Информационный материал. Применение CASE–технологий для автоматизации систем управления предприятием

Основные понятия

Применение CASE–технологий для автоматизации систем управления предприятием

Контрольные вопросы

1. Что такое OLAP-технологии? Приведите пример их практического использования в решении экономических задач.

2. Перечислите и поясните правила, которым должны удовлетворять современные средства динамического анализа данных, предложенные Э.Ф. Коддом.

3. Назовите систему требований быстрого анализа разделяемой многомерной информации, предъявляемых к OLAP-приложениям.

4. В чем заключается сущность построения «гиперкубической» модели?

5. Перечислите ключевые задачи, выполняемые пользователями OLAP-приложений.


CASE-системы (Computer Aided System/Software Engineering) - совокупность методологий анализа, разработки и сопровождения сложных систем (в основном заказных систем программного обеспечения АСУ), поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации.

Методы – это систематические процедуры, применяемые для генерации описаний подсистем и функциональных компонентов системы с использованием соответствующих нотаций.

Средства – инструментарий для поддержки и усиления методов.

Для различных классов систем используются разные методы разработки, определяемые типом создаваемой системы и средствами реализации. Спецификации этих систем, в большинстве случаев, состоят из двух основных компонентов – функционального и информационного. По способу сочетания этих компонентов подходы к представлению информационных систем можно разбить на два основных типа – структурный и объектно-ориентированный.

В области создания систем автоматизации административно-управленческой деятельности доминируют структурные подходы, так как они максимально приспособлены для взаимодействия с пользователями (заказчиками), не являющимися специалистами в области информационных технологий. Адекватными инструментальными средствами, поддерживающими структурный подход к созданию информационных систем, являются так называемые CASE-системы автоматизации проектирования.

Структурный анализ, как совокупность методов постановки задач проектирования информационных систем, в виду значительной размерности решаемых задач, сам должен опираться на мощные средства компьютерной поддержки, обеспечивающей автоматизацию труда системных аналитиков. Такими средствами являются CASE-системы. CASE – это инструментарий для системных аналитиков и программистов, позволяющий автоматизировать процессы анализа, проектирования и реализации систем.

Основными пользователями CASE-систем являются:

– аналитические центры государственных, военных и коммерческих организаций;

– банки и страховые компании;

– аудиторские и консалтинговые фирмы, применяющие CASE-средства для спецификации бизнес-процессов в системах управления производством, коммерческой деятельностью и финансами с целью их реорганизации и автоматизации;

– компании по разработке аппаратного и программного обеспечения систем обработки данных и, в частности, интегрированных информационно-управляющих систем.

Архитектура большинства CASE-средств основана на парадигме “методология – метод – нотация – средство”. Методология определяет критерии для оценки и выбора проекта создаваемой системы, этапы работы и их последовательность, а также правила распределения и назначения методов. Нотации предназначены для представления проектных данных о структуре системы и способах ее функционирования, процессах, информационных потоках, накопителях и т.д. Инструментальные средства поддерживают работу аналитиков при реализации проекта в сетевом интерактивном режиме, они способствуют организации проекта, обеспечивают управление процессами анализа и проектирования.

Основные виды и последовательность работ построения логических моделей предметной области в рамках CASE-технологии анализа системы управления предприятием:

1. Проведение функционального и информационного обследования системы управления предприятия:

– определение организационно-штатной структуры предприятия;

– определение функциональной структуры предприятия;

– определение перечня целевых функций структурных элементов;

– определение круга и очередности обследования структурных элементов системы управления согласно сформулированным целевым функциям;

– обследование деятельности выделенных структурных элементов;

– построение диаграммы системы управления с указанием структурных элементов и функций, реализация которых будет моделироваться на DFD-уровне.

2. Разработка моделей деятельности структурных элементов и системы управления в целом:

– выделение множества внешних объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность структурного элемента;

– спецификация входных и выходных информационных потоков;

– выявление основных процессов, определяющих деятельность структурного элемента и обеспечивающих реализацию его целевых функций;

– спецификация информационных потоков между основными процессами деятельности, уточнение связей между процессами и внешними объектами;

– оценка объемов, интенсивности и других необходимых характеристик информационных потоков;

– разработка иерархии диаграмм потоков данных, образующих функциональную модель деятельности структурного элемента;

– объединение моделей структурных элементов в единую модель системы управления предприятием.

3. Разработка информационных моделей структурных элементов и модели информационного пространства системы управления:

– определение сущностей модели и их атрибутов;

– проведение атрибутного анализа и оптимизация сущностей;

– идентификация отношений между сущностями и определение типов отношений;

– разрешение неспецифических отношений;

– анализ и оптимизация информационной модели;

– объединение информационных моделей в единую модель информационного пространства.

4. Разработка предложений по автоматизации системы управления предприятия:

– определение границ автоматизации – составление перечня автоматизируемых структурных элементов, разбиение процессов основной деятельности на автоматические, автоматизированные и ручные;

– составление перечня подсистем и логических АРМов (автоматизированных рабочих мест), определение способов их взаимодействия;

– разработка предложений по очередности проектирования и реализации подсистем и отдельных логических АРМов, входящих в состав ИС;

– разработка требований к средствам базового технического обеспечения ИС;

– разработка требований к средствам базового программного обеспечения ИС.

Основу современной CASE-технологии анализа и проектирования информационных систем составляют:

– поддержка всех этапов жизненного цикла ИС, начиная с самых общих описаний предметной области до получения и сопровождения программного продукта;

– методология структурного нисходящего анализа и проектирования, при которой разработка ИС представляется в виде последовательности четко определенных этапов;

– ориентация на реализацию приложений в архитектуре “клиент-сервер” с использованием всех особенностей современных серверов баз данных (включая декларативные ограничения целостности, хранимые процедуры, триггеры баз данных) и поддержкой в клиентской части всех современных стандартов и требований к графическому интерфейсу конечного пользователя;

– наличие централизованной базы данных – репозитория, обеспечивающего хранение моделей предметной области и спецификаций проекта прикладной системы на всех этапах ее разработки;

– возможность одновременной работы с репозиторием многих пользователей;

– централизованное хранение проекта системы и управление одновременным доступом к нему всех участников разработки;

– поддержка согласованности действий разработчиков, не допускающая ситуации, когда каждый аналитик или программист работает со своей версией проекта и модифицирует ее независимо от других;

– автоматизация последовательного перехода от одного этапа разработки к другому, использование специальных утилит, с помощью которых можно по спецификациям концептуального уровня автоматически получать первоначальные варианты спецификации уровня проектирования (описание структуры базы данных и состава программных модулей), а по последним, после всех необходимых уточнений и дополнений, автоматически генерировать готовые к выполнению программы;

– автоматизация стандартных действий по проектированию и реализации ИС, например, генерация многочисленных отчетов по содержимому репозитория, обеспечивающих полное документирование текущей версии системы на всех этапах ее разработки.

Реализация перечисленных технологических возможностей зависит от того, какая конкретная CASE-система используется коллективом аналитиков и разработчиков проекта. Ниже рассматривается одна из коммерческих CASE-систем, обладающая средним уровнем возможностей по сравнению с другими, подобными ей системами, представленными на российском рынке.

С целью автоматизации этапов обследования системы управления предприятием, может быть разработана система автоматизации обследования (САО). Данная система должна создаваться с учетом особенностей CASE-средств, применяемых коллективом системных аналитиков при разработке ИС.

Основными характеристиками САО являются:

– поддержка определенной методики обследования предметной области;

– ввод результатов обследования в базу данных обследования;

– контроль вводимых данных на полноту и непротиворечивость, исправление ошибочных сведений;

– техническая поддержка процесса обследования, например, распечатка форм обследования, справочников, введенных данных и т.д.;

– поддержка содержательной верификации данных (идентификация имен, поиск и устранение синонимов и т.д.);

– генерация необходимых отчетов на основании обработки результатов обследования;

– сопряжение с применяемой CASE-системой (например, с системой VAW) для автоматизации процесса построения диаграмм функциональной декомпозиции, DF- и ER-диаграмм.

Таким образом, САО позволят автоматизировать не поддерживаемые CASE-системами процессы сбора и хранения первичных данных о предметной области. Применение системы автоматизации обследования снижает затраты времени на сбор и обработку данных обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: