Семинар 9 Лекция 7. Авторское право в российском шоу-бизнесе

Семинар 8. Тоже что и лекция 6

Лекция 6. Средства и способы повышения эффективности маркетинговых коммуникаций в деятельности продюсера.

Семинар 7. Рекламная деятельность продюсера

1. Реклама как основной продвижения культурно-досуговых программ

2. Виды рекламы. Носители рекламы или средства ее распространения.

3. Способы определения затрат на рекламу.

4. Рекламные компании и их классификация

5.Определение эффективности рекламы

1.. Стимулирование сбыта.

2. PR.

3. Прямой маркетинг.

4. Спонсоринг.

5. Продукт-плейсмент.

6. Брендинг.

7. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

Взять Багиев 7.2.

Доклады:

1. Мультимедиатехнологии и маркетинг в Интернете.

2. Функциональное значение и ресурсы интернета.

1. Авторское право: сущность, значение, содержание.

2. Авторский договор - юридическая основа функционирования шоу-бизнеса

1. А́вторское пра́во —институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право(имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:

· различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;

· работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;

· заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;

· наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).

Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Срок действия авторских прав

Если произведение вышло в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после первого выпуска. Время смер­ти автора в данном случае значения не имеет. При создании же про­изведения в соавторстве авторское право действует в течение всей жизни плюс 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Отсчет сроков авторства начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором имел место юридический факт, послуживший нача­лом течения срока. По истечении срока действия авторского права произведение ста­новится общественным достоянием. В этом случае любое лицо может использовать произведение любым способом, но с соблюдением бес­срочно действующих прав на авторство, имя и защиту репутации ав­тора.

Изъятия из авторских прав

В целях обеспечения интересов общества в Законе устанавливают­ся изъятия из прав автора. Это отдельные, частные, случаи использо­вания произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: цитирование произведений в определенном объеме, использование обнародованных произведений в учебных целях и т.д. Допускается также использование произведений путем репродуциро­вания без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками, архивами без извлечения прибыли, но с обязательным указанием имени автора и в некоторых других случаях. Установление и реализация таких норм не должны наносить ущерб нормальному использованию произведений и не ущемлять необоснованным обра­зом законные интересы автора или иного правообладателя.

О четырех принципах авторского права

Пришшпы авторского права, как и принципы гражданского права - это основополагающие идеи, основные начала, связанные с его уни­версальными задачами.

Первый принцип авторского права - принцип свободы творчества, прямо закрепленный в ст. 44 Конституции РФ. Конкретизация этого принципа, пронизывающая собой авторское законодательство, несо­вместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства, запрещенных в России (Закон РФ «О средствах массовой информа­ции»). Поэтому законодательство охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в субъективной форме: свобода выбора темы, сюжета, жанра, художественных образов и т.п.

Второй принцип авторского права - сочетание личных интересов автора или без выплаты авторского вознаграждения. Или другие виды работ: цитирование произведений в определенном объеме, использо­вание обнародованных произведений в учебных целях и т.д. Допуска­ется также использование произведений путем репродуцирования без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиоте­ками, архивами без извлечения прибыли, но с обязательным указани­ем имени автора и в некоторых других случаях. Установление и реа­лизация таких норм не должны наносить ущерб нормальному исполь­зованию произведений и не ущемлять необоснованным образом за­конные интересы автора или иного правообладателя.

Это принцип, присущий другим институтам ИС и гражданскому праву.

Так, по мнению А.П. Сергеева, признание за автором его моно­польного права на созданное им произведение не означает, что он должен иметь неограниченный контроль за использованием своего произведения. Ничем не ограниченная монополия возможна лишь в отношении необнародованных произведений. При этом, если с согла­сия автора произведение стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, т.к. общест­во в равной степени заинтересованно как в свободном доступе к творческим произведениям, так и в их защите нормами авторского права. Поэтому с учетом интересов общества установлены исключения, когда произведения могут свободно использоваться указанными в за­коне заинтересованными лицами.

Третий принцип - принцип неотчуждаемости личных неимущест­венных прав автора. И, как сказано выше, это одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда за­рубежных стран. Напомним, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, и при свободном использовании произведения обязательно указание имени автора и т.д.

Относительно имущественных прав авторов - они могут переда­ваться другим лицам: по авторскому договору, в порядке наследова­ния и в силу закона (свободное использование произведения).

Четвертый принцип авторского права - принцип свободы договора.

Этот принцип следует понимать как принцип нормативной регла­ментации основных прав и обязанностей сторон авторского договора.

Однако свобода договора не может противоречить закону.

В этом смысле право должно ограждать законные интересы авто­ров как запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, так и правилами, предос­тавляющими авторам определенные права, например, по расторже­нию авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключе­ния, если конкретный срок договора сторонами не определен, или на­лагающими на пользователей произведений определенные обязанно­сти, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных условий авторского до­говора.

2. Авторский договор - юридическая основа функционирования шоу-бизнеса

Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе «передачей имущественных прав». Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход является более широким понятием: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо во­ли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.). Имуществен­ные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору. Часть вторая ГК не выделяет авторские догово­ры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие поло­жения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

К авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. В связи с этим, называя стороны авторского договора, мож­но, хотя и условно, употреблять термины «продавец» и «покупатель», подразумевая под «продавцом» автора или иное лицо, владеющее ав­торским правом и передающее авторские права по договору, а под «покупателем» - лицо, которое приобретает авторские права по дого­вору. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» стороны ав­торского договора именуются «автор» и «пользователь», что также не совсем точно и в значительной степени условно. Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами. Хо­тя Гражданский кодекс допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно, в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских дого­воров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объ­екта арендодателю по окончании договора). Наряду с имуществен­ными правами авторские договоры всегда затрагивают личные автор­ские права.

Однако для того, чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев сво­бодного использования, то здесь имущественные права отсутствуют, и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущест­венные авторские права.

Авторские договоры подразделяются на:

1)договоры о передаче исключительных прав;

2)договоры о передаче неисключительных прав.

Договор о передаче исключительных прав

В этих договорах покупатель становится исключительным, единст­венным владельцем имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведенияВ настоящее время в авторских договорах о предоставлении ис­ключительных прав иногда делается добавление о том, что приобре­татель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с пра­вовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.

Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая дого­вор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут дого­вориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совла­дельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.

Права, приобретаемые при договоре о передаче неисключительных прав покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Посколь­ку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.

Авторский договор должен предусматривать следующее:

- способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору)

- срок, на который передается право;

- территорию, на которой может осуществляться использование;

- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования;

- сроки выплаты вознаграждения

При частичной передаче каждое имущественное право может де­литься любым способом: по предмету, объему, территории, сроку и т.д. и т.п. Закон не запрещает такое деление и не регулирует его.

Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться:

Авторский договор может по-разному определять территорию, на которой могут использоваться передаваемые права. Часто продавец разрешает использовать произведение по всему миру («мировые пра­ва»), иногда - только в странах СНГ, иногда - выборочно в несколь­ких странах. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения тре­бований о простой письменной форме, должны применяться послед­ствия, предусмотренные в Гражданском кодексе Российской Федера­ции. В этом случае стороны при возникновении спора лишаются пра­ва ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие по­казания. В устной форме может быть заключён авторский договор об использовании произведения в периодической печати.

Все вышесказанное показывает, что ответственность по авторско­му договору в целом такая же, как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, сторона, нарушавшая свои обязательства, чаще всего наносит значительные убытки сторо­не, право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении ав­торского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям, при которых таковая возникает или может воз­никнуть

Казусы авторского права: Пол Маккартни, утерявший в молодости права на свои песни в составе «Битлз», вынужден был платить правообладателю Майклу Джексону за то, что исполняет на концертах собственные песни.

1. Авторское право: сущность, значение, содержание.

2. Принципы авторского права.

3. Авторский договор - юридическая основа функционирования шоу-бизнеса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: