Монополия. Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием множества фирм, производящих однородную продукцию при полном отсутствии ценовых ограничений

Совершенная конкуренция

Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием множества фирм, производящих однородную продукцию при полном отсутствии ценовых ограничений.

При этом роль маркетинговых исследований, политики цен, деятельности по разработке товара крайне незначительна. В условиях совершенной конкуренции при полной однородности товаров спрос на продукцию какой-либо одной фирмы характеризуется абсолютной эластичностью: повысив цену на свой продукт, продавец не продаст ничего, а понизив, может продать как угодно много (рис.13.1). Почему? Потому что при «заданной» рынком цене повышать цену на свой товар просто бессмысленно – никто не станет покупать более дорогой товар, если кругом полно точно таких же товаров по более низким ценам. А снизив цену на свой товар (ниже сложившейся рыночной цены), продавец, конечно, легко реализует свой товар, но эта операция также бессмысленна: зачем понижать цену, если можно продать всю свою продукцию по существующей на данный момент рыночной цене?

Ц
Рис. 13.1 Связь между спросом и ценой
Vспр

Для отрасли зависимость спроса и цены окажется обратно пропорциональной, т.е. снижение цены будет способствовать увеличению спроса, а кривая спроса будет монотонно убывать (рис. 13.2).

Ц
Vспр
Рис. 13.2 Монотонно убывающая кривая спроса

В случае, если предложение товаров в целом по отрасли возрастает, то цена снизится, причем это коснется всех фирм отрасли независимо от объема их производства.

Таким образом, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия», который происходит от двух греческих слов «моно» (один) и «полео» (продаю). В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна-единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис. 13.3).

Vспр
Ц
С
Рис. 13.3
Ц3
Ц1
Vспр1
 
Ц2

На рис. 13.3 линия С показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Vспр1. Но что это за товар? Лекарство от рака? Вакцина против СПИДа? В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Ц3) и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси 0Ц.

Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель».

Обладая большой свободой в установлении цен, фирма определяет оптимальный уровень цены все же исходя из спроса на свою продукцию. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь если вспомнить закон спроса, закономерность такова: если цена возрастает, то величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если «чистый» монополист захватил весь рынок, то он знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Этот факт еще раз подтверждает, что власть над ценой у этого монополиста не абсолютна, он чувствует за спиной дыхание конкурентов – производителей субститутов его товара; кривая спроса на товары, производимые монополистом, не является абсолютно неэластичной (рис. 13.4).

Vспр
Ц
С
Рис. 13.4
Ц2
Ц1
Vспр1
 
С
Vспр2

Особо следует выделить ситуацию так называемой естественной монополии. В этом случае, как и при «чистой» монополии, отрасль состоит всего из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а другими причинами. Главная причина – экономия на масштабе производства, или эффект масштаба.

Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов. Однако в связи с развитием НТР критерий экономии затрат, связанный с деятельностью одной фирмы в отрасли, подвергается определенной корректировке. Так, дальняя телефонная связь, которая всегда считалась естественной монополией, перестает быть таковой из-за внедрения систем спутниковой связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: