double arrow

Передача глубины пространства цветом

У цвета есть еще одно замечательное свойство. Различные цвета могут созда­вать ощущение приближения к зрителю или удаления, т. е. с помощью цвета можно передать глубину пространства. Это происходит за счет контраста светлого и темного, различной насыщенности цвета, разницы площадей цве­товых пятен. Выполните следующее упражнение, предложенное Иттеном.Это упражнение доказывает, что для создания ощущения глубины фон так же важен, как и отдельные цвета.

Все светлые тона на черном фоне выступают вперед в соответствии со сте­пенью их светлоты. Если на черном фоне поместить желтый, оранжево-красный и синий цвет, желтый будет казаться сильно выступающим вперед, красно-оранжевый выступает незначительно, синий выглядит заглублен­ным. На белом фоне впечатление обратное: светлые тона остаются на уров­не белого фона, а темные выступают вперед.

Если сравнить холодные и теплые цвета одинаковой светлоты, теплые будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину. Так, красный цвет на черном фоне приближается, если красный осветлить, он "выдвинется" впе­ред еще больше. Сине-зеленый такой же светлоты уходит вглубь.

Цвета, контрастирующие по насыщенности, тоже имеют разную глубину: чистые насыщенные цвета выступают вперед по сравнению с блеклыми цветами той же светлоты. Если между этими цветами изменится соотноше­ние светлоты, или добавится контраст теплого - холодного, впечатление глубины изменится.

В случае резкого различия площади цветовых пятен ощущение глубины бу­дет зависеть от того, какой цвет воспринимается как фон. Маленькое жел­тое пятно на красной поверхности выступает вперед, но если желтого будет много, он "вытеснит" вперед красный.

Итак, глубина пространства передается не только перспективными сокра­щениями, о которых говорилось в предыдущей главе, но и цветом. Для дос­тижения общей целостности живописного пространства необходимо учиты­вать возможность цвета определять глубину. Пространственное равновесие цветовой композиции - результат тщательного анализа всех цветовых соот­ношений.

Влияние освещения на цвет. Видимый объект освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветофильтры, что существенно влияет на восприятие. Например, если осветить синий объект оранжевым светом, он будет казаться черным, т. к. в оранжевом луче нет синей составляющей, которая могла бы отразиться от этого объекта, следо­вательно, все лучи поглощаются.

Существует ряд правил восприятия.

· П Чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет.

· Предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явле­ние широко используют при оформлении экспозиций - в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеле­ном - очень темными, почти черными.

· Белый всегда "вбирает" в себя цвет освещения. Белые объекты в крас­ном свете выглядят красноватыми, в зеленом - зеленоватыми и т. д.

· Свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом.

· При удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект.

· При искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; си­ние - темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету.

Цветная подсветка активно используется в рекламе. Если на выставке Вам нужно подчеркнуть цвет экспоната (например, выделить красный помидор), направьте на него красный софит. Цвет будет особенно ярким и вырази­тельным. Однако в этом случае нужно тщательно подбирать цвета других объектов, включенных в экспозицию: они поменяют свои цвета, и результат может быть неожиданным. Еще один интересный эффект: при дневном све­те белый предмет, освещенный дополнительно красным прожектором, дает зеленую тень. При освещении предмета зеленым, тень будет красная. Вообще, при подсветке предмета искусственным источником определенного цвета, предмет будет отбрасывать тень дополнительного цвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: