double arrow
Цветовые контрасты

Пространственная цветовая модель Оствальда

Ахроматические цвета не имеют тона и различаются только по светлоте (белый самый светлый, черный самый темный).

Хроматические (составляющие цветового круга) характеризуются в первую очередь цветовым тоном (красный, синий, желтый и т. д.).

Насы­щенностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

Под светлотой хроматического цвета понимается наличие в цвете того или иного количества белого или черного пигмента. Светлота цвета усиливается, если к ней добавлена белая краска. При добавлении черного светлота уменьшается, хроматический цвет становится темным.

Основными характеристиками хроматического цвета являются цвето­вой тон, светлота и насыщенность.

Трехмерную модель цветового режима можно представить в виде двух кону­сов, имеющих общее снование и повернутых на 180° относительно друг дру­га. По общей оси обоих конусов расположены цвета ахроматического ряда от белого до черного. По окружности общего основания конусов располо­жены хроматические цвета максимальной насыщенности. При движении по радиусу основания изменяется насыщенность тона, к центру она убывает, переходя в средне-серый цвет (рис. ЦВ-2.23).

При перемещении по вертикали сверху вниз для определенного цвета будут задаваться различные значения светлоты. Если построить сечение, перпен­дикулярное оси конусов, в круге плоскости сечения будут располагаться все хроматические цвета определенной яркости (светлоты).




Если провести сечение конусов по высоте, в плоскости полученного тре­угольника будут находиться все оттенки только одного цветового тона. Они будут затемняться до черного или осветляться до белого при перемещении по вертикали. При движении по горизонтали выбранный хроматический цвет будет терять насыщенность до соответствующего серого. Все цвета, имеющие один тон и отличающиеся один от другого только светлотой и насыщенностью, называются теневым рядом соответствующего цвета.

Такая модель цветового пространства была предложена Оствальдом и на­звана замкнутым цветовым телом.

Существуют различные типы цветовых контрастов. В цветовой композиции художественного произведения лучше использовать какой-либо один тип. Все остальные контрастные соотношения должны быть второстепенными или вовсе не использоваться.



Наиболее характерны следующие цветовые контрасты:

· контраст по цвету;

· контраст светлого и темного;

· контраст хроматических и ахроматических цветов;

· контраст холодного и теплого;

· контраст дополнительных цветов;

· симультанный контраст;

· контраст по насыщенности;

· контраст по площади цветовых пятен. Рассмотрим их последовательно.

Контраст по тону.Наиболее простой и очевидный - контраст по тону (цвету). Продемонстриро­вать его легче всего с помощью чистых цветов в их предельной насыщенности. Наиболее ярко выраженным контрастом по цвету обладают желтый, крас­ный и синий цвета.

Этот контраст - очень энергичный и решительный. Если постепенно ме­нять тон выбранных цветов, интенсивность контраста будет уменьшаться.

Сильный цветовой контраст дают и любые другие чистые спектральные цвета, например, зеленый, красный и фиолетовый.

Выбрав набор основных цветов, а затем высветляя или затемняя отдельные составляющие, можно получить бесконечное число совершенно различных сочетаний.

В современном дизайне, рекламе, в Интернете, цветовой контраст - наи­более часто используемый прием (рис. CD-2.27).

Контраст хроматических и ахроматических цветов.Такие цвета, как белый, черный и все оттенки серого играют важную роль в сочетаниях хроматических цветов. Контраст хроматических и ахроматиче­ских цветов очень выразителен. Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета, делает их более темными. Черный - наоборот усиливает контраст­ный цвет, соседний хроматический цвет кажется более светлым.

Нейтральный серый цвет очень сложен при восприятии: под воздействием расположенных рядом хроматических цветов серый легко изменяется, приоб­ретая определенный оттенок. В сером цвете мы начинаем видеть цвет, кото­рый является дополнительным по отношению к лежащему рядом хроматиче­скому.

Серый цвет может смягчать хроматические цвета или делать их более ин­тенсивными. Помещенный в набор цветов, дающих сильный контраст по цвету, он приглушает их, примиряет противоположности. Делакруа считал, что серый отнимает силу других цветов.

Ахроматический серый цвет теряет свой характер, если расположен рядом с хроматическим, равным ему по светлоте. Если нужно сохранить нейтраль­ный характер серого цвета, нужно высветлить или затемнить цвета спектра, лежащие рядом с ним.

Произведения, построенные на контрасте хроматических и ахроматических цветов, могут быть очень выразительными. Интересно использовал этот при­ем замечательный театральный художник Николай Акимов (рис. CD-2.31).

Теплые хроматические цвета (красный, оранжевый и желтый) наиболее гармоничны в сочетании с черным, холодные цвета (голубой, синий, фио­летовый) - с белым.

В полиграфии иногда прибегают к дуплексной печати. Дуплекс (duotone) - добавление цветной краски для улучшения черно-белого изображения за счет расширения тоновых диапазонов. Это особый способ печати тонового изображения двумя (иногда тремя или четырьмя) красками, из которых ос­новной (рисующей) является черная, а в качестве тонирующей выбирается какая-либо светлая краска, часто даже не триадная, а смесовая (серая, голу­бая, зеленая, светло-коричневая). Полиграфисты рассматривают дуплекс как разновидность полутоновых (не полноцветных) изображений. Дуплексы дают интересные художественные эффекты, например, черной и голубой краской можно передать стальной тон, черной и коричневой - цвет сепии. Дуплексное изображение, представленное на рис. CD-2.32, состоит из деся­ти фрагментов. Оно напечатано двумя красками, причем насыщенность второго цвета уменьшается слева направо.

Контраст светлого и темного. Пожалуй, наиболее сильный контраст дают белый и черный цвета. Проме­жуточные по светлоте ахроматические цвета - градации серого. Человек способен различить от 300 до 400 его оттенков.

Самый спокойный, нейтральный средне-серый цвет, равноотстоящий от белого и черного, разделяет все цвета на две группы: светлые и темные. На практике коэффициенты отражения для ахроматических цветов (бумаги и краски) примерно следующие: черный - 3,5%, белый - 89%, средне-серый - 22%. Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, назы­вается равноконтрастным.

Простейший случай контраста по светлоте - штриховые ахроматические композиции, с использованием белого и черного цвета. Контраст черного и белого используется в знаках, орнаментах, произведениях, где выразитель­ность достигается за счет четкого силуэтного контура (рис. 2.35).

Белая форма на темном фоне более выразительна и лучше запоминается, но количество мелких деталей в этом случае должно быть меньше. Если знак должен использоваться в инверсном варианте, обратите на это внимание.

Добавление к черному и белому третьего ахроматического тона позволяет использовать возможности светлотных отношений для усиления вырази­тельности композиции.

Если в композиции использованы два крайних ахроматических цвета (чер­ный, белый) и светло-серый, мы видим полный светлотный диапазон.

В композиции может быть использована только часть светлотного ряда, на­пример, от белого до средне-серого (светло-серый светлотный диапазон) или от средне-серого до черного (темно-серый светлотный диапазон). Иногда целесообразно исключить белый и черный и использовать только оттенки серого. В зависимости от выбранного светлотного диапазона меняется эмо­циональное воздействие композиции.

Трехтоновые композиции полного светлотного диапазона отличаются кон­трастностью и экспрессивностью, особенно, если серый цвет сдвинут в сто­рону белого или черного.

Композиции светло-серого диапазона нейтральны и эмоционально спокой­ны. Они отличаются мягкостью, воздушностью, легкостью. В них наиболее полно выражена идея статики.

Композиции темно-серого диапазона выглядят сумрачными, сдержанными, затемненными.

На характере композиции, кроме того, сказывается, в какой степени отли­чаются использованные оттенки по светлоте. Если берется равноконтраст-ный ряд, динамика выражена менее явно.

Большое значение имеет и площадь изображения, занимаемая каждым то­ном. Если все три цвета занимают зрительно равные площади, композиция наиболее уравновешена, характер светлотного решения статичен.

В более сложном, динамичном случае необходимо, чтобы отношение пло­щадей находилось в отношении соподчиненности, то есть чтобы разница площадей была четко воспринимаемой. Хороший результат дает отношение, близкое к пропорциям золотого сечения, когда один светлотный тон зани­мает примерно половину всей площади, другой - одну треть (32%), третий -Равноконтрастную шкалу можно создать для любого хроматического цве­та.

Контраст холодного и теплого. Температурная характеристика цвета давно стала привычной. Опытным пу­тем доказано, что окраска помещения влияет на самочувствие находящихся в нем людей. В красно-оранжевых интерьерах даже при низкой температуре холод чувствуется меньше.

Контраст холодного и теплого важен не менее, чем контраст темного и светлого. На цветовом круге Иттена (см. рис. ЦВ-2.19) фиолетовый и жел­тый расположены друг против друга: желтый цвет - самый светлый, фиоле­товый - самый темный. Под прямым углом к вертикальной линии между желтым и фиолетовым расположена ось, соединяющая красно-оранжевый и сине-зеленый. Два эти цвета - самый теплый и самый холодный.

Если создать цветовую композицию, в которой красно-оранжевый цвет сосед­ствует с небольшим количеством сине-зеленого - теплота красного будет осо­бенно заметна. И наоборот, поместив рядом с сине-зеленым немного красного, можно подчеркнуть холодный характер основного цвета (рис. ЦВ-2.43).

Слева и справа от вертикальной оси цветового круга расположены цвета, которые условно делят на холодные и теплые. На самом деле, промежуточ­ные цвета, расположенные между сине-зеленым и красно-оранжевым, могут восприниматься либо холодными, либо теплыми. Это зависит от того, какие цвета находятся рядом с ними.

Понятия "холодный цвет", "теплый цвет" достаточно условны. Хо­лодные цвета можно характеризовать как теневые, прозрачные, успокаиваю­щие, далекие, легкие, влажные. Теплые - как солнечные, непрозрачные, возбуждающие, тяжелые, приближающиеся, сухие. Многообразие определе­ний говорит о выразительности цвета, которую используют мастера в своих работах. Свойство цвета отдаляться или приближаться к зрителю позволяет передавать объем и эффект воздушной перспективы: объекты, расположен­ные в отдалении, меняют цвет, становятся более холодными по тону.

Для построения контраста или созвучия холодных и теплых цветов нужно вы­бирать цвета равной светлоты. Контраст светлого и темного должен быть ис­ключен. Степень светлоты может быть любой, но лучше всего выбрать средний уровень.

Контраст холодных и теплых цветов - самый звучный, светящийся из всех контрастов.

Примеры использования контраста холодных и теплых тонов - "Бал в Му-лен де ля Галетт" Огюста Ренуара (рис. CD-2.46), "Лондонский парламент в тумане" Клода Моне (рис. CD-2.47).

Контраст дополнительных цветов. Каждому цвету соответствует только один дополнительный. Если смешать две краски, соответствующие дополнительным цветам, в идеале должен получиться нейтральный черно-серый цвет. На самом деле, так как идеальных красок не существует, получается грязно-серый цвет.

Расположенные рядом, дополнительные цвета резко подчеркивают друг друга, но при смешивании - взаимоуничтожаются.

При более тщательном анализе становится очевидным, что хотя мы говорим о двух дополнительных цветах, всегда в этом сочетании присутствуют все три основные цвета - желтый, красный, синий:

· желтый - фиолетовый (красный + синий); П синий - оранжевый (красный + желтый);

· красный - зеленый (синий + желтый).

Физиологами доказано, что при восприятии одного из основных цветов в сознании произвольно генерируется дополнительный к нему цвет, который как бы уравновешивает видимый. Таким образом, зрительный аппарат человека стремится к гармонии, так как закон допол­нительных цветов является основой композиционной гармонии.

Каждый из двух дополнительных цветов в таком сочетании воспринимается наиболее адекватно, то есть соответствует своему истинному "звучанию".

На рис. ЦВ-2.49 представлена композиция из красного и зеленого и раз­личных промежуточных цветов, полученных при их смешении.

Контраст дополнительных цветов, взятых в правильной пропорции, дает ощущение равновесия. Однако каждая пара дополнительных цветов облада­ет и другими особенностями:

· пара желтый - фиолетовый дает самый сильный контраст светлого и темного;

· пара красно-оранжевый - сине-зеленый является самым сильным кон­трастом теплого и холодного;

· пара красный - зеленый равнозначна по светлоте.

Дополнительные цвета обладают полярными свойствами, следовательно, их контраст очень активен и динамичен. Если стоит задача получения ярко вы­раженного контраста дополнительных цветов, лучше взять один тон предель­но насыщенным, кроме того, цвета должны быть примерно одной светлоты.

При выборе третьего тона можно взять его из теневого ряда любого из кон­трастирующих цветов или один из ахроматических.

Одновременный (симультанный) контраст. Симультанный (фр. simultane - одновременный, лат. simul - в одно и то же время) контраст, по определению Иттена - "явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления дополни­тельного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам". Это доказывает, что основной закон цветовой гармонии базируется на дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета объ­ективно не существуют, это еще одна особенность человеческого восприятия.

Иттен предлагает поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашен­ной в чистый хроматический цвет плоскости поместить маленький черный квадрат, а поверх него положить листок папиросной бумаги. Если фоновая плоскость красная, черный квадрат будет казаться зеленоватым, если фио­летовая - желтоватым. Цвет фона будет порождать в глазах зрителя свой противоположный цвет.

Так как реально симультанный цвет не существует, образ, возникающий в сознании, очень динамичный, вибрирующий. Интенсивность ощущения постоянно меняется. Одновременный контраст возникает не только при сочетании хроматических и ахроматических цветов. Если взять два чистых цвета, не являющихся дополнительными, каждый цвет рядом с другим тоже будет менять свой характер, приобретать новые оттенки. Эта динамическая активность цвета подтверждает, что сущность цвета не всегда идентична его воздействию.

Очень важно знать, при каких условиях возникает одновременный контраст и как его избежать.

Одновременный контраст можно усилить или ослабить. Например, вам же­стко поставлено условие, что рядом с синим цветом должен находиться чистый серый. Мы уже знаем, что под действием симультанного эффекта серый будет казаться желтоватым. Для того чтобы этого избежать, к серой краске нужно добавить немного синей.

Еще один способ нейтрализации симультанного эффекта - использование контраста светлого и темного. Если взять цвета в разной степени их осветлен­ное™, возможность возникновения одновременного контраста уменьшается.

Цветовые вибрации, возникающие при использовании одновременного контраста, можно наблюдать при рассматривании картины "Ночное кафе" Ван Гога (см. рис. ЦВ-2.16).

В случае, когда симультанный контраст нужно усилить, можно применить контраст по насыщенности.

Контраст по насыщенности. Контраст между цветами яркими, чистыми и блеклыми, приглушенными, называется контрастом по насыщенности. Это контраст очень мягкий, спо­койный, и, в то же время, очень выразительный.

Максимально чистыми, насыщенными можно считать цвета, полученные в результате преломления луча света и разложения его на спектральные цвета. На трехмерной цветовой модели (см. рис. ЦВ-2.23) показано, что насыщенность цвета зависит от количества серого, добавленного к основному тону. Осветленные или затемненные чистые цвета также теряют свою насыщенность.

Добавление серого цвета ослабляет любой цвет, нейтрализует его. В преды­дущем разделе мы говорили о том, что смешивание серого с чистыми цве­тами приводит к симультанному контрасту. Восприятие исходного хромати­ческого цвета затрудняется, в сознании формируется образ другого цвета, дополнительного к исходному.

Контраст по насыщенности - наиболее "тонкий". Он легко заглушается другими контрастами, например, контрастом теплого и холодного, светлого и темного. Для получения контраста по насыщенности нужно брать цвета одного тона: чистый синий с блекло-синим, ярко-желтый с бледно-желтым. При использовании различных цветов, например, ярко-зеленого и блекло-красного, контраста по насыщенности не получится, он будет заглушаться контрастами других типов.

Пример контраста по насыщенности дан на рис. CD-2.53.






Сейчас читают про: