double arrow

Мультикультурализм, диалог культур как принципы этнической социализации личности

Социокультурные изменения в современном трансформирующемся обществе определили особенности этнической социализации в современных условиях, исходным принципом которой становится не культурный национализм, а принцип диалога культур, мультикультурализма.

Мультикультурализм - термин тесным образом сопряженный с идеологией, и поэтому зачастую по-разному трактующийся как теоретиками, так и практиками. Мы будем считать, что мультикультурализм представляет собой особую форму интегративной идеологии, посредством которой полиэтничные, поликультурные национальные общества реализуют стратегии социального согласия и стабильности на принципах равноправного сосуществования различных форм культурной жизни

На личностном уровне рассмотрения мультикультурализм можно понимать, как относительно устойчивую внутреннюю позицию личности по отношению к изменениям демографических и этнокультурных параметров общества (дескриптивный уровень), к национальной идеологии (идеологический уровень) и к практическим способам решения вопросов культурного равноправия (политический уровень). При этом основой данной внутренней позиции должна являться идея о необходимости взаимного согласия и равноправного сосуществования.

В таком случае оппозицией мультикультурализму на уровне личности будет национализм. Этот термин традиционно понимается, как совокупность идеологий и политических движений, использующих в качестве символа понятие «нация». При этом, в зависимости от точки зрения на то, что такое «нация», выделяется гражданский и этнический национализм. Также, следует отметить, что в соответствии с операциональным подходом, национализм можно определить как теорию и политическую практику строительства этнически гомогенного государства.

В связи с этим, мы будем понимать национализм, как совокупность представлений о межэтнических отношениях, национальной политике и этнических миграциях, основанных на представлении о необходимости этнической гомогенности и отсутствия культурной вариативности.

Понятия мультикультурализма и национализма, определенные таким образом, можно рассматривать на уровне личности - как рамки, ограничивающие выбор современной молодежи.

При этом следует подчеркнуть, что значимость данного выбора заключается еще и в самой природе рассматриваемого возраста. Молодость, как мы уже отмечали, - это кризисное время. Сущность данного кризиса, по мнению многих исследователей, заключается в том, что у молодого человека (девушки) появляются специфические страхи: страх потери себя, страх стать посредственностью и вообще никем не стать. Можно сказать, что основным становится страх не достичь новой взрослой идентичности.

Важно подчеркнуть, что молодым людям их собственные чувства кажутся уникальными. Это в определенной степени изолирует их от окружающих и делает переживания еще более болезненными, усиливает страхи.

Другой аспект кризиса заключается в размывании представления о самом себе и кажущаяся невозможность разобраться в этом, в своих желаниях и возможностях.

Анализ проявлений кризиса встречи со взрослостью позволяет заключить, что основным его содержанием является кризис идентичности. По мнению Э.Эриксона формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся определенной формой идентичности на другую неизбежно возникает кризис.

Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью подросткового возраста (тогда он наиболее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости. Тем более что молодые люди часто находятся в состоянии неустойчивости идентичности, которая находится в процессе формирования, поэтому они столь часто испытывают сомнения в своем тождестве самому себе. А результатом кризиса идентичности в юности является приобретение взрослой идентичности.

Любой кризис трудно преодолеть без наличия адекватной социальной поддержки, которая оказывается как спонтанно, через микрогруппы, в которые включен молодой человек, так и целенаправленно, с помощью государственных и общественных структур. Однако следует признать, что существующая система социальной поддержки (клубы, кружки, лагеря и пр.) ориентированы в первую очередь на подростков. Это проявляется как в практическом (через характер проводимых мероприятий), так и в идеологическом плане. По сути дела в настоящее время практически отсутствуют (или их крайне недостаточно) социальные структуры, ориентированные на помощь молодежи и призванные содействовать ей в решении специфических возрастных задач.

Во многом это определяет растущую популярность так называемых «экстремистских» молодежных движений, основанных на националистической идеологии. Не справляясь самостоятельно с кризисом взросления и, в частности, с самостоятельным осознанным выбором между мультикультурализмом и национализмом, молодой человек зачастую стремится переложить ответственность «на других», на тех, кто «знает, как надо».

Для современной культуры особенно актуально понятие диалога. Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о ее ядре и периферии. По Данилевскому культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел “дух народа”. “Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он - необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог - это понимание своего “Я” и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнанна” (1, c.9). Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений.

Диалог культур - это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального, ведущий к взаимообогащению и вхождению в мировой культурный контекст. В диалоге культур важно увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур.

Одним из главных объективных противоречий, свойственных культурам всех народов мира, является противоречие между развитием национальных культур и их сближением. Поэтому необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества. А формирование духовного единства есть результат диалога современных культур.


Сейчас читают про: