Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)

Мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

Как указывалось в рис. 32, основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:

- потребность в продукции предприятия,

- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.

Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:

- неформализованные (эвристические),

- формализованные.

К числу неформализованных относят:

- индивидуальные экспертные оценки,

- коллективные экспертные оценки,

- написание сценариев и т.д.

К фрмализованным методам относят:

- методы экстраполяции,

- моделирование.

Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.

Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Прогноз (греч. prognosis — предвидение, предсказание) представляет собой основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показателя.

Перед началом прогнозирования всегда ставится цель прогноза.

Постановка цели прогноза может начаться с вопросов:

Тезис: 1) Куда можно попасть с данной точки (места) и каковы будут опасности?

Антитезис: 2) Куда и зачем мы хотим двигаться с данной точки?

Синтез: 3) Куда можно попасть с данной точки и каков наиболее

вероятный путь?

Существуют:

1) поисковый прогноз;

2) нормативный прогноз;

3) прогноз на основе анализа тенденций.

Для прогноза следует применять множественную корреляцию между переменными.

Более сложным прогнозом по сравнению с простой экстраполяцией

и множественной корреляцией является построение моделей и составление прогнозов на их основе (эвристическое прогнозирование).

Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления нововведения (изобретения) в какой-либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследовательских работ, численность персонала, занимающегося исследованием, и т. и;

Простая экстраполяция используется в первую очередь для обнаружения проблем, которые требуют срочных решений. Экстраполяция, выполненная с учетом заданных ограничений, используется для создания системы с учетом многих альтернатив (сценариев) будущего.

Выбор альтернативы означает оценку эффективности инновации.

Без этой оценки нельзя сделать оптимальный выбор целей или требований для выполнения определенной задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: