Основные типы рыночных структур

Глава 13 Формы конкуренции

Конкурентные позиции фирм на товарном рынке

Действующие на товарном рынке конкуренты отличаются по занимаемой доле рынка. Эта важная характеристика определяет:

- характеристики товаров, производимых фирмой;

- ценовую политику;

- выбираемые каналы сбыта;

- производственную политику, то есть стратегию фирмы.

Выявление и анализ конкурентной позиции и стратегии каждого конкурента позволяет фирме выбрать свою позицию и разработать успешную маркетинговую стратегию.

Выделяют пять возможных позиций фирм-конкурентов:

1) Лидер рынка («виолент») – фирма, имеющая на рынке максимальную долю, которая обычно составляет не менее 35 процентов.

2) Претенденты на лидерство («вице-лидеры»), имеющие долю рынка близкую к доле лидера.

3) Последователи или ведомые («коммутанты») с долей рынка до 20%.

4) Окопавшиеся в рыночных нишах («патиенты») с долей рынка до 10%.

5) Новаторы или первопроходцы («эксплеренты»), выводящие на рынок принципиально новые уникальные товары.

Позиции перечисленных конкурентов на товарном рынке в зависимости от объема продаж и модификаций продукции по техническим характеристикам, ценам, условиям сбыта и т.д. можно наглядно представить в виде, изображенном на рис. 12.1.

На этом рисунке показана типичная ситуация раздела рынка определенного товара между разными производителями. Спрос и соответствующие продажи концентрируются вокруг некоторого типичного, среднего на данный момент уровня качества, цены товара. Товаров отличных от среднего уровня продается гораздо меньше. Подобная естественная структура спроса предопределяет особое положение компании лидера на рынке. Занимаемый им сегмент рынка по размерам значительно превышает сегменты любого из конкурентов.

Из рисунка видны объемы продаж (доли рынка) каждого конкурента, зоны конкуренции между товарами, различия в модификациях товаров, обращающихся на рынке, и объемы продаж товаров различной модификации.

Определение позиции, которую занимает каждый из конкурентов, можно провести, анализируя характеристики продукции каждого конкурента, его комплекс маркетинга и маркетинговую стратегию, а также характеристики внутренней среды фирмы-конкурента.

Рассмотрим особенности фирм, занимающих различные конкурентные позиции.

С точки зрения конкуренции выделяют четыре существенно отличающиеся друг от друга модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Необходимо различать в какой модели рынка работает фирма, так как один и те же действия в разных моделях приведут к прямо противоположным экономическим результатам.

Основные параметры при анализе модели рынка:

- число фирм (число независимых продавцов, предлагающих свою продукцию на рынке);

- тип продукта (какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизированности);

- контроль над ценой (наличие контроля и форма контроля);

- условия вступления в отрасль, наличие входных барьеров;

- наличие неценовой конкуренции;

- где чаще встречается (сфера или отрасль действия модели).

Форма конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля над ценой
Совершенная ( Глава 13 Формы конкуренции 13.1 Основные типы рыночных структур С точки зрения конкуренции выделяют четыре существенно отличающиеся друг от друга модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Необходимо различать в какой модели рынка работает фирма, так как один и те же действия в разных моделях приведут к прямо противоположным экономическим результатам. Основные параметры при анализе модели рынка: - число фирм (число независимых продавцов, предлагающих свою продукцию на рынке); - тип продукта (какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизированности); - контроль над ценой (наличие контроля и форма контроля); - условия вступления в отрасль, наличие входных барьеров; - наличие неценовой конкуренции; - где чаще встречается (сфера или отрасль действия модели). Рассмотрим каждую из моделей подробнее. чистая) Множество независимых фирм, производящих данный продукт. Все действуют разобщено, разрозненно, на собственный страх и риск. Полная однородность производимой продукции. Больших различий в уровне качества нет. Покупателю при данной цене безразлично, у какого продавца сделать покупку. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала, для вступления или выхода из той или иной отрасли. Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Отсутствие неценовой конкуренции. Характерно для с/х, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Контроль над ценой отсутствует, так как каждая фирма производит небольшую часть от общего объема продаж. Цена стихийно формируется рынком, и производителю остается только «согласиться с ценой», так как: если Ц>Цр – товар не будут покупать; если Ц<Цр – снижается прибыль.
Несовершенная    
Монополия Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы), является уникальным, его ничем нельзя заменить. Для вступления в отрасль имеются существенные препятствия. Неценовая конкуренция отсутствует. Очень высокая степень контроля над ценой. Фирма-монополист практически диктует цену на свою продукцию.
Олигополия а) олигополия первого вида б) олигополия второго рода Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции (2-20). Отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий (товары промышленного спроса). Несколько продавцов, продающих дифференцированные товары (потребительские товары). Вступление в отрасль ограничено. При ценовом соглашении ведется неценовая реклама. Характерно для металлургии, машиностроения, электротехники, электронной промышленности. Частичный контроль над ценами. Возможно соглашение между фирмами о фиксации цен, разделении или распределении рынка. При изменении цены одной фирмой в поведении других фирм возможны либо следование, либо игнорирование
Монополистическая конкуренция Множество производителей (но значительно меньше, чем в условиях чистой конкуренции). Много действительных или воображаемых различий в продукции (по качеству, условиям продажи, по размещению продукта и степени его доступности, по упаковке, рекламе, торговым маркам). Легкий вход и выход из отрасли (однако, финансовые траты больше, чем при чистой конкуренции, т.к. необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу). Наличие неценовой конкуренции. Наблюдается в легкой промышленности, розничной торговле. Очень слабый контроль над ценами. Так как фирм очень много невозможен договор между ними по поводу ограничения объема и регулирования цен.
Форма конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля над ценой
Совершенная (чистая) Множество независимых фирм, производящих данный продукт. Все действуют разобщено, разрозненно, на собственный страх и риск. Полная однородность производимой продукции. Больших различий в уровне качества нет. Покупателю при данной цене безразлично, у какого продавца сделать покупку. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала, для вступления или выхода из той или иной отрасли. Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Отсутствие неценовой конкуренции. Характерно для с/х, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Контроль над ценой отсутствует, так как каждая фирма производит небольшую часть от общего объема продаж. Цена стихийно формируется рынком, и производителю остается только «согласиться с ценой», так как: если Ц>Цр – товар не будут покупать; если Ц<Цр – снижается прибыль.
Несовершенная    
Монополия Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы), является уникальным, его ничем нельзя заменить. Для вступления в отрасль имеются существенные препятствия. Неценовая конкуренция отсутствует. Очень высокая степень контроля над ценой. Фирма-монополист практически диктует цену на свою продукцию.
Олигополия а) олигополия первого вида б) олигополия второго рода Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции (2-20). Отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий (товары промышленного спроса). Несколько продавцов, продающих дифференцированные товары (потребительские товары). Вступление в отрасль ограничено. При ценовом соглашении ведется неценовая реклама. Характерно для металлургии, машиностроения, электротехники, электронной промышленности. Частичный контроль над ценами. Возможно соглашение между фирмами о фиксации цен, разделении или распределении рынка. При изменении цены одной фирмой в поведении других фирм возможны либо следование, либо игнорирование
Монополистическая конкуренция Множество производителей (но значительно меньше, чем в условиях чистой конкуренции). Много действительных или воображаемых различий в продукции (по качеству, условиям продажи, по размещению продукта и степени его доступности, по упаковке, рекламе, торговым маркам). Легкий вход и выход из отрасли (однако, финансовые траты больше, чем при чистой конкуренции, т.к. необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу). Наличие неценовой конкуренции. Наблюдается в легкой промышленности, розничной торговле. Очень слабый контроль над ценами. Так как фирм очень много невозможен договор между ними по поводу ограничения объема и регулирования цен.

Рассмотрим каждую из моделей подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: