Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Понятие модели поведения фирмы

Понятие модели поведения фирмы

Глава 15 Модель поведения фирмы

Деятельность любой фирмы развертывается отнюдь не в безвоздушном пространстве, а в постоянно меняющейся экономической ситуации. В зависимости от отрасли, рынка, государственного регулирования фирма оказывается в условиях той или иной рыночной модели в чистом виде или в смешанных формах. И каждый раз перед фирмой встают стандартные вопросы:

1. СЛЕДУЕТ ли производить?

2. Если да, то в каких КОЛИЧЕСТВАХ?

3. На какую ПРИБЫЛЬ можно рассчитывать? Какой УБЫТОК придется покрывать?

Набор ответов на совокупность этих вопросов применительно к той конкретной рыночной ситуации, в которой действует фирма (совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия), представляет собой МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ.

Цель любого предпринимателя на рынке – получение максимальной экономической прибыли. Однако, выходя со своим товаром на рынок, предприниматель планирует, прежде всего, получить определенную денежную выручку; покроет ли данная денежная выручка издержки или не покроет – уже второй (но главный!) вопрос.

Экономисты выделяют три вида выручки:

Валовая выручка – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара:

ВВ = Ц * Vпр,

где Ц - цена товара; Vпр - количество проданного товара.

Средняя выручка – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара:

Всред = ВВ / Vпр.

Предельная выручка – прирост выручки, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара:

Впред = ∆ВВ / ∆Vпр,

где ∆ВВ – прирост валовой выручки; ∆Vпр - прирост количества проданного товара (обычно принимают равным 1).

То, как изменяется валовая, средняя и предельная выручка, зависит от конкретного типа рыночной структуры, в которой действует предприятие.

Поскольку объем продаж предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, то сокращение или увеличение объема производства одного предприятия не будет влиять на рыночную цену продукции. И, кроме того, в этих условиях конкурирующее предприятие не может устанавливать рыночную цену. Оно может только приспособиться к ней. Таким образом, спрос на данный товар абсолютно эластичен.

Ц = const

Следствие 1. Валовая выручка продавца (ВВ) в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного им товара.

Следствие 2. Средняя выручка продавца (Вср) в условиях чистой конкуренции равна цене товара.

Следствие 3. Предельная выручка (Впред) продавца в условиях чистой конкуренции также равна цене товара.

ВВ
Vпр
 
Рис. 15.1 Валовая, средняя и предельная выручка производителя в условиях совершенной конкуренции
Ц
Ц
 
Vпр
Вср = Впред = Ц

Рассмотрим два периода времени: краткосрочный и долгосрочный.




double arrow
Сейчас читают про: