Понятие модели поведения фирмы
Глава 15 Модель поведения фирмы
Деятельность любой фирмы развертывается отнюдь не в безвоздушном пространстве, а в постоянно меняющейся экономической ситуации. В зависимости от отрасли, рынка, государственного регулирования фирма оказывается в условиях той или иной рыночной модели в чистом виде или в смешанных формах. И каждый раз перед фирмой встают стандартные вопросы:
1. СЛЕДУЕТ ли производить?
2. Если да, то в каких КОЛИЧЕСТВАХ?
3. На какую ПРИБЫЛЬ можно рассчитывать? Какой УБЫТОК придется покрывать?
Набор ответов на совокупность этих вопросов применительно к той конкретной рыночной ситуации, в которой действует фирма (совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия), представляет собой МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ.
Цель любого предпринимателя на рынке – получение максимальной экономической прибыли. Однако, выходя со своим товаром на рынок, предприниматель планирует, прежде всего, получить определенную денежную выручку; покроет ли данная денежная выручка издержки или не покроет – уже второй (но главный!) вопрос.
Экономисты выделяют три вида выручки:
Валовая выручка – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара:
ВВ = Ц * Vпр,
где Ц - цена товара; Vпр - количество проданного товара.
Средняя выручка – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара:
Всред = ВВ / Vпр.
Предельная выручка – прирост выручки, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара:
Впред = ∆ВВ / ∆Vпр,
где ∆ВВ – прирост валовой выручки; ∆Vпр - прирост количества проданного товара (обычно принимают равным 1).
То, как изменяется валовая, средняя и предельная выручка, зависит от конкретного типа рыночной структуры, в которой действует предприятие.
Поскольку объем продаж предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, то сокращение или увеличение объема производства одного предприятия не будет влиять на рыночную цену продукции. И, кроме того, в этих условиях конкурирующее предприятие не может устанавливать рыночную цену. Оно может только приспособиться к ней. Таким образом, спрос на данный товар абсолютно эластичен.
Ц = const
Следствие 1. Валовая выручка продавца (ВВ) в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного им товара.
Следствие 2. Средняя выручка продавца (Вср) в условиях чистой конкуренции равна цене товара.
Следствие 3. Предельная выручка (Впред) продавца в условиях чистой конкуренции также равна цене товара.
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим два периода времени: краткосрочный и долгосрочный.






