Экономическое влияние тарифов

Чтобы исследовать экономическое влияние защитных тарифов, используем анализ спроса и предложения. Кривые СС и ПП на рис. 30.4 показывают внутренние спрос и предложение для продукта, по которому Китай не имеет сравнительного преимущества, например видеомагнитофонов. При отсутствии мировой торговли внутренняя цена и объем выпуска будут равны Цв и Vв соответственно.

Предположим теперь, что внутренняя экономика открыта для мировой торговли, и японцы, имеющие сравнительное преимущество по видеомагнитофонам, начинают продавать их в Китай. При наличии свободной торговли внутренняя цена не может отличаться от мировой цены ЦС. При цене ЦС внутреннее потребление составляет VС1, а внутреннее производство равно VП1. Расстояние по горизонтали между кривыми внутреннего спроса и предложения на уровне ЦС отражает величину импорта VП1 -VС1.

Предположим теперь, что Китай введет пошлину на каждую единицу импортируемых видеомагнитофонов. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с ЦС до ЦТ и будет иметь ряд последствий (рис. 30.4):

1. Снижение потребления сVС1 до VС2. Тарифы вынудят потребителей покупать меньше видеомагнитофонов; они переведут часть их расходов на менее желаемые товары-заменители. Китайские потребители пострадают от введения тарифов, так как они станут платить больше за каждую из единиц данного товара.

2. Увеличение внутреннего выпуска с VП1 до VП2. Китайские производители, на которых пошлина не распространяется, получат более высокую цену ЦТ за единицу товара и местная промышленность, производящая видеомагнитофоны, поднимется вверх по своей кривой предложения – масштабы отечественного производства увеличатся. Однако, необходимо учитывать, что пошлина позволила китайским производителям видеомагнитофонов перетянуть ресурсы из других, более эффективных отраслей.

3. Уменьшение импорта. Пострадают японские производители, т.к., хотя цена продаж видеомагнитофонов и стала выше, эта разница отчисляется правительству Китая, а не японским производителям. Мировая цена после установления пошлины и, следовательно, доход японских производителей на единицу товара сохраняются на уровне ЦС, в то время как объемы китайского импорта (японского экспорта) падают с VП1 -VС1 до VП2 -VС2.

4. Доходы от пошлин. Заштрихованный прямоугольник показывает доходы, которые приносит пошлина. Эти доходы и пошлина, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель, уплачивая за видеомагнитофоны более высокую цену.

П
С
Цена
Объем выпуска
Рис. 30.4 Экономическое влияние протекционистских тарифов на импорт
 
С
П
Цв
VВ
VП1
VП2
VС2
VС1
П+VДОП
Цт
Цс

Косвенное влияние. Существуют и другие, менее заметные последствия введения пошлин. Из-за сократившихся продаж магнитофонов в Китае Япония теперь получит меньше долларов для закупки китайских товаров. То есть в китайских отраслях – отраслях дающих, Китаю сравнительное преимущество – сократиться производство и высвободятся ресурсы. Пошлины служат причиной перераспределения ресурсов в неверном направлении – они снижают эффективность производства и сокращают объем реального мирового выпуска.

Пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: