Согласно ст. 131 Конституции РФ считается что местное самоуправление может осуществляться в нашей стране на территории городских, сельских поселений и на иных территориях с учётом исторических, национальных и иных местных традиций и обычай проживающего населения
Первоначально вопрос определения территориальной основы МСУ решался ещё в законе СССР 1990ого года «Об общих началах местного хозяйства и МСУ с учётом сложившегося административно-территориального устройства союзных и автономных республик». Позднее данный подход законодателя к регулированию территориальной основы МСУ был воспринят российским законодателем а именно законом РСФСР 1991ого года «О МСУ в РСФСР», в котором давался исчерпывающий перечень административно-территориальных единиц субъектов РФ, где разрешалось осуществление функций МСУ. Такой территорией могла быть:
1. Территория посёлка,
2. Сельского совета
3. Территория района
4. Города
5. Либо района в городе
В дальнейшем указами президента РФ в октябре 1993 года: «О проведении поэтапной конституционной реформы МСУ в РФ» и «О гарантиях МСУ», впервые разрешалось наряду с использованием административно-территориального принципа также применять так называемые поселенческие принцип в установлении территориальной организации МСУ. Причём границы вновь созданных по этим указам президента РФ городских и сельских поселений могли выходить за рамки существующих административно-территориальных единиц субъектов РФ.
В целом необходимо отметить что принципиальное различие между административно-территориальным и поселенческим принципами организации МСУ состоит в том что первый принцип (административно-территориальный) во многом является искусственным, навязанным сверху для удобства осуществления функций МСУ. И он никак прямо не связан с решением вопросов МСУ.
В свою очередь следует также подчеркнуть что в муниципальном зарубежном законодательстве при регулировании вопросов территориальной основы МСУ используется специальный юр термин – первичный базовый территориальный уровень организации МСУ.
Первичный базовый территориальный уровень организации МСУ – Это такая территория городского, сельского поселения в границах которой всегда исторически, компактно всегда проживало местное население. Имеется свой традиционный хозяйственный уклад и находится необходимое материально-финансовая база для дальнейшего развития соответствующей территории.
Следует констатировать что в силу объективных социально-экономических условий сложившихся в нашей стране большинство ныне существующих городских. Сельских поселений является депрессивными и дедотационными территориями и они не способны в полном объёме решать все вопросы местного значения без помощи со стороны органа гос власти.
Поэтому в ФЗ № 131 на переходный период времени предусматривается возможность создания 2ух территориальных моделей организации МСУ в РФ:
1. Создание одноуровневого муниципального образования на базе городского округа.
Для деятельности одноуровневой территориальной модели организации МСУ является присущими такие её главные признаки:
а) Наличие общей территории
б) Создание общих органов МСУ
в) Принятие единого устава муницип образования
г) Регулирования общих вопросов предмета введенья и полномочий отнесённые к компетенции органов МСУ
д) Формирование единого местного бюджета и его доходных источников
е) Установление общих объектов муниципального имущества
Такая территориальная модель организации МСУ является наиболее простой с точки зрения осуществления функций МСУ
2. Создание 2ух уровневой территориальной модели организации МСУ в рамках муницип района – это когда все городские и сельские поселения объединившись между собой входят в состав муниципального района по принципу матрёшки.
В таком случае при создании 2ух уровневой территориальной модели организации МСУ должны действовать следующие требований:
а) Чёткое разграничение предметов введенья и полномочий между органами МСУ муниципального района и входящими в его состав городскими сельскими поселениями
б) Формирование 2ух уровневой системы органов МСУ как в городских. Сельских поселениях так и в целом в рамках всего муниципального района
в) Принятие устава муниципального района и уставов городских и сельских поселений
г) Наличие 2ух уровневой бюджетной системы. Как на уровне всего муниципального района так и входящих в него городских и сельских поселений
д) Разграничение объектов муниципального имущества между муниципальным районом и городскими, сельскими поселениями.
Кроме того дополнительным требованием для создания и деятельности 2ух уровневой территориальной модели организации МСУ является соблюдений следующих условий
а) Факт вхождения одного муниципального образование в состав другого не должен означать установление между ними каких то субординационных отношений власти-подчинения.
б) Независимо от своей численности проживающего населения (мин 100 человек) городское, сельское поселение не может быть лишено своего права на создание самостоятельного муниципального образования
в) Если на момент создания нового муниципального образования в нём отсутствует объекты муниципального имущества и средства местного бюджета, то эти причины формально не могут служить основанием для отказа в праве на создание самостоятельного муниципального образования
Все наиболее спорные вопросы касающиеся разграничения предмета веденья и полномочий между органами МСУ муниципального района и городских
Их и сельских поселений в будующем должны решаться путём заключения между ними 2ух сторонних публичных договорных соглашений
Наиболее перспективным направлением территориальной организации в нашей стране является постепенный переход от создания 2ух уровневой территориальной модели организации МСУ к одноуровневой модели именно по мере укрепления и развития материально-финансовой базы городских и сельских поселений
В настоящее время согласно 131 ФЗ существует несколько способов преобразования статуса муниципального образования:
1) Объединение
2) Разделение
3) Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением такового статуса
4) Ликвидация муниципального образования, а именно городских сельских поселений, численность проживающих граждан которых составляет менее 100 человек
Все эти вопросы могут решаться только путем принятия специального закона субъекта РФ, но с учетом мнения проживающего населения муниципального образования либо получения такового согласия органов местного самоуправления, муниципальных образований.