Рыночный механизм. Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Неравновесное состояние рынка. Эластичность

Рынок и рыночные отношения – это система экономических отношений, связанных с распределением благ и ресурсов. Структуре рыночных отношений выделяют рынки товаров, услуг и факторов производства. К факторам производства относится труд, капитал, земля и предпринимательская способность. Объектом рыночных отношений является товар, но субъекты рыночных отношений продавцы и покупатели.

Товар – благо, обладающее двумя свойствами: стоимость и полезность. Стоимость – это способность товара обмениваться на другие товары. Полезность – это свойство товара удовлетворять потребность. В процессе развития товарного хозяйства, в котором товар изначально предназначен для продажи, стоимость прошла через 3 основные формы:

1. Простая – на раннем этапе становления товарного хозяйства обмен товаром носил случайный характер. Не было четких пропорций обмена.

2. Расширенная – появилась с зарождением денежного обращения (каждый товар меняется на другой с определенным критерием обмена).

3. Всеобщая или денежная – это современная форма, когда каждый товар меняется на деньги и обратно.

Основными категориями рыночных отношений являются спрос, предложение и рыночное равновесие.

Спрос – это количество товара, который покупатели хотят купить по имеющейся на рынке цене. Согласно закону спроса, спрос обратно пропорционален цене товара.

P – цена

Q – количество товара

D – линия спроса

Спрос может изменяться при постоянной цене. Цена может изменяться при постоянном спросе. Это может быть результатом т.н. не ценового изменения спроса (D1).

Причины не ценового изменения спроса:

1. Появление товаров-заменителей (субститутов)

2. Изменение потребительских предпочтений (мода)

Предложение – это количество товара, которое продавцы хотят продать по установившейся цене. Согласно закону предложения, оно прямо пропорционально цене.

S – линия предложения

(Парадокс Гитвина – при росте цены, растет спрос. Чем выше уровень экономического развития, тем больше товаров Гитвина)

Так же имеет место не ценовые изменения предложения. Изменение предложения при постоянной цене, и наоборот.

Причины неценового изменения предложения: повышение производительности труда и экономия ресурсов, смена способов производства.

Как спрос так предложение бывают единичными и совокупными. Единичный спрос – спрос на один конкретный товар, предмет микроэкономики. Совокупный спрос – спрос на все товары, производимые в стране, предмет макроэкономики. Так же и с предложением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: