Экономическое влияние квот

Ранее отмечалось, что квоты на импорт – это легальное ограничение количества определенной продукции, которая может быть импортирована в течение года. Квоты имеют то же экономическое влияние, что и тарифы, с одним заметным различием: в то время как тарифы создают прибыли для правительства Китая, квоты как бы передают эти прибыли иностранным производителям.

П
С
Цена
Объем выпуска
Рис. 30.5 Экономическое влияние квот на импорт
 
С
П
Цв
VВ
VП1
VП2
VС2
VС1
П+VДОП
Цт
Цс

Предположим на рис. 30.5, что вместо введения тарифа Китай вообще запретил импорт японских видеомагнитофонов, превышающий VП2 -VС2 единиц. Иными словами, на японские товары установлена квота в размере VП2 -VС2. Размер квоты выбран таким, чтобы он соответствовал импорту при тарифе ЦСЦТ. Это дает возможность сравнить эквивалентные ситуации. В результате введения квоты предложение видеомагнитофонов в Китае составляет П+Vдоп. Эта величина состоит из внутреннего предложения плюс постоянное количество VП2 -VС2 (равного Vдоп), которое импортеры обеспечивают при любой внутренней цене. Кривая предложения П+Vдоп не существует ниже цены Цс, поскольку японские производители не будут экспортировать видеомагнитофоны в Китае при ценах ниже Цс, когда они могут продать их другим странам по мировой рыночной цене Цс.

Большая часть экономических результатов такая же, как и в случае применения тарифов. Цены на видеомагнитофоны выше (Цт вместо Цс), потому что импорт сокращен с VП1 -VС1 до VП2 -VС2. Внутреннее потребление видеомагнитофонов уменьшилось с VС1 до VС2. Китайские производители получили и более высокие цены (Цт вместо Цс), и увеличение продаж (VП2 вместо VП1).

Разница состоит в том, что увеличение цены ЦСЦТ, выплачиваемое китайскими потребителями за импорт VП2 -VС2, - заштрихованный участок – не попадает в государственную казну Китая в виде тарифных (налоговых) поступлений, а уходит к японским фирмам, которые приобрели права продавать видеомагнитофоны в Китае. Для китайских потребителей тарифы дают лучший экономический результат, чем квоты, при прочих равных условиях. Тарифы создают государственные поступления, которые могут быть использованы для снижения других налогов или финансирования производства общественных товаров и услуг, которые пойдут на пользу россиянам. В противоположность этому более высокие цены, создаваемые квотами на импорт, приводят к дополнительным поступлениям в пользу иностранных производителей.

Подводя итог, можно еще отметить, что протекционизм приводит к значительным ежегодным издержкам потребителей. Издержки потребителей на каждое сохраненное рабочее место гораздо больше, чем средняя выплаченная за год зарплата. Убытки потребителей из-за торговых ограничений намного превышают выигрыш производителей и правительства, приводя к потере эффективности для общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: