Макроэкономические факторы, регулирующие процесс воспроизводства

Страны, имеющие сходный общественно-политический строй, наделенные значительными природными богатствами, часто отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития. Причины столь различного развития лежат не только в эффективности решений в области управления, но и в сочетании отдельных макроэкономических факторов, определяющих развитие.

Работу любой экономики можно рассматривать как процесс воспроизводства (постоянно возобновляющийся процесс из года в год производства, распределения и потребления). Роль гос-ва в процессе воспроизводства заключается в том, что оно стремится создать благоприятную среду для перераспределения ресурсов в нужном направлении, пытается создать максимально благоприятные условия производства товаров для обеспечения потребностей населения.

Если мы рассматриваем рыночную экономику, в которой все решения принимаются на основе ценовых сигналов, то мы можем выделить следующие факторы, которые влияют на процесс воспроизводства в следующем направлении:

Факторы Направления воздействия (влияния)  
Конкуренция Влияет на эффективность механизма координации всей хозяйственной жизни. Основной фактор в рыночной экономике, заставляет товаропроизводителей более оптимально использовать имеющиеся ресурсы и устанавливать более низкие цены, выгодные для потребителя. Прибыль получается путем уменьшения издержек производства за счет более рационального использования производственных ресурсов.
Правовая среда, инфраструктура, институциональные нормы Влияют на благоприятность внешней среды работы каждой отдельной фирмы. Роль инфраструктуры (рыночной) заключается в снижении издержек товаропроизводителей. Такое же значение имеет и правовая среда, т.к. эффективно действующее законодательство облегчает процесс создания новых фирм, а действующим позволяет снижать издержки (особенно в области управления фирмой). Конкуренция, инфраструктура и правовая база относятся к внешним факторам, которые определяют внешнюю среду работы фирмы.
Количество и качество рабочей силы, финансовые ресурсы, технологии, действующие производственные мощности, земля и природные ресурсы Влияют на ресурсное обеспечение процесса воспроизводства Однако, эффективность работы самой фирмы, в основном, зависит от организации труда внутри фирмы и от использования качественных ресурсов в процессе производства и капитала. Уровень квалификации и кол-во рабочей силы, которой располагает гос-во, в конечном итого выливается в повышение производительности труда. Это главный фактор, определяющий результат экономического развития. Вторым главным фактором можно считать капитал, инвестиции, т.к. они определяют эффективность производства и возможности экономического роста. Однако, они исполняются, если средства вкладываются в новые технологии и оборудование. Следующим фактором может стать доступность для фирм НТП, наличие научно-технических разработок и доступа к ним.
Динамика мировых цен и тенденции мирового движения капитала Влияют на процесс воспроизводства в связи с участием страны в международных экономических отношениях Важнейшей чертой последних лет является интернационализация хозяйственной жизни, все более широкое участие стран в международном разделении труда и движении капиталов. В связи с этим, тенденция мировых цен на мировых рынках должна учитываться при регулировании процессов воспроизводства внутри страны.

Гос-во может в разной степени влиять на эти макроэкономические факторы. Нужно помнить, что создание правовой среды и поддержка конкуренции – это одна из важнейших экономических функций гос-ва в условиях рыночной экономики. Макроэкономические факторы, связанные с участием страны в международных экономических отношениях, могут воздействовать на национальную экономику опосредованно, при помощи уменьшения или увеличения степени открытости экономики страны.

ВВП: производственный метод расчета.

Д.З. Контрольная работа. Макроэкономические проблемы процесса воспроизводства (разобрать).

ЛЕКЦИЯ.

03 марта 2012.

Финансовая система:

1.Государственные и местные бюджеты.

2.Фонды социального страхования.

3.Финансы предприятий, организаций и фирм.

4.Специальные денежные фонды.

Основные формы организации финансовой системы:

+Демократический централизм – централизация значительной доли финансовых ресурсов в руках гос-ва (более 50 %), с одновременной децентрализации оставшихся средств по предприятиям, организациям и фирмам. К централизованным финансам относят: гос. бюджет, финансы социального, гос-венного, имущественного и личного страхования. С позиции управления финансовой системы, принцип демократического централизма проявляется в том, что централизованное руководство со стороны гос-венных финансовых органов сочетается с предоставлением определенных прав и самостоятельности республиканским и местным бюджетам.

+Фискальный федерализм. Принцип характерен для развитых стран. Этот принцип предполагает независимость бюджетов всех уровней, четкое распределение функций между разными уровнями финансовой системы. Например, централизованное правительство полностью самостоятельно в расходах на оборону и внешнюю политику. Местные власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, охрану окружающей среды.

Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративном государстве бюджеты членов федерации не включаются в государственный бюджет.

Экономическая теория налогообложения.

Главными источниками денежных средств для гос-ва могут быть средства, которые гос-во собирает с юридических и физических лиц. Эти обязательные сборы, проводимые гос-вом на основе законодательства и есть налоги.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов. Налоги – это важнейшее звено финансовой политики гос-ва в современных условиях. Кроме того, налоги – это фактор перераспределения национального дохода.

Налоги призваны:

1. «Гасить» возникающие сбои в системе распределения.

2. Заинтересовывать (или нет) в развитии той или иной формы деятельности.

Со времен Адама Смита известны 4 классических принципа налогообложения, желательные для любой экономической системы:

1.Подданные гос-ва должны участвовать в содержании Правительства соответственно доходу, получаемому под его защитой и покровительством.

2.Налог, который обязано платить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа и сумма платежа).

3.Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда удобнее всего плательщику его оплатить.

4.Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что приносит казначейство гос-ву (излишняя налоговая надстройка).

На основании этих классических принципов были разработаны две концепции налогообложения:

1.Юридические и физические лица должны выплачивать налог пропорционально тем выгодам, который они получают от гос-ва. Всеобщее применение данного принципа затруднено, т.к. в этом случае нужно было бы облагать налогом различные пособия, пенсии…

2.Юридические и физические лица, имеющие большие доходы выплачивают и большие налоги и наоборот. Рациональность принципа в том, что существует разница между налогом, который мы взимаем из расходов на потребление первой необходимости и предметов роскоши.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения.

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (зар.плата, товары, ценные бумаги, прибыль).

Ставки налогов:

Твердые ставки – в абсолютной денежной сумме на единицу обложения.

Пропорциональные ставки – в одинаковом процентном отношении к объекту налога и не учитывает величины дохода.

Прогрессивная ставка повышается по мере роста дохода. При этой ставке налогоплательщик уплачивает не только большую сумму, но и большую долю своего дохода.

Регрессивная шкала – ставка снижается по мере повышения заработных плат.

По платежеспособности налоги делят на прямые, косвенные и специальные. К прямым налогам относят подоходный налог с граждан, налог на прибыль, подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий, сельскохозяйственный налог, лесной налог, налог на имущество.

Косвенные налоги: НДС, налог с продаж, акцизы. Налог на импорт и на экспорт.

Специальные налоги: платежи по гос. соц. страхования физических и юр. лиц, гос. пошлина.

Как правило в гос. бюджете преобладают прямые налоги (наибольшая доля в США). В России наибольшая доля косвенных налогов в бюджете.

В развитых странах преобладают такие косвенные налоги, как налоги на внешнюю торговлю.

Бюджетный дефицит и государственный долг.

Проблема бюджетного дефицита и гос. долга.

Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он отрицательно сказывается на процессе воспроизводства и отражает определенные изменения в этом процессе и фиксирует результат этих изменений.

Государственный долг – сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо бюджетов.

Различают внешний и внутренний долг. Внешний долг вынуждает гос-во оказывать определенные услуги и продавать товары.

Внутренний долг – долг нац. Предприятиям и собственным гражданам. Его выплаты приводят к перераспределению доходов и богатства. Деньги от менее обеспеченных к более обеспеченным.

Кризис 1990-х гг. выражался в крупном гос. бюджете, который погашался в основном за счет средств центробанка. Трансформация отражала процесс крушения социалистической системы и попытки перехода к рыночной экономике. Начиная с 1986 г. начал резко возрастать бюджетный дефицит. В 1986 г – 5% ВВП, 1988 – 8%, 1991 – 16% ВВП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: