Цены подразделяются по:
1. Характеру обслуживаемого оборота.
1.1. Цены на промышленную продукцию.
![]() |
Структура цены
1.2. Цены на строительную продукцию.
1.2.1. Прейскурантные цены (на строительство типовых объектов).
1.2.2. Сметная стоимость (применяется для индивидуального строительства).
1.3. Тарифы на производственные услуги.
1.3.1. Франко-станция отправления (включая стоимость товара, доставку его до станции отправления и погрузку).
1.3.2. Франко-станция назначения (включая стоимость товара и доставку его до станции назначения).
1.4. Цены на научные разработки.
1.5. Цены внешнеторгового оборота.
ИНКОТЕРМС.
1.5.1. Цена СИФ (CIF – Cost, Insurance, Freight).
1.5.2. Цена ФОБ (FOB – Free on board) – включает стоимость товара, его доставку и погрузку на борт.
1.5.3. Цена ФАС (FAS – Free along side) – включая стоимость товаров и его доставку до борта.
По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные, сезонные, договорные, скользящие. Скользящая цена – это цена, применяемая в контрактах с длительным сроком действия, состоит из двух частей: первая часть – постоянная, устанавливается на момент подписания контракта; вторая часть – переменная, периодически изменяется в период поставки товара.
Ценовая политика в условиях рынка.
Ценовая политика – определение уровня цен в зависимости от задач, решаемых фирмой.
Виды ценовой политики:
1. Price leader – установка цен на товары крупнейшими фирмами монополистами, выпускающими уникальную продукцию.
2. Following the leader – менее крупные фирмы повторяют ценовую политику ведущих монополистов.
3. Skimming – назначение максимальной цены на периодически существующий спрос.
4. Penetration price – политика ценового прорыва – фирма идет на заведомо нерентабельное снижение цены с целью захвата рынка.
5. Tide pricing – политика связанного ценообразования – относительно низкая цена на основное изделие при высоком уровне цен на сопутствующие товары, запчасти и т.п.
6. Class price – политика престижных цен.
В западной экономике широко применяют ценовые скидки (rebates), которые могут быть:
ü бонусные – предоставляются оптовикам за определенный объем оборота в год (7-8%).
ü «сконто» – предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежа (3-5%).
ü специальные – предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи или особые отношения (50%).
Также могут быть применены сезонные скидки, дилерские скидки (оптовикам), закрытые скидки и т.д.
Бизнес план.
Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров. Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:
1) титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;
2) оглавление;
3) резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);
4) продукция и услуги;
5) анализ рынка;
6) маркетинг;
7) производство;
8) предприятие;
9) финансовый план;
10) эффективность проекта;
11) риски и страхование;
12) приложения.







