Предпринимательство и его формы. Тема №4. Фирма в рыночной экономике

Тема №4. Фирма в рыночной экономике.

УДК 33. (075. 8) (06)

Часть 2 (темы 4-6)

Экономика

Санкт-Петербург

2012г.

Селезнев В.Д. Конспект лекций по экономике. Предназначены для студентов 1-го курса медико-профилактического факультета

Учебное пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

1. Предпринимательство и его формы.

2. Издержки производства и их виды.

3. Прибыль и ее роль в деятельности фирмы.

4. Поведение фирмы в различных рыночных структурах.

5. Менеджмент и функционирование фирмы

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда.

По видуили назначению: предпринимательство можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и другую деятельность.

По формам собственности: имущество фирма может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений.

По количеству собственников: предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве фирма принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определенной долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие – это учреждение в форме фабрики, завода, фермы магазина больницы и т.д., которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству или распределению товаров и услуг. Фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Большинство фирм имеют только одно предприятие, есть фирмы имеющие несколько предприятий.

Фирма – это организация, обладающая следующими признаками: а) она создана для производства и продажи товаров и услуг; б) она покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ; в) продает свои товары и услуги и получает соответствующий доход. Фирмы возникают и существуют в силу многих причин. Среди них можно выделить три наиболее важные. Первая причина – снижение трансакционных издержек. Сведение воедино всех необходимых ресурсов требует немалых организационно-договорных усилий и затрат на них. Вторая – получение выгод от разделения труда на основе его кооперации. Третья – получение выгод за счет укрупнения масштабов деятельности. Эффект масштаба - ситуация, когда фирма имеет возможность увеличивать объем выпуска своей продукции в большей мере, чем возрастают объемы всех используемых ею ресурсов.

По формам собственности и управлению выделяют три формы организации предпринимательства (три вида фирм): единоличное владение (хозяйство), партнерство, корпорация.

Единоличное хозяйство – форма предпринимательства, когда один собственник принимает единоличные решения и несет личную ответственность за все дела. Преимущества: полный контроль дел со стороны собственника. Недостатки: ограниченная величина капитала.

Партнерство – два или более предпринимателей, являясь совместными собственниками, принимают решения сообща и несут личную ответственность за все дела. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся: - ограниченность финансовых ресурсов; - неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками; - сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции. К преимуществам корпораций относятся: - неограниченные возможности привлечения капитала через продажу акций и облигаций; - разделение прав акционеров на имущественные и личные; - привлечение профессиональных специалистов для управленческих функций; стабильность функционирования корпорации. К недостаткам относятся: - двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов; - благоприятные возможности для экономических злоупотреблений; - разделение функций собственности и контроля.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены организационно-правовые формы предпринимательства.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные права. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету. Гражданин, занимаясь предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, называются коммерческими.

Если фирмы преследует другие цели, то они называются некоммерческие. Коммерческие организации: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Товарищество – это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Это объединение лиц, а не капиталов. Право голоса в товариществе зависит от размера пая; прибыли и убытки распределяются пропорционально паям. Различают полные товарищества и коммандитные (товарищества на вере).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это форма объединения отдельных капиталов в общий (т. е. объединение капиталов, а не лиц). Участники несут ответственность только своим вкладом.

В акционерном обществе доля каждого участника-владельца выражена в ценных бумагах – акциях, а право голоса в управлении предприятием пропорционально количеству имеющихся у него акций. Существуют открытые и закрытые акционерные общества.

Государственное унитарное предприятие – коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения, в отличие от права собственности, предполагает, что предприятие не может продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество. Государственное казенное предприятие – коммерческая организация, основанная на праве оперативного управления.

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации.

Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций и финансируемая им частично или полностью.

В зависимости от количества занятых работников и от размеров производства фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих менее 100 человек, а крупной – фирма с численностью работающих более 500 человек.

Мелкие фирмы характеризуются: а) многочисленностью; б) гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры; в) быстрым обновлением. Малое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья.

Средние фирмы в развитых странах не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к сокращению их числа. Средние фирмы не обладают такой гибкостью, как мелкие и не имеют такой мощи, как крупные. Они могут выжить лишь придерживаясь «нишевой» специализации, т.е захватывая отдельные сегменты рынка и становясь там мини-монополистами. Вместе с тем средние фирмы более устойчивы, чем мелкие.

Крупные фирмы обычно ассоциируются с понятием «монополия». Однако это не совсем точно: во-первых, играет роль масштаб деятельности самой фирмы; во-вторых, в рыночной экономике не может быть абсолютной монополии из-за действия таких факторов, как конкуренция, рост и расширение рынков, научно-технический прогресс. Крупная фирма находится в двойственном положении: с одной стороны, она всеми силами стремится монополизировать свою сферу деятельности; с другой стороны, крупная фирма постоянно действует в условиях конкуренции, что мешает ей завышать цены и заставляет заботиться о качестве продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: