Содержание
1. Содержание процесса управления. 3
2. Место решения в процессе управления. 3
3. Структура и процесс принятия решения. 4
4. Распределение полномочий на принятие решений. 7
5. Риск при принятии решений. 8
6. Место планирования и прогнозирования в менеджменте. 9
7. Обзор техники и видов планирования. 10
8. Система прогнозов и планов фирмы.. 11
9. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 12
10. Экстраполяционное прогнозирование. 16
11. Роль нормативов в планировании. 17
12. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия 18
13. Стратегия и практическая деятельность фирмы.. 21
14. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров 21
15. Роль ответственности в процессе управления. 23
16. Методы и техника управления, применяемые при координации и регулировании. 24
17. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия 24
18. Техническое оформление решения. 26
19. Экспертные методы принятия решений. 30
|
|
20. Методы поиска идеи инновации. 33
21. Бухгалтерский учет как источник данных для принятия управленческих решений. 36
22. Методы принятия решений. 44
1. Содержание процесса управления
Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны (см. раздел.3), многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.22).
Рис. 1. Цикл управления
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
|
|
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные);
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.