Страны, имеющие сходный общественно-политический строй, наделенные значительными природными богатствами, часто отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития. Причины столь различного развития лежат не только в эффективности решений в области управления, но и в сочетании отдельных макроэкономических факторов, определяющих развитие.
Работу любой экономики можно рассматривать как процесс воспроизводства (постоянно возобновляющийся процесс из года в год производства, распределения и потребления). Роль гос-ва в процессе воспроизводства заключается в том, что оно стремится создать благоприятную среду для перераспределения ресурсов в нужном направлении, пытается создать максимально благоприятные условия производства товаров для обеспечения потребностей населения.
Если мы рассматриваем рыночную экономику, в которой все решения принимаются на основе ценовых сигналов, то мы можем выделить следующие факторы, которые влияют на процесс воспроизводства в следующем направлении:
|
|
Факторы | Направления воздействия (влияния) | |
Конкуренция | Влияет на эффективность механизма координации всей хозяйственной жизни. | Основной фактор в рыночной экономике, заставляет товаропроизводителей более оптимально использовать имеющиеся ресурсы и устанавливать более низкие цены, выгодные для потребителя. Прибыль получается путем уменьшения издержек производства за счет более рационального использования производственных ресурсов. |
Правовая среда, инфраструктура, институциональные нормы | Влияют на благоприятность внешней среды работы каждой отдельной фирмы. | Роль инфраструктуры (рыночной) заключается в снижении издержек товаропроизводителей. Такое же значение имеет и правовая среда, т.к. эффективно действующее законодательство облегчает процесс создания новых фирм, а действующим позволяет снижать издержки (особенно в области управления фирмой). Конкуренция, инфраструктура и правовая база относятся к внешним факторам, которые определяют внешнюю среду работы фирмы. |
Количество и качество рабочей силы, финансовые ресурсы, технологии, действующие производственные мощности, земля и природные ресурсы | Влияют на ресурсное обеспечение процесса воспроизводства | Однако, эффективность работы самой фирмы, в основном, зависит от организации труда внутри фирмы и от использования качественных ресурсов в процессе производства и капитала. Уровень квалификации и кол-во рабочей силы, которой располагает гос-во, в конечном итого выливается в повышение производительности труда. Это главный фактор, определяющий результат экономического развития. Вторым главным фактором можно считать капитал, инвестиции, т.к. они определяют эффективность производства и возможности экономического роста. Однако, они исполняются, если средства вкладываются в новые технологии и оборудование. Следующим фактором может стать доступность для фирм НТП, наличие научно-технических разработок и доступа к ним. |
Динамика мировых цен и тенденции мирового движения капитала | Влияют на процесс воспроизводства в связи с участием страны в международных экономических отношениях | Важнейшей чертой последних лет является интернационализация хозяйственной жизни, все более широкое участие стран в международном разделении труда и движении капиталов. В связи с этим, тенденция мировых цен на мировых рынках должна учитываться при регулировании процессов воспроизводства внутри страны. |
Гос-во может в разной степени влиять на эти макроэкономические факторы. Нужно помнить, что создание правовой среды и поддержка конкуренции – это одна из важнейших экономических функций гос-ва в условиях рыночной экономики. Макроэкономические факторы, связанные с участием страны в международных экономических отношениях, могут воздействовать на национальную экономику опосредованно, при помощи уменьшения или увеличения степени открытости экономики страны.
|
|
ВВП: производственный метод расчета.
Д.З. Контрольная работа. Макроэкономические проблемы процесса воспроизводства (разобрать).
ЛЕКЦИЯ.
03 марта 2012.
Финансовая система:
1.Государственные и местные бюджеты.
2.Фонды социального страхования.
3.Финансы предприятий, организаций и фирм.
4.Специальные денежные фонды.
Основные формы организации финансовой системы:
+Демократический централизм – централизация значительной доли финансовых ресурсов в руках гос-ва (более 50 %), с одновременной децентрализации оставшихся средств по предприятиям, организациям и фирмам. К централизованным финансам относят: гос. бюджет, финансы социального, гос-венного, имущественного и личного страхования. С позиции управления финансовой системы, принцип демократического централизма проявляется в том, что централизованное руководство со стороны гос-венных финансовых органов сочетается с предоставлением определенных прав и самостоятельности республиканским и местным бюджетам.
+Фискальный федерализм. Принцип характерен для развитых стран. Этот принцип предполагает независимость бюджетов всех уровней, четкое распределение функций между разными уровнями финансовой системы. Например, централизованное правительство полностью самостоятельно в расходах на оборону и внешнюю политику. Местные власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, охрану окружающей среды.
Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративном государстве бюджеты членов федерации не включаются в государственный бюджет.
Экономическая теория налогообложения.
Главными источниками денежных средств для гос-ва могут быть средства, которые гос-во собирает с юридических и физических лиц. Эти обязательные сборы, проводимые гос-вом на основе законодательства и есть налоги.
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов. Налоги – это важнейшее звено финансовой политики гос-ва в современных условиях. Кроме того, налоги – это фактор перераспределения национального дохода.
Налоги призваны:
1. «Гасить» возникающие сбои в системе распределения.
2. Заинтересовывать (или нет) в развитии той или иной формы деятельности.
Со времен Адама Смита известны 4 классических принципа налогообложения, желательные для любой экономической системы:
|
|
1.Подданные гос-ва должны участвовать в содержании Правительства соответственно доходу, получаемому под его защитой и покровительством.
2.Налог, который обязано платить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа и сумма платежа).
3.Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда удобнее всего плательщику его оплатить.
4.Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что приносит казначейство гос-ву (излишняя налоговая надстройка).
На основании этих классических принципов были разработаны две концепции налогообложения:
1.Юридические и физические лица должны выплачивать налог пропорционально тем выгодам, который они получают от гос-ва. Всеобщее применение данного принципа затруднено, т.к. в этом случае нужно было бы облагать налогом различные пособия, пенсии…
2.Юридические и физические лица, имеющие большие доходы выплачивают и большие налоги и наоборот. Рациональность принципа в том, что существует разница между налогом, который мы взимаем из расходов на потребление первой необходимости и предметов роскоши.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения.
Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (зар.плата, товары, ценные бумаги, прибыль).
Ставки налогов:
Твердые ставки – в абсолютной денежной сумме на единицу обложения.
Пропорциональные ставки – в одинаковом процентном отношении к объекту налога и не учитывает величины дохода.
Прогрессивная ставка повышается по мере роста дохода. При этой ставке налогоплательщик уплачивает не только большую сумму, но и большую долю своего дохода.
Регрессивная шкала – ставка снижается по мере повышения заработных плат.
По платежеспособности налоги делят на прямые, косвенные и специальные. К прямым налогам относят подоходный налог с граждан, налог на прибыль, подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий, сельскохозяйственный налог, лесной налог, налог на имущество.
|
|
Косвенные налоги: НДС, налог с продаж, акцизы. Налог на импорт и на экспорт.
Специальные налоги: платежи по гос. соц. страхования физических и юр. лиц, гос. пошлина.
Как правило в гос. бюджете преобладают прямые налоги (наибольшая доля в США). В России наибольшая доля косвенных налогов в бюджете.
В развитых странах преобладают такие косвенные налоги, как налоги на внешнюю торговлю.
Бюджетный дефицит и государственный долг.
Проблема бюджетного дефицита и гос. долга.
Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он отрицательно сказывается на процессе воспроизводства и отражает определенные изменения в этом процессе и фиксирует результат этих изменений.
Государственный долг – сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо бюджетов.
Различают внешний и внутренний долг. Внешний долг вынуждает гос-во оказывать определенные услуги и продавать товары.
Внутренний долг – долг нац. Предприятиям и собственным гражданам. Его выплаты приводят к перераспределению доходов и богатства. Деньги от менее обеспеченных к более обеспеченным.
Кризис 1990-х гг. выражался в крупном гос. бюджете, который погашался в основном за счет средств центробанка. Трансформация отражала процесс крушения социалистической системы и попытки перехода к рыночной экономике. Начиная с 1986 г. начал резко возрастать бюджетный дефицит. В 1986 г – 5% ВВП, 1988 – 8%, 1991 – 16% ВВП.