Фролкина Елизавета Николаевна

(экзамен)

Лекция 1.

Литература:

1. ГК

2. ФЗ «об основах государственного регулирования коммерческой деятельности» №301-ФЗ

3. Б.И. Пугинский «Коммерческое право»,2013

4. Андреева «Коммерческое право»,2012

5. Булатецкий «Торговое (коммерческое) право», 2012

Понятие и предмет коммерческого права.

Существуют 4 аспекта, в которых можно определять понятие КП:

1. КП как отрасль права – это совокупность нормативно-правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере торговли

2. КП как отрасль законодательства – это совокупность НПА в сфере торгового оборота

3. КП как наука – это совокупность знаний, научных концепций, позиций и подходов о проблемах развития КП, путях совершенствования торгового законодательства, об истории, о тенденциях КП

4. КП как учебная дисциплина – это система обобщенных и структурированных знаний о КП в вышеперечисленных 3х аспектах.

Предмет КП: существуют проблемы обозначения данного предмета (неоднозначность позиций). Точки зрения:

1. КП является самостоятельной отраслью права, отдельной и является торговым правом («коммерцио» от лат. – торговое право)

2. Предпринимательское право = коммерческому (они идентичны). Предметы регулирования у них совпадают. КП является составной частью ГП. ПД – самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, прибыль получается систематически от любых видов деятельности. КД – обладает всеми признаками ПД, однако прибыль получается именно из-за совершения торговых операций.

Предмет КП – это общественные отношения в сфере торговой деятельности, которые регулируются нормами КП.

Торговая деятельность – это действия субъектов по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Легальное определение торговой деятельности содержится в п.1 ст.2 ФЗ «об основах гос. рег. ТД» 2009 года: Торговая деятельность – это вид ПД, связанный с приобретением и продажей товаров.

Принято выделять 2 группы общественных отношений в предмете КП:

1. собственно коммерческие отношения, возникающие непосредственно из осуществления ТД (центральная группа отношений – все операции). Данная группа делится на абсолютные собственно коммерческие отношения(между предпринимателями с обеих сторон) и относительные коммерческие отношения (между предпринимателем и потребителем (или посредником) – например розничная купля-продажа).

2. отношения некоммерческого характера, но связанные с торговой деятельностью (лицензирование, квотирование, обязательная сертификация – являются необходимой предпосылкой для обеспечения продолжения дальнейшей деятельности)

Метод и принципы КП:

В КП диспозитивный метод (основной – метод дозволения) – по центральной группе правоотношений – это сделки ГП-характера.

Императивный – характерен для 2й группы отношений – некоммерческого характера - (в лицензировании, квотировании и т.д.)

Принципы – как основные начала, руководящие идеи, исходные начала, характеризующие КП:

1. принцип свободы экономической деятельности (конституционный Ст. 8, 34)

2. принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ (ст. 8, 74 К-и)

3. принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ФЗ «о защите конкуренции»)

4. принцип свободы договора (ст. 421 ГК): свобода заключения договора, свобода определения содержания и условий договора, прав и обязанностей сторон

5. принцип государственного регулирования торговой деятельности (перечень принципов не исчерпывающий)

Соотношение КП с другими дисциплинами.

1. с ГП: обязательственное право + особенная часть, посвященная договорам и статусу субъектов.

2. с Предп. правом: в предпр. праве большую роль играет гос. регулирование; КП – отраслевая дисциплина, а предпр. право – комплексная дисциплина

3. КП и менеджмент – как управленческая деятельность фирмы.

4. КП и логистика – перемещение товаров, складское хранение, т.е. система операций с товаром, для того чтобы добиться оптимизации

История развития КП:

3 этапа становления КП:

1. Итальянский период (11-15 века). Италия занимает очень выгодное географическое положение, отсюда развивается торговля в огромном количестве. В 1494 году издается книга Луки Паччиоли «Трактат о счетах и записях»

2. Французский период (с 16 – по 19 век). Франция в этот период является «торговой державой». «Торговый ордонанс» 1673 года; Торговый Кодекс (наполеоновский) 1807 года

3. Германский период (18-19 век). В начале этого периода Германия представляла собой феодальную раздробленную страну. Всеобщий немецкий торговый кодекс 1861 года

Тенденции 20 века:

1. развитие правового регулирования международного торгового оборота (в рамках ЕС, ООН, ЮНСИТРАЛ и т.д.)

2. 70-80е года в странах англо-саксонской правовой системы принимают писаные законы, регулирующие торговую деятельность

Россия:

В дореволюционной России был термин «торговое право». В 1653 году – Торговый устав (во время царствования Алексея Михайловича).

Новый торговый устав -1667 года + 1903 года (новая редакция).

1903 год – принятие устава торгового судопроизводства (аналог современного АПК)

Источники КП – официальные внешние формы выражения и закрепления норм права, регулирующих торговую деятельность.

1. Конституция (см. принципы)

2. ГК (все части), УК, Там.К, Кодекс торгового мореплавания

3. ФЗ «о качестве и безопасности пищевых продуктов» 2002 года

4. ФЗ «об основах го. регулирования

5. ФЗ «о рекламе» 2006 года

6. ФЗ «о техническом регулировании» 2002 года (стандартизация и сертификация товаров)

7. ФЗ «о защите прав потребителей»

8. ФЗ «об ООО», «об ОАО», «об алкогольной продукции» и т.д.

9. Указ президента 1992 года «о видах продукции (работ, услуг) и отходах производства, свобода реализации которых запрещена» №79

10. ПП от 2003 года №696 «о знаке обращения на рынке»

11. «о комплексной программе развития инфраструктуры товаров рынка»

12. Положение о министерстве промышленности и торговли

13. Закон г. Москвы №5 «о гос. контроле за соблюдением порядка ценообразования»

Лекция 2.

Субъекты КП.

План:

1. понятие и признаки субъектов

2. характеристика независимых посредников

3. посредники, не приобретающие право собственности на товар

4. организаторы товарного рынка

5. субъекты малого и среднего предпринимательства в торговом обороте

Понятие и признаки.

Субъект КП – это зарегистрированные в установленном порядке лица, осуществляющие торговую и связанную с ее обслуживанием деятельность. Различают организационный (юридический) – (в завис. от организационно-правовой формы): юрлица коммерческие организации вид и функциональный субъектов КП. …………

Спецификой ограниченного участия в торговом обороте обладают некоммерческие организации. (да, являются субъектами). В каких случаях они могут являться субъектами: Если это не является основной целью, а служит для выполнения уставных целей; прибыль, которая не распространяется между участниками (церковь).

На функциональные виды субъекты КП подразделяются в зависимости от места в торговом обороте и основного содержания их деятельности. Группы:

1. независимые посредники (приобретают товар в собственность) – дилеры, торговые дома, дистрибьюторы, трейдеры и др.

2. посредники, не приобретающие права собственности на товар (зависимые) – комиссионеры, фирмы-стокисты, брокеры, торговые агенты и др.

3. организаторы товарного рынка – это специальные субъекты, создающие условия для совершения торговых операций другими лицами (товарные биржи, коммерческие торги – аукционы и конкурсы, тендеры; оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки, торгово-промышленные выставки, торгово-промышленные палаты).

Признаки субъектов КП (заимствовано из признаков юрлица и субъектов ПД):

1. регистрация в установленном порядке (ФЗ 2001г. «о гос. регистрации юрлиц). Момент регистрации – момент внесения в единый гос. реестр, в течение 5 рабочих дней. Основания для отказа – только формальный момент (не те документы и в неполном объеме, ст. 333.33 НК)

2. наличие обособленного имущества (обособить от личного имущества самих участников).

3. наличие правоспособности – совокупность прав субъекта на осуществление отдельных видов ПД. По общему правилу, все субъекты КП обладают общей правоспособностью (возможность самостоятельно от своего лица вступать в любые сделки, не запрещенные законом). Специальная правоспособность (для унитарных предприятий и некоммерческих организаций); ограниченная правоспособность; исключительная правоспособность – осуществление 1 вида деятельности, исключает возможность осуществления какого-либо иного вида деятельности. Для лицензируемых видов деятельности правоспособность субъектов возникает с момента лицензирования; ФЗ 2011г. «о лицензировании отдельных видов деятельности». Срок действия лицензии – бессрочно. Перечень подлежащих лицензированию отдельных видов деятельности – ст. 12 ФЗ. Гос. пошлина – 2600 руб. за предоставление лицензий. 500000 руб. – для спиртосодержащей продукции. Лицензирование: распространение шифровальных средств, производство и реализация распространения оружия, реализация черных цветных металлов, психотропных и наркотических веществ и т.д.

Характеристика независимых посредников – это субъекты, которые занимаются самостоятельной на свой риск, от своего имени, и за свой счет покупкой и последующей перепродажей товаров, при этом при покупке товар переходит в их собственность.

Дилеры – это юридическое лицо, как правило оптовая организация, специализирующаяся на торговле товарами определенных видов. По соглашению с какой-либо организацией – производителем, посредник становится дилером этого лица. Отношения дилеры и производителя товаров оформляются соглашением о предоставлении права на продажу (договор о дилерском обслуживании). В отличие от обычной перепродажи товаров, приобретенных по договорам купли-продажи, когда новый собственник не связан никакими обязательствами с продавцом (в полном объеме переходят все правомочия), дилер обязан продавать купленные у производителя товары на условиях, определенных договором о дилерском обслуживании. Как правило, этим договором устанавливается минимальный объем продаж на определенный период времени и если фактический объем продаж будет ниже установленного минимума, производитель вправе расторгнуть договор.

Дилер специализируется на товаре определенного вида (автомобили, электронная техника и т.д.). Для дилера показателем является долгосрочные правоотношения с организацией-производителем. На практике существует словосочетание «официальный дилер» - данная организация-производитель уже не вправе на данной территории ни с кем другим, кроме официальных дилеров заключать договор. Вознаграждение дилера – разница между ценой приобретения и ценой продажи.

Торговый дом – юридическое лицо, представляет собой многофункциональную организацию, и наряду с приобретением и последующей продажей товаров, они занимаются производственной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров. Торговые дома работают по широкой номенклатуре товаров (это отличие от дилеров). Торговый дом – это либо самостоятельное юридическое лицо, либо производственные, складские, торговые, транспортные и иные организации, связанные договором совместной деятельности (договор простого товарищества). Достоинства торговых домов:

1. возможность оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка

2. выполнение важных дополнительных функций в связи с реализацией товаров (в целом это ведет к снижению издержек в обращении)

3. возможность к снижению издержек в обращении

Трейдеры – специализированные посредники, совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет, в отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Другое отличие от дилеров – трейдеры специализируются на краткосрочных или разовых операциях.

Дистрибьюторы – они являются участниками внешнеторгового оборота. Ими выступают реализаторы закупленного по импорту товара на территории своей страны, как правило с иностранным поставщиком дистрибьютора связывают длительные деловые отношения. Отношения между ними регулируются договором (дистрибьюторским) и значение этого договора в ряде случаев намного выгоднее, чем открывать, к примеру, филиал или представительство. Модель дистрибьюторского договора в РФ отсутствует, на практике различные по своей правовой природе соглашения именуются дистрибьюторские договоры. В ряде случаев они могут квалифицироваться как договоры купли-продажи с дополнительными условиями, как смешанный договор, как возмездное оказание услуг (ряд авторов), коммерческой концессии (франчайзинг), как самостоятельный договор. Арбитражные суды при рассмотрении споров отмечают некую организационную направленность (с оказанием дополнительных услуг). Особенности правового статуса дистрибьюторов можно выделить исходя из анализа типового дистрибьюторского контракта, опубликованного в 1996г. Международной Торговой Палатой (в Париже), в котором определены существенные черты данного договора:

1. дистрибьютором выступает оптовый торговец, который осуществляет продвижение и/или организует размещение товаров на выделенной ему территории

2. поставщик обеспечивает дистрибьютору привилегированное положение на данной территории, заключающееся, как правило, в предоставлении исключительного права на покупку товаров у поставщика

3. отношения сторон являются отношениями сотрудничества и имеют достаточно продолжительный характер

4. дистрибьютор, по общему правилу, воздерживается от размещения товаров конкурентов иностранного поставщика.

Дистрибьютор создает и развивает собственную бытовую сеть, занимается рекламой, нередко организует техническое обслуживание товаров на договорной территории, в большинстве случаев производитель передает дистрибьютору право использования его средств индивидуализации (товарный знак и фирменное наименование). Проблемой является решение вопроса о действительности дистрибьюторского соглашения с точки зрения соблюдения законодательства о конкуренции. Дистрибьютор и поставщик заключают, так называемое, вертикальное соглашение, которое в ФЗ 2006г. № 135 «о защите конкуренции», определяется как соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает ли является потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является потенциальным продавцом (п.19 ст.5 ФЗ). Ст.12 – исключение из правил, в частности когда доля таких хоз. субъектов в совокупности не более 20%.

В литературе выделяют некоторые виды дистрибьюторов:

1. генеральный дистрибьютор – это такой организующий сбыт в регионе, своими силами или через собственную бытовую сеть

2. регулярный дистрибьютор – имеющие в собственности или на праве аренды складские помещения, то есть помимо перепродажи товаров они выполняют функции накопления, хранения и подсортировки товаров и т.д.

3. дистрибьюторы, не имеющий складов – участвуют в транзитных поставках (товар идет к новому покупателю мимо дистрибьютора, который уже продал товар покупателю).

Лекция.

Посредники, не приобретающие право собственности на товар:

1. комиссионеры – совершают сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет. (договор комиссии) см. гл.51 ГК.

2. фирмы стокисты – юрлица, осуществляющие преимущественно по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера, поступающий от иностранного комитента (вторая сторона в договоре комиссии) товар хранится на консигнационном складе (от лат. консигнация – «хранение»). Договор консигнации = договор хранения (похожи на дистрибьюторов, но в отличие от товаров, получаемых дистрибьюторами право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком – консигнантом). В дальнейшем этот товар реализуется мелким и средним покупателем.

3. брокеры – заключают торговые договоры от имени и за счет клиентов. При посредничестве брокеров, сделки в основном заключаются на товарных биржах. Их роль определяется тем, что они должны оперативно и быстро работать с клиентами. Согласно ст. 10 ФЗ РФ 1992года №2383-1, биржевыми посредниками являются брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры. Брокерская фирма – это основное юрлицо, созданная в соответствии с законодательством. Брокерская контора – это филиал или иное обособленное подразделение (представительство). Независимый брокер – это физлицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, который сам заключает договоры с клиентами без привязки к фирмам.

4. торговые агенты, агентства – см. гл.52 ГК (договор агентирования) – их функции состоят в подыскивании покупателей для организации-продавца в пользу которой работает агент. Преимущественно речь идет о поиске покупателя (кому продать товар), но законом не запрещена обратная ситуация, когда нужно найти какой товар приобрести (в этом случае агент будет представлять интересы не продавца, а покупателя). Агент проводит переговоры с возможными покупателями, сообщает информацию, необходимую для заключения договора, ведет другую подготовительную работу с покупателем. Но непосредственно сам договор о купле-продаже будет заключать сам продавец (по коммерческой литературе, в отличие от ГК).

Организаторы товарного рынка.

Назначение субъектов данного вида состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. (они выполняют вспомогательную роль, как правило, у этих субъектов исключительная правоспособность). К ним относятся: товарная биржа (ФЗ «о товарных биржах и биржевой торговле» 1992г., ПП от 2010г. № 121 «об утверждении положения о лицензировании товарных бирж на территории РФ»).

Товарная биржа – это организация с правами юрлица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. (Поскольку это специальный субъект, закон предусматривает ряд ограничений к тем субъектам, которые могут быть учредителями данной товарной биржи. В учреждении биржи не могут участвовать: высшие и местные ОГВ; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций – ломбард, например; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные организации; физлица без статус индивидуального предпринимателя. При этом доля каждого учредителя в ее уставном капитале не может превышать 10%).

На товарной бирже, что является биржевым товаром: Биржевой товар – не изъятый из оборота товар (ограниченные и свободно обращаемые – могут быть) определенного рода и качества (вещи, определяемые родовыми признаками – могут быть; индивидуально-определенные вещи – не могут быть), в том числе стандартный контракт и коносамент на указанные товары, допущенные в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество, и объекты интеллектуальной собственности.

Биржевая сделка – это зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и требования к оформлению биржевых сделок устанавливается биржей. Выделяют следующие виды биржевых сделок (по степени усложнения):

1. простая биржевая сделка – связаны с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара (достаточно короткий срок исполнения – до 3х рабочий дней)

2. форвардные сделки – связаны с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара, но с отсроченным сроком его поставки. (первые 2 сделки их предмет – реальное имущество)

3. фьючерсные сделки – связаны с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (предмет сделки – обязательственные права)

4. опционные сделки – связаны с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или стандартного контракта по поставку биржевого товара.

Оптовые ярмарки – не имеют право продавать что-либо от своего имени. Их задача – создать условия для совершения торговых сделок посетителями ярмарки, организовать проведение торгов. Достоинством ярмарок является заключением на них в сжатые сроки большого числа договоров; возможность выбора товара по выставленным образцам; возможность установления как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Согласно ст. 11 ФЗ 2009 года №281 об основах гос. регулирования торговой деятельности, ярмарки организуются ОГВ, ОМС, юрлицами и индивидуальными предпринимателями (организаторы ярмарки – разрабатывают и утверждают план мероприятий, режим работы, порядок распределения торговых мест, торговые места предоставляются не только юрлицам, но и обыкновенным гражданам). Размер оплаты за все мероприятия не должен, согласно закону, превышать себестоимость затрат. Ярмарки действуют периодически.

Оптовые, продовольственные рынки – их задача состоит в создании условий для продажи сельхоз товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей (магазины, организации общественного питания, крупные посредники). Эти рынки работают круглогодично и располагаются на границе города или села, чтобы облегчить доступ к завозу товаров. Организаторы рынка обеспечивают контроль за качеством продукции, создают условия и т.д. – что и для ярмарок.

Коммерческие торги – правовая основа – ст.447 – 449 ГК. Торги осуществляются в форме аукциона (кто предложит более высокую цену) и конкурса (более сложное имущество, имеющее также социальную функцию – ряд условий). Организаторами торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товара, либо непосредственно собственник продаваемых товаров.

Торгово-промышленные выставки – служат для организации продаж их новых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам (под заказ – то есть при заключении договора сам товар еще не существует в природе, а будет только изготавливаться). При этом осуществляется рекламный показ, проведение семинаров, демонстрация новых свойств товара.

Торгово-промышленные палаты (ТПП), ФЗ РФ 1993 года №5340-1 «о ТПП в РФ», согласно нему ТПП являются некоммерческими общественными организациями, образуемыми на началах членства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ТПП РФ, регионов выполняют разноплановую работу, но в целом они содействуют формированию национального товарного рынка.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в РФ.

Правовой статус: определяется главным образом ФЗ 2007 года №209-ФЗ «о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Субъекты: хозяйствующие субъекты (юрлица и И/П, отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным ФЗ к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.

Категория

Субъекты – внесенные в ЕГР юр. лица – потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физ. лица, ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. для юрлиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юрлиц и граждан, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов, субъектов, не относящихся к малому и среднему предпринимательству в уставном капитале не должна превышать 25%. Исключения: допускается более 25% участия для хоз. обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности (венчурная деятельность)

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100-250 человек для субъектов среднего предпринимательства; до 100 человек – для малого предпринимательства; до 15 человек – для микропредприятий. В расчет принимаются все работники, как основного юрлица, так и филиалов и представительств

3. выручка от реализации товаров (работ и услуг) без учета НДС за предшествующий год не должна превышать показателей, установленных правительством РФ. (ПП от 22.07.2008г. №556) Для субъектов среднего предпринимательства – 1 000 млн. рублей; малого предпринимательства – не более 400 млн. рублей; для микропредприятий – не более 60 млн. рублей (годовая выручка). Изменение категории (числа сотрудников) или статуса субъекта предпринимательства возможно, если соответствующие предельные значения соответствуют новым требованиям в течение 2х лет подряд.

Ст. 7 ФЗ 2007г. в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства НПАктами, могут предусматриваться следующие меры:

1. специальный налоговый режим

2. специальная форма налоговых деклараций (для малых предприятий и микро)

3. упрощенная система ведения бухучета и отчетности (для малых и микро предприятий)

4. льготный порядок расчетов за приватизируемое имущество и т.д.

Поддержка предпринимательства оказывается ОГВ, ОМС. Принципы:

1. заявительный характер

Виды поддержек субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. финансовый – из бюджетов субъектов РФ и муниц. образований путем предоставления субсидий и бюджетных инвестиций, а также гос. и муниц. гарантий (поручительство – способ обеспечения исполнения обязательств)

2. имущественный – передача во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства зданий, сооружений, земельных участков, оборудований, т/с на возмездной и безвозмездной основе, но при такой передаче устанавливается законом требования жесткого целевого использования и запрет на передачу и использование прав 3м лицам (субаренда и т.д.)

3. информационный – в сети интернет должна быть доступная и полная информация

4. консультационный

5. в области подготовки/переподготовки и повышение квалификации работников

6. в области инновации и промышленного производства

7. ремесленничество и т.д.

Объекты коммерческого права.

1. понятие и виды объектов КП

2. понятие и классификация товаров

3. товарораспорядительные документы

4. средства индивидуализации товаров

Объекты – те блага, по поводу которых складываются правоотношения между субъектами торговой деятельности (взаимодействуют участники).

В подавляющем большинстве случаев объектами КП являются товары, которые в общем виде можно определить как предметы материального мира, предназначенные для продажи. Перечень объектов гражданских правоотношений (ст. 128 ГК РФ). В перечне понятия «товары» нет.

Для того, чтобы признаваться объектом КП имущество должно удовлетворять в совокупности следующим требованиям:

1. имущество должно иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретной потребности людей

2. имущество должно обладать ценовой стоимостью, то есть обмениваться на другие товары (товар-деньги-товар)

3. требование возмездности: по поводу данного объекта должны возникать возмездные правовые отношения

4. данным объектам должна быть присуща коммерческая оборотоспособность – возможность свободного, в крайнем случае ограниченного, отчуждения объектов на возмездной основе

Неоднозначным является вопрос оправданности отнесения к товарам и к объектам КП недвижимого имущества:

1. более сложный порядок совершения и оформления сделки (гос. регистрации)

2. сделки носят более разовый характер

3. невозможность перемещения

4. более высокая ценовая категория

Некоторые ученые (в частности Пугинский) полагают, что в силу невозможности свободного перемещения, более сложного оформления и ряда других факторов, необоснованно относить указанное имущество к объектам торгового оборота. С другой стороны – недвижимое имущество обладает всеми требованиями, чтобы быть признанным объектом КП, по мнению других ученых, и его купля-продажа должна рассматриваться как один из видов торговой деятельности.

Различные мнения высказываются и по поводу правомерности отнесения к объектам КП работ (подряд) и услуг (возмездное оказание – цена в процессе оказывания и результат не может быть заранее гарантирован).

Предоставляется целесообразным отнесение к объектам КП работ и услуг, которые непосредственно связаны с торговлей и обслуживают торговые операции. В частности, перевозка, хранение, маркетинг, страхование, реклама, транспортное экспедирование и т.д.

Что не является объектами КП: фондовые и иные ценные бумаги, дающие право на получение денег в виде дивидендов, дисконтов и т.д. Но товарораспорядительные документы и с долей условности товарные накладные являются объектами КП.

Понятие и классификация товаров:

Товары в широком смысле – это всё, что только способно быть предметом возмездных сделок. Следовательно, не только движимые материальные вещи, но и все ценные бумаги, работы, услуги, интеллектуальная собственность и т.д.

Товары в узком смысле – это только материальные предметы торговых сделок.

Для российского законодательства характерна множественность определений понятия товаров. В ФЗ 2006г. «о защите конкуренции» товар определен как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи или обмена или иного введения в оборот.

НК ст. 38 – товар – это любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

ТКТС 2009г. ст.4 – товар – это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов ТС, ценные бумаги и/или валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

«Правило определения страны происхождения товара», утвержденные решением совета глав правительств СНГ от 30.11.2009г. – товар – это любое имущество, как материал, так и продукт, в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии, т/с, перемещаемые через таможенную границу.

Согласно ГОСТу РФ «Торговля. Термины. Определения» от 11.08. 1999г. № 242-ст - товар это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Определяя товарное обращение указывается, что это процесс обращения объектов собственности, посредством возмездности договора, а под объектами собственности в данном ГОСТе понимаются продукты труда, все ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

Встречаются правовые акты, в которых законодатель оперирует понятием «товар», но никак не определяя его. ФЗ «о защите прав потребителей».

В нормативных актах в качеств синонимов понятия товар иногда используется термин «продукция», под которым понимается использование для производственных целей сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и т.д.

Классификация товаров:

В зависимости от оборотоспособности:

1. свободно обращаемые

2. ограниченно оборотоспособные (самолеты, драг, металлы, памятники архитектуры, оружие, наркотические и психотропные материалы). Изъятые из оборота – к объектам не относятся.

В зависимости от цели использования:

1. потребительские товары - товары, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

2. потребительские товары и товары производственного назначения – …

В зависимости от назначения потребительские товары делятся на:

1. продовольственные – употребляются в пищу

2. непродовольственные

По периоду (сроку) использования:

1. разовые краткосрочные

2. длительного пользования

В зависимости от режима налогообложения:

1. подакцизные товары – табачная, алкогольная продукция.

2. не подакцизные товары (ст. 181 НК)

Лекция.

Товарораспорядительные документы (ТРД) - это составленные в необходимой форме (коносамент – простое и двойное складское свидетельство) и передача данных документов другим лицам влечет передачу прав на соответствующий товар.

1. Простое складское свидетельство – правовая регламентация содержится в гл. 47 ГК (регулирует договор складского хранения). Это единый документ, выданный на предъявителя и подтверждающий передачу товара на хранение. Обязательными реквизитами простого складского свидетельства являются: наименование и местонахождение товарного склада, принявшего товар на хранение; текущий номер складского свидетельства по реестру склада; наименование и количество принятого на хранение товара (вес, объем, количество мест и т.д.); срок, на который товар принят на хранение, либо указание, что товар принят на хранение до востребования; размер вознаграждения за хранение (если фиксированная сумма) либо тарифа, на основании которого он исчисляется (за каждый день); дата выдачи складского свидетельства; указание на то, что свидетельство выдано на предъявителя. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов – лишает его статуса ценной бумаги. Передача хранящегося на складе товара другому лицу, осуществляется путем простого вручения ему данного документа. Товар, принятый на хранение по простому складскому свидетельству может быть в течение срока его хранения предметом залога, путем залога самого свидетельства. Для этого на нем делается особая запись о залоге (залоговая надпись) и оно передается залогодержателю. Залогодержатель – кредитор по основному обязательству.

2. Двойное складское свидетельство(ст. 913 ГК) – оно состоит из 2 частей: складского свидетельства и залогового свидетельства (легальное название: warrant). Данные части могут быть отделены друг от друга. Этот документ, помимо сведений, указываемых в простом свидетельстве должен содержать наименование юрлица, либо имя гражданина, от которого товар принят на хранение, а также их местонахождение/место жительства. В обеих частях свидетельства указываются идентичные данные. Двойное складское свидетельство, также как и каждая из его частей является ценной бумагой, которая обязательно выдается на определенное имя. В дальнейшем складское свидетельство и warrant могут передаваться вместе или порознь другим лицам по передаточным надписям. Warrant предоставляет возможность получения кредита под залог хранящегося на складе товара. Выдача кредита подтверждается отделением warranta от складского свидетельства и его вручение кредитору (залогодержателю). Держатель warranta (кредитор) имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему, о чем делается отметка и на складском свидетельстве.

Распорядиться хранящимся на складе товаром в полном объеме, в том числе получить товар со склада может лишь то лицо, которое одновременно является держателем и складского и залогового свидетельства. Залоговое свидетельство может быть заменено квитанцией или другим документом, подтверждающим уплату держателем складского свидетельства всей суммы долга по залоговому свидетельству. Законодатель устанавливает ответственность в случае, если товарный склад выдаст товар держателю складского свидетельства не имеющего warranta и внесшего сумму долга по нему, он будет нести ответственность (товарный склад) перед держателем залогового свидетельства за платеж всей обеспеченной по нему суммы (ст. 916 ГК)

Держатель одного лишь складского свидетельства может ограниченно распоряжаться товаром (кроме получения его со склада), но данный товар будет продолжать являться под залогом.

Коносамент – оформляется перевозка груза морским транспортом. он составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается представителем перевозчика (обычно это капитан судна) и выдается отправителю. Коносамент является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара.

Коносамент, как ценная бумага, может быть именным, ордерным или на предъявителя. Реквизиты коносамента делятся на обязательные (они перечислены законом) и факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных реквизитов кодекс торгового мореплавания 1999 года ст. 142-143 относит:

1. наименование перевозчика и место его нахождения

2. наименование порта погрузки и дату приема груза перевозчиком

3. наименование отправителя и место его нахождения

4. наименование порта выгрузки

5. наименование получателя в именном коносаменте или приказу которого коносамент выдан или указание на предъявительский характер коносамента

6. наименование и характеристика груза в соответствии с данными отправителя

7. внешнее состояние груза и его упаковки

8. размер вознаграждения перевозчика

9. время и место выдачи коносамента

10. число экземпляров коносамента

11. подпись перевозчика

Если документ не содержит хотя бы одного из реквизитов – это не будет являться коносаментом и не будет являться ценной бумагой, однако будет являться действительным (иметь правовые последствия).

Перевозчик в праве сделать в коносаменте оговорку о неточностях, допущенных в характеристике предъявленного груза, если он знает или имеет достаточные основания полагать что данные о грузе не соответствуют фактически погруженным вещам или если у перевозчика вообще не было возможности проверить эти данные (ст. 145 КТМ).

С определенной условностью к ТРД можно отнести товарные накладные на перевозку груза. Они выписываются на определенного грузополучателя (являются именными), вместе с тем, получатель груза может переадресовать, переотправить товар, указав нового получателя.

Средства индивидуализации товаров.

Товарный знак. Правовая основа – 2, гл. 76 ГК, ст. 1477 и т.д.

Товарный знак (знак обслуживания – для работ и услуг) – это обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юр/физлиц. Товарный знак может принадлежать юрлицам (коммерческим и некоммерческим) и индивидуальным предпринимателям. Товарные знаки могут быть: словесными, изобразительными, объемными, в любом цвете и сочетании. Не разрешается использование в качестве товарных знаков:

1. ранее уже зарегистрированный на имя другого лица

2. не обладающие отличительной особенностью

3. являющихся общепринятыми символами, терминами

4. вошедших во всеобщее употребление для определения товаров определенного вида

5. представляющие собой гос. гербы и флаги (только с согласия гос. структур)

6. обозначения, противоречащие общественным интересам

7. являющиеся ложными и т.д. (ст. 1483 ГК)

Товарные знаки подлежат регистрации в фед. службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Они вносятся в гос. реестр товарных знаков, а владельцу по итогам регистрации выдается свидетельство на товарный знак.

Право на товарный знак – это исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Регистрация исключительного права….

Владелец товарного знака в праве пользоваться и распоряжаться им; и устранять других лиц от использования товарного знака. Пользование – маркирует им свою продукцию. Распоряжение – осуществляется на основании 2 договоров: лицензионный договор (передается лишь часть правомочий ст. 1235 ГК) и договор об отчуждении исключительного права на товарный знак (при этом договоре передается весь комплекс прав; ст. 1478 ГК). Охрана товарного знака прекращается, если он не использован непрерывно в течение любых трех лет подряд.

Регистрация может быть продлена неограниченное количество раз по заявлению правообладателя в последний год, и даже если срок пропущен – в последние полгода также можно подать заявление. Регистрация каждый раз продлевается на 10 лет.

Имущественная ответственность за незаконное использование товарного знака установлена в ст. 1515 ГК. Там содержится понятие о контрафактной продукции.

Лекция. Наименование и место происхождения товара.

…и (или) людскими факторами.

По правовому режиму наименование места происхождения товара подлежит регистрации в Роспатенте, также заявителю выдается свидетельство по регистрации (охрана – только после регистрации) сроком на 10 лет с правом продления. Наименование и место происхождения товара – любой субъект, если он осуществляет в той же местности и с теми же свойствами товары, в праве зарегистрировать с тем же названием. Право использования точно такого же наименования и места происхождения товара может быть предоставлено любому другому юридическому или физическому лицу (ИП), производящему в той же местности товар с теми же свойствами. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, учреждение передача отдельных полномочий другому лицу не допускается.

Маркировка товара – содержит сведения, необходимые пользователю. Это данные:

1. о виде изделия

2. его назначении

3. количестве

4. порядке и сроке использования

5. мерах предосторожности и т.д.

Содержание в маркировке – в технических регламентах или стандартах, учитывая специфику каждого товара. Также широко применяется европейский стандарт символьной маркировки. Она представляет собой 13 штрихов и пробелов разной ширины, эта информация считывается сканирующим устройством, также эта информация наносится на этикетку.

Лекция. Товарный рынок. Понятие, структура и инфраструктура товара.

Легальное определение товарного рынка содержится в п.4 ст.4 ФЗ 2006г. №135-ФЗ «о защите конкуренции». Согласно данной норме, товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности, либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за её пределами.

На одном товарном рынке могут обращаться только взаимозаменяемые товары, к которым относятся: товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, цене, качественным и техническим характеристикам и т.д. таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим. Их не следует путать с сегментами рынка, который подразделяет рынок по группам покупателя (по субъектам).

Товарный рынок представлен, главным образом, сферой обращения товара, то есть разнообразными операциями по его продвижению от производителя к потребителю. Товарный рынок является обобщенным понятием. Принято различать 2 типа основных товарных рынков:

1. рынок товаров производственного назначения, который объединяет рынки природных ресурсов, оборудования, материалов, полуфабрикатов и т.д.

2. потребительский рынок – к нему относятся: рынки продовольствия, рынок социально-значимых товаров и рынок лекарственных средств

Лекция.

Сфера функционирования конкретного товарного рынка: на котором обращается товар ограничена продуктовыми и географическими границами. Основным методом определения указанных границ является метод, основанный на сведениях, предоставляемых покупателями данных товаров или на результатах выборочного опроса покупателей (экономико-статистические расчеты, наблюдение, экспертные оценки, анализ деятельности конкурентов и т.д.)

Продуктовая граница товарного рынка – это группа (набор) взаимозаменяемых товаров. Географические границы товарного рынка – это территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар и не имеют такой возможности за её пределами и на одном товарном рынке, могут обращаться только взаимозаменяемые товары.

Структура товарного рынка.

Представляет собой совокупность объединяемых договорными связями звеньев, участвующих в продвижении товара от изготовителей к потребителям.

Выделяют следующие основные структурные элементы товарного рынка:

1. изготовители (производители) товара

2. сбытовые сети (посредники)

3. потребители

В реализации товара первостепенное значение имеет второй структурный элемент – сбытовая сеть (посредники образуют сбытовую сеть).

Сбытовая сеть – это совокупность каналов распределения (сбыта), под которым (под каналом) понимается совокупность посреднических организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в товародвижении. Изготовитель (производитель товара) может иметь достаточно большое количество каналов сбыта, каждый из которых, в зависимости от числа посредников, может быть многоуровневым. А уровнем канала называют любого посредника, который выполняет ту или иную функцию в отношении товара. Канал нулевого уровня – когда посредники вообще отсутствуют, а товар от производителя идет сразу к потребителю.

Каналы распределения товара могут быть:

1. традиционными – представлены независимыми посредниками

2. вертикальными – производитель и посредники действуют как единое целое (т.е. организация-производитель создает посреднические организации в форме филиала, представительства, дочернего или зависимого общества

3. горизонтальными – создаются несколькими организациями-производителями в целях обеспечения сбыта собственной продукции. Правовая форма функционирования горизонтальных каналов: договор о совместной деятельности (договор простого товарищества); несколько производителей создают отдельное юрлицо, целью которого будет выполнение действий по продвижению товара.

Инфраструктура товарного рынка. В соответствии с ПП РФ от 3.08.1996 года №936 «о комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ», легальное понятие инфраструктуры товарного рынка – это система организаций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Инфраструктура товарных рынков состоит из следующих взаимосвязанных подсистем:

1. подсистема торговых посредников и складского хозяйства

2. подсистема информационного обеспечения – организация, которая осуществляет наблюдение за рынков, создание информационных банков о состоянии того или иного товарного рынка, маркетинг и т.д.

3. подсистема тароупаковочной индустрии – цель: развивать отрасль тары и упаковки для повышения конкурентоспособности товара

4. подсистема транспортного обеспечения – для РФ: это особо актуально. Развитие транспортных терминалов, дорог, разгрузочно-погрузочной техники и методов, внедрение методов логистики

5. подсистема финансово-кредитная – совершенствование безналичных расчетов, развитие различных видов кредитования, работа по долговым обязательствам за поставку товара, страхование финансовых рисков

6. подсистема организационного обеспечения – направлена на создание условий для развития условий товарного рынка, для снижения затрат при иных операциях всех подсистем

7. система нормативно-правового обеспечения – разработка законов и иных НПА, регулирующие отдельные аспекты торговой деятельности. Направлена на создание нормативно-правовой базы функционирования и совершенствования товарного рынка.

Коммерческие договоры.

1. понятие и особенности коммерческих договоров

2. классификация КД

3. особенности заключения КД

4. изменение и расторжение КД (синоним – торговый договор)

Рос. законодательство не содержит определения коммерческого или торгового договора. В доктрине, с учетом опыта зарубежных законодательств, различают два основных подхода к выделению коммерческого договора (коммерческой сделки).

Объективный критерий: на его основе выделения коммерческих договоров акцент делается на их содержании и они, как правило, не входят в число обычных гражданско-правовых сделок. Например, Франция, Испания – предмет содержания: приобретение товара с целью дальнейшего его отчуждения (перепродажа товара). В соответствии с таким подходом договор является коммерческим независимо от того, кто его заключает – предприниматель в широком смысле, коммерческое лицо – это неважно.

На основе субъективного критерия выделения коммерческих сделок и договоров в расчет принимается правовой статус лица их совершающих. Исходя из субъективного критерия, коммерческие договоры входят в число гражданско-правовых договоров как специальная их разновидность. Например: Германия, Япония.

Российское право исторически исходило из субъективного критерия выделения торговых коммерческих сделок, то есть относило к торговым все сделки «заключенные лицом, прилежащим к внесению в торговый реестр и относящиеся к его торговому предприятию».

В соответствии со смыслом действующего рос. законодательства коммерческий (торговый) договор можно определить как соглашение между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в сфере торгового оборота.

Одна и та же сделка может быть: абсолютно торговой, относительно торговой или вообще не быть таковой.

В качестве наиболее общих критериев и особенностей КД можно назвать:

1. связь договора с торговым оборотом – процесс продвижения товара от изготовителя к потребителю

2. наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующего в качестве предпринимателя в широком смысле

3. всегда возмездный характер договора, наличие экономического интереса у каждой из сторон.

Классификация коммерческих договоров.

1я группа: реализационные договоры (договоры продаж). Данный договор оформляет отношения по возмездной реализации товаров для предпринимательских и иных нужд. Он образует ядро торгового оборота, с их помощью при движении товара сменяются собственники товара. К ним относятся: договоры оптовой и розничной купли-продажи, поставки, контрактации (с/х продукция), поставка для гос. и муниц. нужд, мена товаров, товарный кредит (ст. 882 ГК) и т.д.

2я группа: посреднические договоры. По классификации ГК они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг в сфере торговли. Содержание договоров: совершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника. К ним относятся: договоры коммерческого представительства (разновидность поручения), договора комиссии, внешне-торговой комиссии.

3я группа: договоры, содействующие торговле. Самая многочисленная группа. Некоторые из таких договоров используются преимущественно в коммерции, а другие имеют как торговое, так и общегражданское применение. Договор страхования товаров, транспортной экспедиции, хранения, о предоставлении коммерческой информации.

4я группа: организационные договоры. Взаимосвязанные с дей… договоры органов исполнительной власти и межрегиональные договоры, договоры органов власти и местного самоуправления с торговыми организациями по вопросам производства и торговли.

Особенности заключения.

Заключение КД основывается на принципе свободы договора, которая, прежде всего, выражается в свободе вступать в договорные отношения и определять их содержание. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятыми обязательствами (п. 1 ст. 421 ГК). Такие исключения рассчитаны, главным образом, на сферу коммерческого оборота. В ст. 426 ГК предусмотрены правила о публичном договоре – это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товара, выполнению работ и оказанию услуг, которой такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится. Это сфера: розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, услуги связи и энергоснабжения, гостиничное обслуживание и т.д.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п.4 ст. 445 ГК, а именно – это обращение заинтересованной стороны в суд с требованием о понуждении заключить договор, а сторона, которая необоснованно уклоняется от заключения договора – то может быть еще возложена обязанность возместить убытки, которые вызваны таким уклонением.

Обязанность заключить договор предусмотрена также ст. 429 ГК, регламентирующей правила о предварительном договоре (добровольно принятое на себя обязательство).

Свои особенности имеет процедура заключения договора присоединения (ст. 428 ГК) – это договор, который формулируется только на условиях одной из сторон.

Порядок заключения договора определен гл. 28 ГК и договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными признаются условия, необходимые и достаточные для заключения данного договора. К существенным относятся:

1. предмет

2. условия, которые в законе названы существенными для договоров определенного вида

3. по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие (п.1 ст. 432 ГК)

По форме: КД, по общему правилу, заключаются в письменной форме. Это следует из общих правил ГК о том, что сделки юр, лиц между собой и с гражданами совершаются в простой письменной форме, за исключением тех, для которых требуется нотариальное удостоверение. В ПД физ. лиц, зарегистрированных в качестве ИП применяются правила ГК, регламентирующие деятельность юр. лиц коммерческих организаций (п.3 ст. 23 ГК).

Для некоторых видов КД законодатель устанавливает строгую письменную форму, несоблюдение которой влечет недействительность договора (более жесткие последствия – влечет недействительность договора. Если простая письменная форма – нельзя ссылаться на свидетельские показания и т.д.). Это все внешнеторговые сделки (ст. 162 ГК); договоры страхования (ст. 940 ГК); консенсуальный договор хранения (ст. 887 ГК); договор коммерческой концессии (ст. 1028 ГК).

При заключении договора важно определить какой орган юр. лица правомочен заключать договоры (без доверенности совершает сделки от имени общества – только единоличный исполнительный орган, а все остальные лица – вправе совершать договоры лишь по уполномочию, прописанному в уставе или в доверенности: п. 2 ст. 69 ФЗ «об акционерных обществах»; п. 3 ст. 40 ФЗ «об ООО»). При заключении договоров, подпадающих под категорию крупных сделок, необходимо проверять какой орган юр. лица правомочен принимать решения о заключении такого договора. В частности, в ФЗ 1995 г. «об акционерных обществах» ст. 73 – 79 выделена категория крупных сделок – это сделки на сумму от 25 до 50% активов общества совершаются по решению Совета Директоров. А свыше 50% активов – по решению общего собрания акционеров. Эти нормы носят императивный характер. Руководители филиалов и представительств организаций вправе заключать договоры лишь на основании доверенности, выданной основной организацией. Основным способом коммерческих договоров является направление оферты одной стороной …

Оферта может делаться следующими способами:

1. направление другой стороне подготовленного проекта договора (может быть и подписано одной из сторон)

2. направление письма, в любом виде, содержащее условие договора

3. договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту её акцепта

Установление договорных связей возможно и в процессе проводимых сторонами переговоров. Отдельным способом установления договорных отношений можно признать заключение договора, путем выдачи одним лицом подписанного им установленного документа другой стороне. В частности, это выдача хранителя поклажедателю сохранной расписки (ст. 787 ГК), вручение страховщиком страхователю на основании устного и письменного заявления последнего страхового полиса (свидетельства, сертификата) – п. 2 ст. 940 ГК.

Учитывая развитие информационных и телекоммуникационных средств следует учитывать особенности заключения коммерческих договоров в сети Интернет. Участниками торговли в инете выступают продавцы (эл. магазины – торговля по каталогам, обработка заявок и доставка товаров) и покупатели и провайдеры (операторы, имеющие лицензию на оказание услуг) и заключению непосредственно торгового договора предшествует заключение договора между провайдером и продавцом на обеспечение доступа к серверу провайдера и оказанию информационных и сервисных услуг. А правоотношения покупателя и продавца строятся на основе обмена электронными сообщениями и документами. По содержанию, заключаемые в инете договоры являются традиционными, их особенность состоит в форме заключения.

Изменение и расторжение КД.

По общему правилу, осуществляется по соглашению сторон, если иное не установлено законом или договором (ст. 450 ГК). По требованию одной стороны – только в суде можно расторгнуть. Суд принимает решение по 2м обстоятельствам:

1. в связи с изменением обстоятельств

2. в связи с существенным изменением условий

Большее значение в коммерческое обороте имеет значение ст. 310 ГК – общие положения обязательственного права.

Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами ПД и одностороннее изменение условий такого обязательства допускается не только в случаях, предусмотренных законом, но также в случаях, предусмотренных договором.

Лекция.

Характеристика реализационных договоров.

Договор оптовой купли-продажи.

Купля-продажа –гл. 30 ГК.

Оптовая купля-продажа – отличие от договора поставки.

Договор оптовой купли-продажи – продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю товары, предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель обязуется принять товары и оплатить их стоимость.

Характеристика:

1. консенсуальный

2. возмездный

3. взаимный

Субъекты: и покупатель и продавец – могут быть предприниматели (в основном предпринимательский договор)

Особенности:

1. предмет – целевая предназначенность товара – сфера розничной торговли (требования могут содержаться с техн. регламентах). Последним покупателем будет выступать организация розничной торговли, которая уже будет заключать договор с потребителями. А договор поставки не предусматривает доп. условий (расфасовка, и т.д.)

2. Поступление товаров будет удобно и бесперебойно, с «прозрачной историей» - всё это идет на пользу потребителей.

Договор поставки (ст. 506 ГК). Чисто русский договор и до современности аналогов ему не было.

Признаки:

1. несовпадение моментов заключения и исполнения договора

2. поставляемый товар обладает родовыми признаками

3. поставка осуществляется партиями в течение определенного периода времени (длительные отношения)

4. возможность заключения договора в отношении будущих, еще не созданных вещей

5. передаваемый товар используется в предпринимательских целях

Существенные условия:

1. предмет – вещи, определенные родовыми признаками и используемые в предпринимательской деятельности

2. срок – существенное условие

3. цена – не является существенным условием

4. порядок заключения (форма договора) – оферент при получении встречной оферты от контрагента, то оферент обязан в течение 30 дней либо сообщить об отказе заключить договор на новых условиях, либо принять меры по согласованию новых условий. Если оферент в течение 30 дней не идет на контакт (молчит) – то он будет возмещать убытки по еще не заключенному договору.

Особенности по правомочиям, которыми наделяется покупатель, если ему передан товар ненадлежащего качества:

1. нарушение поставщиком условий о количестве товара дает покупателю право отказаться от принятия просроченных товаров (недопоставленных); покупатель вправе приобрести не поставленный товар у других лиц с отнесением всех расходов на поставщика (но расходы должны быть необходимыми и разумными) Ст. 511 ГК

2. обязанность покупателя – проверить товар, так как в последующем невозможно будет предъявлять претензии

3. по общему правилу, расчеты за поставляемый товар осуществляются платежным поручением, если иное не предусмотрено договором

4. категория ответственного хранения (ст. 514 ГК) – обязанность покупателя обеспечить сохранность товара, не соответствующего условиям договора (товар пришел не в том ассортименте, не в той комплектации, раньше/позже). Сразу должен оповестить своего поставщика об этом с требованием о том, что нужно забрать товар.

5. категория выборка товара - принятие товара в месте нахождения поставщика (самовывоз)

6. если иное не установлено договором – то все обязанности (оплата работ, водителей, погрузке) лежат на поставщике (продавце)

7. отгрузочные разнарядки – документ, в котором покупатель указывает получателя другое лицо, которому должна быть осуществлена поставка

Лекция.

Посреднические договоры – порождают агентские договоры.

По договору комиссии – предмет – совершение одной или нескольких сделок. Комиссионер действует от своего имени, договор носит предпринимательский характер. Существенное условие (единственное) – предмет, а именно посреднические услуги в виде совершения одной или нескольких сделок, совершение юр. и иных сделок. В агентском договоре есть и иные (фактические) действия – сбор информации (действие важное, но без правовых последствий). В англо-саксонской система права – есть договор агентский, но не поручения и комиссии.

Договоры, содействующие торговли:

Договор на проведение маркетингового исследования – может называться договоров на маркетинговые услуги. По договору исполнить (маркетолог или маркетинговая компания) обязуется в соответствии с заданием заказчика, провести исследование возможностей продаж соответствующего товара и передать заказчику полученный результат исследования, а заказчик обязуется его принять и оплатить стоимость исследования.

Цель договора: проанализировать определенные сегменты рынка, чтобы закупать или производить товары в том количестве и в том ассортименте, чтобы повысить объем продаж.

Квалификация договора:

нередко такие договоры относят к договорам оказания услуг; более классическая позиция – подрядный договор на выполнение работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: