самоценно. Часто использует эпиграфы как разновидность цитирования. Часто цитирует высказывания людей, полученные в ходе опросов – ориентация на гуманистические ценности. Есть точки соприкосновения с массовой культурой и литературой. Он немало нового вносит в литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: