Психологическое восприятие отдельных цветов и их сочетаний

Эмоциональное восприятие цвета определяется его непосредственным фи­зиологическим воздействием, вызываемыми ассоциациями и его социально обусловленной символикой.

Белый - символ света, святости, чистоты. Он хорошо сочетается с любым цветом.

Желтый - самый светлый, теплый, радостный, подвижный. Зрительно уве­личивает объем, приближает, стимулирует умственную деятельность, возбу­ждает, но не раздражает нервную систему. Можно сказать, что это более «уплотненный» белый цвет. В середине перехода от желтого к красному по­является золотой, максимальная сублимация силы света. Тусклый желтый, его серо-желтые и зеленовато-желтые оттенки - "больной" цвет. По словам Иттена, это цвет предательства, зависти, двуличия. Желтый меняет свою выразительность в зависимости от окружающего его цвета. На розовом фо­не он теряет свою лучезарность и выразительность, на оранжевом напоми­нает сияние летнего солнца, на зеленом смотрится особенно гармонично, так как зеленый - смесь желтого и синего. Очень большую силу желтый цвет приобретает на фиолетовом фоне, но смешанный с фиолетовым - становится тусклым, безразличным. На синем фоне желтый сияет, но вы­глядит чужим, рядом с красным становится торжественным и мощным. На белом фоне желтый цвет теряет свою лучистость, становится подчинен­ным. На черном он особенно ярок и агрессивен.

Красный цвет - наиболее многозначный и притягательный из всех цветов. Он тяжелый, насыщенный, горячий, активный, динамичный, тревожный. Крас­ный символизирует возбуждение и опасность, огонь и кровопролитие. В его присутствии усиливается мышечное напряжение, учащается дыхание и повы­шается кровяное давление. Он может вызывать агрессивную реакцию, это сиг­нал опасности, который закрепляется и усиливается в каждом поколении. Кроме того, красный - символ сексуальности. Очень активный цвет спек­тра - яркий оранжево-красный. Он благотворно влияет на рост растений, спо­собствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения, кровообращения и повышению половой активности. На оранжевом фоне оранжево-красный ка­жется темным и безжизненным, на черном выглядит торжественным и непобе­димым. На зеленом - красный выглядит дерзким, раздражающим, банальным, на сине-зеленом фоне - похож на разгоревшийся огонь. Красный имеет мно­жество модуляций, его можно варьировать от холодного до теплого, от светлого до темного. Пурпурно-красный - торжественный, изысканный и претенциоз­ный, в сочетании с черным и темно-серым - мрачный.

Синий- всегда холодный, удаляющийся, влажный, легкий, спокойный, свежий, чистый. Этот цвет успокаивает, снижает кровяное давление. Голу­бой цвет противоположен красному по воздействию. Он ассоциируется с безмятежностью и покоем. В природе его оттенки занимают диапазон от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба. На желтом фоне он выглядит темным, потерявшим свою силу. Осветленный синий на желтом начинает излучать холодный свет. На красно-оранжевом синий сохраняет свою чистоту, утверждает себя. На фоне зеленого синий приобретает красноватый оттенок.

Зеленый - промежуточный между желтым и синим. Его выразительность меня­ется в зависимости от того, какого из этих двух цветов в нем больше. Ярко-зеленый - спокойный и уравновешенный, желто-зеленый теплый, радостный, веселый. Зеленый с синим оттенком становится очень холодным, почти полюс холода. Он производит впечатление сильной холодной агрессивности.

Оранжевый - результат смешения красного и желтого, обладает качествами обоих цветов. Он совмещает агрессивность красного и теплую, добрую бод­рость желтого. Оранжевый легкий, теплый, яркий, динамичный, макси­мально активный. Этот цвет имеет множество оттенков: от яркого неоново­го до мягкого терракотового цвета. В разбеленном виде быстро теряет свой характер, в затемненном - быстро тускнеет и переходит в коричневый.

Коричневый - цвет земли и грязи. У него может быть как позитивный, так и негативный характер. Прежде он был мало популярен, но недавно отношение к коричневому изменилось. Ассоциируясь с шоколадом и кофе, этот цвет начал завоевывать область изысканного, к которой раньше не принадлежал. Характерный цвет меха и дорогого темного дерева, коричневый сегодня приобрел значение цвета роскоши. Тем не менее, учитывая двойственный характер этого цвета, для того чтобы смысл коричневого в дизайне был по­нят правильно, его применение часто нужно объяснить дополнительным смысловым видеорядом. Разбеленный коричневый дает оттенки бежевого, который создает ощущение теплоты и дружественности.

Фиолетовый - далекий, таинственный, холодный, выразительный. Он умень­шает объем, стимулирует деятельность сердца и легких, увеличивает сопротив­ляемость простудным заболеваниям. Красный дает ему свое тепло и яркий ха­рактер, в то время как голубой тон придает холодный оттенок, делая его более сдержанным и спокойным. С прошлых веков в Европе он воспринимается как цвет монархии и дворянства. Чистую пурпурную краску можно было получить только из панциря редко встречающейся раковины, поэтому пурпур был цве­том королей. В некоторых европейских странах только членам королевской семьи разрешалось носить пурпурную одежду. Фиолетовый и близкий к нему пурпурный так уникальны, что до недавнего времени на полках магазинов ред­ко можно было увидеть упаковки такого цвета. Благодаря этому выделялся шо­колад Cadburry. Его фиолетовая обертка ассоциировалась у англичан с образом монархии. Трудно выделить чисто фиолетовый без синих или красных оттен­ков, он требует тщательного подбора сочетаний с другими цветами.

Сочетания двух недополнительных цветов вызывают определенные эмоции:

· светло-зеленый и синий - пассивность, чувство холода;

· желтый и красный - радость;

· красный и синий - активность;

· красный и фиолетовый - беспокойство;

· желтый и желтовато-зеленый - ощущение свежести;

· желтый и сине-зеленый - успокоенность.

Если композиция строится из трех или четырех цветов, в ней всегда должен доминировать один цвет, а остальные объединяются в подчиненную группу. Доминирующий цвет определяет психологическое воздействие многоцвет­ных композиций.

В настоящее время ученые многих стран, экспериментируя с воздействием цвета на психику, дают рекомендации практического его использования во всех областях человеческой деятельности. В производственной сфере, к примеру, это прекрасное средство для повышения производительности тру­да, снижения усталости; в медицине (психотерапии) - успокаивающее, соз­дающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению "лекарство". При оформлении зон отдыха, интерьеров жилых помещений и офисов, необходимая атмосфера создается именно с помощью цвета: для динамичного, активного времяпрепровождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного отдыха - мягкие, пастельные тона. Ахроматические цвета подходят для стен выставочных залов, картин­ных галерей или живописных мастерских: это идеальный фон для зритель­ного восприятия произведений живописи.

Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше - красный, и меньше всего - зеленый цвет.

Оранжево-желтый, желтый, зеленовато-голубой, голубой, а также белый уменьшают зрительное и цветовое утомление и относятся к группе опти­мальных цветов. Красный, синий, фиолетовый как бы подчинены первой группе и называются субоптимальными цветами. Третью группу, так назы­ваемых предохранительных цветов, составляют максимально насыщенные цвета. Они используются при окраске транспортных средств, станков, инст­рументов - иными словами, предметов, которые могут представлять опас­ность для человека.

Выбор палитры для разных демографических групп. Очень важное условие в работе дизайнера - знание целевой аудитории. Различные социальные группы по-разному реагируют на отдельные цвета, и их предпочтения со временем трансформируются.

В самом деле, демографическая цветовая палитра меняется. Например, под­ход классической школы дизайна к подбору хроматических тонов для детей основывается на использовании первичных цветов. Уже с раннего возраста ребенок любит яркие игрушки, одежду, выражает свои эмоции с помощью красок, поэтому традиционно выбирались яркие тона, на которые дети осо­бенно хорошо реагировали: желтый, красный, голубой.

В то же время, цветовая палитра для детей старшего возраста была гораздо более сложная как по количеству, так и по качеству тонов. Считалось что, так как подростки стремятся подражать тем, кто взрослее их, они отдают предпочтение темным цветам, любимым старшими поколениями: черный, грязно-коричневый и серый перемежались со вспышками ярких цветов. Для детей младшего возраста выбирали цвет комнат теплых оранжево-желтых тонов; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников - голубой или нейтральный светло-серый.

Между тем, очевидно, что в наше время реакция молодежи на цвет измени­лась. Мягкие густые тона, традиционно признаваемые популярными, сейчас уже не модны. Сегодняшняя молодежь выбирает более активную сложную жизнь в обществе. Это проявляется в пристрастии к ярким цветам в одежде и предметах обихода.

Дизайнеры должны учитывать демографические тенденции, когда развивают образ для различных возрастных групп. Если вы разрабатываете интерьер или сайт для студентов, вспомните, что, старшекурсники не сидят привя­занными к дому. Пройдите по улицам города и обратите внимание, как оде­ты молодые люди, посмотрите, насколько они активны и какие цвета выби­рают. Объединяйте эти цвета и используйте в ваших разработках. Отображайте жизнь с помощью своей цветовой палитры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: