Постиндустриальный этап
Середина XX века по настоящее время. Основные школы:
1. Институционализм (1930-е года Франция, 1950-е года США). Экономика рассматривается как система норм и правил (институтов). Институты делятся на формальные и неформальные. Развитие экономики определяется уровнем развития институтов и сочетанием экономических интересов.
2. Синтез грядущих научных школ. Соединялись взгляды и принципы неоклассиков и кейнсианства. В результате современными экономистами признается ведущая роль государства в развитии экономики на ряду с необходимостью свободного предпринимательства, частной собственностью и т.д..
В результате основной модели доминирующей современной экономики – регулируемый капитализм.
Долгое время считалось, что основная экономическая проблема – производство максимального объема благ из имеющихся ограниченных ресурсов. Проблема экономического выбора заключается в следующем: что производить (какое благо), как производить, для кого производить.
|
|
В зависимости от возможностей экономики производить благо существуют некоторые наборы благ, в которых устанавливается их предельное сочетание.
В точке 1 экономика не эффективна, т.к. не сочетается предельное сочетание А и В
В точке 2 экономика эффективна
В точке 3 экономика не существует
Увеличение производственных возможностей происходит вследствие повышения производительности труда и из-за ресурсосбережения.
В зависимости от способа решения проблемы экономического выбора выделяют следующие типы экономических систем:
1. Традиционная экономика (обращение к традициям, обычаям)
2. Рыночная экономика (сбалансирование спроса и предложения)
3. Командная экономика (проблема выбора решается с помощью государственных команд, приказов)
4. Смешанная экономика (Рыночная экономика, в которой присутствует элемент государственного регулирования, в том числе командная).