double arrow

Межнациональное согласие в современном обществе

Цель: способствовать формированию у студентов представления о межнациональном согласии, развитию культуры межнационального общения, воспитанию толерантности.

План:

1. Сущность и содержание межнационального согласия.

2. Межнациональное общение как диалог культур.

3. Толерантность как ведущий принцип межнациональных отношений.

4. Понятие о культуре межнационального общения.

5. Культурологический аспект межнационального общения.

6. Межэтнические конфликты и их конструктивное преодоление.

1. История развития Казахстана в ХХ веке – это сложный, трудный, порой трагичный путь социально-политического, духовно-исторического развития, который привел к обретению республикой независимости. Одной из важнейших особенностей казахстанского общества является этническое многообразие, многообразие национальных культур. Оно на протяжении длительного периода формировало мировоззрение казахстанцев, их ценностные установки, духовную культуру, что несмотря на сложности социально-политического, экономического развития государства позволяет говорить о межнациональном согласии как одном из важнейших факторов стабильности казахстанского общества.

Понимание согласия не только как взаимной договоренности, соглашения, единомыслия, единодушия, но и как согласованности, соразмерности, гармонии как нельзя лучше соответствует понятию «межнациональное согласие».

Основа межнационального со­гласия была заложена в Законе о государственной независимос­ти РК, в Конституции РК, а также в других важнейших государственных актах. Конституция Республики Казахстан начинается со слов:

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой...». В соответствии со статьей 1 Конституции РК Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В основном законе государства провозглаша­ется, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, в том числе, по расовому, национальному, языковому признакам. Согласно нормам Конституции каждый вправе определять и указы­вать или не указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой.

Эти конституционные нормы прочно вошли в жизнь на­шего многонационального общества.

Обеспечение межнационального согласия в стране является одним из важнейших приоритетов политики государства, которое инициирует и поощряет всевозможные формы диалога, а также усиления взаимных связей и отношений между людьми.

Сегодня казахстанская государственность основывается на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахста­на, при одновременном укреплении гражданской идентичности и казахстанского патриотизма.

В Конституции Республики Казахстан заложены такие базовые принципы:

1) гарантия равных прав всех граждан страны, формирование общества по гражданскому, а не этническому принципу;

2) устранение любых причин для этнических разногласий, пресечение любых попыток разжигания межнациональной розни и конфликтов;

3) укрепление культуры взаимного уважения, терпимости, то­лерантности, знания друг друга, понимания.

Необходимо также отметить такие ведущие направления политики межнационального и межконфессионального диалога и согласия, как сбалансированная языковая полити­ка, направленная на расширение функционирования государственного казахского языка, русского языка, продолжающего выполнять функцию межнационального общения. Выдвинута идея триединства языков, вследствие чего немалое значение придается также английскому языку как мировому. Другое направление – процесс возрождения национальных культур.

Сегодня государство поддерживает деятельность 471 националь­но-культурного объединения, 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров. За последние годы в регионах страны построено 11 домов дружбы. Развитие национальной системы образования, призванной удовлетворять образовательные потребности граждан Казахстана, в том числе – и на получение образования на родном языке, относится к явлениям того же порядка. И, наконец, основой национального согласия является межконфессиональный диалог.

Конечно, одним из важнейших путей достижения стабильности в обществе и межнационального согласия является экономическая политика, направленная на рост благосостояния граждан Казахстана. Ведь существует распространенное мнение, что нацио­нализм и национальные конфликты идут рука об руку с бедностью. Причем, с бедностью не только материальной, но и духовной. Расизм, национальный шовинизм, крайние формы национализма — это показатели бедности культуры, нехватки знаний, это неумение понять и оценить духовное богатство других народов. Наше единство основано на разнообразии.

Одним из важнейших факторов межнационального согласия являются такие качества казахов, являющихся государствообразующим этносом, как природная открытость, благожелательность, веротерпимость.

За годы независимости в сознании нации утвердилось понимание, что этническое много­образие Казахстана — это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями.

2. Межнациональное общение, как и любое другое общение, представляет собой диалог. Слово диалог (от греч. dialogos) в наиболее распространенном значении понимается как раз­говор двух или нескольких лиц. В философии и публи­цистике су­ществуют произведения в форме диалога как способ в яркой, интересной и позволяющей следить за ходом развития мысли форме донести до читателя важные идеи. В культурологии диалог понимается как один из способов вза­имодействия различных субъектов культурно-исторического процесса. Такими субъектами являются, прежде всего, различные общности людей: социальные, этнические, конфессиональные, политические.

В зависимости от участников, целей и задач содержание понятия «диалог» изме­няется. Он может происходить в форме конкретных мероприятий: встреч, пе­реговоров, собеседований, дискуссий, консультаций, конференций и т.д. с це­лью решения назревших проблем или выработки перспективных задач дея­тельности. Для того чтобы диалог был успешным, его участники должны руководствоваться определенными принципами, главными из которых являются равенство и свобода тех, кто участвует в нем. В этом понимании диалог можно определить как специфическую форму социального взаимодействия, направ­ленную на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций сторон.

Вмес­те с тем, в культуре постоянно идет бо­лее широкий диалог. Он основан на том, что различные знания, идеи, взгляды, ценностные установки, которые составляют культурное наследие, а также вырабатываются современниками (мыслителями, учеными, писателями, просветителями, общественными деятелями), свободно циркулируют в общественном сознании. Они распространяются благодаря образованию, средствам массовой коммуникации, литературе, деятельности различных организаций (обществ, партий и т.д.). В ходе этого диалога про­исходит «перетекание» идей, их столкновение, взаимовлияние.

В культуре существует множество участников, и, следовательно, уровней диалога: внутриэтнические и межэтнические, внутриконфессиональные и межконфессиональные и т.д. Чрезвычайно важное значение для развития совре­менной культуры имеет межцивилизационный диалог. Он идет по многим ка­налам. Значительная роль в обмене достижений между цивилизациями принадлежит торговле, культурным связям, туризму, научным экспедициям и т.п. Мощным фактором переноса достиже­ний одной цивилизации на почву дру­гой в прежние эпохи служили завоевательные войны. Ис­следователи культуры отмечают, что эпоха колониальных завоеваний поро­дила особую форму межцивилизационного диалога культур — языки-транслято­ры («передатчики»), которые позволяли распространять существовавшие на тот момент достиже­ния цивилизации, создавая предпосылки для модернизации жизни. При этом они делали доступным многое из опыта и культуры колоний, способствуя духовному обо­гащению самих цивилизаторов.

Исследователи выделяют некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:

- усвоение прогрессивного опыта происходит, как правило, при сохранении цивилизационных особенностей каж­дого сообщества, культуры и менталитета народа;

- каждое сообщество берет из общечеловеческого опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих экономических и культурных возможностей;

- элементы иной цивилизации, пересаженные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;

- в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Диалог – это не только взаимодействие и взаимовлияние крупных культурных центров, но и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. Он позволяет не только заимствовать все лучшее из мирового наследия, но и подталкивает человека совершить личностное переосмысление культурных ценностей, заявить о себе. Как отмечал В.С. Библер, «каждая культура есть некий «двуликий Янус». Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мираx, сколько внутрь, вглубь себя, в стремления изменить и дополнить свое бытие».

Особенность и самобытность своей национальной культуры способны помочь человеку глубже понять национальный характер, нравственно-духовные принципы и идеалы другого народа и проникнуться уважением к их носителю. Именно усвоение национальных культурно-исторических ценностей включает осознание гармонии интеркультурных ценностей, то есть, требует раскрытия культурных достижений других народов и овладения ими. Это предполагает формирование культуры межнационального общения, уровень которой является одним из показателей состояния межнациональных отношений и цивилизованности общества вообще.

Практика показывает, что абсолютизация интернационального в ущерб национальному ведет к утере национальных ценностей. Это приводит к деформации личности.

В научный оборот вводится понятие интеркультурной коммуникации, которое является актуальным в современных условиях, выражающихся в росте национального самосознания, изменениях политической системы, возрождением национальных культур.

Интеркультурная коммуникация – это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании, степени демократизма в обществе, этнокультурной компетентности личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах общения.

Составными элементами являются национальное самосознание, патриотизм, этнокультурная компетентность личности, межнациональное согласие, проявление такта, правильный выбор языка общения представителей разных национальностей.

Главным компонентом интеркультурной коммуникации является культура межнационального общения личности. Процесс формирования культуры межнационального общения сложен и противоречив.

Так, может возникать противоречие между чувством национальной гордости за свою культуру и необходимостью признания достоинства, а иногда превосходства другой национальной культуры.

На межнациональное общение негативно воздействуют межнациональные конфликты как групповые, так и межличностные, а также этнопсихологические штампы восприятия.

Главным в развитии межнациональных отношений является диалог культур, который позволяет личности переосмыслить и сделать достоянием своего внутреннего мира культурные ценности.

Личность при этом является:

- объектом культурного воздействия;

- субъектом, усваивающим культуру, субъектом культурного творчества; носителем и выразителем культурных ценностей.

Формирование культуры межнационального общения включает:

- сообщение знаний о народах, проживающих на одной территории;

- стимулирование эмоционального переживания знаний, что ведет к выработке взглядов, убеждений;

- воспитание национальных чувств;

- организацию позитивного опыта общения с людьми разных наций; формирование нравственной мотивации поступков, поведения в процессе межнационального общения.

3. Под толерантностью (от лат. tolerantia – терпение) понимают терпимость к чужим мнениям, убеждениям, веровани­ям. Толерантность являет­ся цивилизованной формой реагирования социальных субъектов (социальных групп или отдельных личностей) на несовпадение ин­тересов и различие позиций сторон отношений. Принцип толерантности предполагает ценностное, моральное и юридическое равенство субъектов, при­знание за каждой из сторон права на осо­бое мнение, на своеобразие форм мышле­ния, волеизъявления и поведения.

Толерантность особенно важна в тех условиях, где крупная общность является по своим этническим, национальным, религиозным, социокультурным признакам сверхсложной полиморфной системой, внутри которой представители различных групп имеют мно­го общих проблем, сходных интересов и потому постоянно вынуждены взаимодей­ствовать для решения совместных задач. Толерантность в качестве цивилизующего, социоморального фактора способствует тому, что межсубъектные, межгрупповые разно­гласия не оказывают непоправимого дестабилизирующего, деструктивного воздействия на систему межсубъектных коммуни­каций.

Направленная своим ценностным вектором против любых форм нетерпимо­сти, негативизма, ксенофобии, толерант­ность не тождественна социальной инертно­сти и холодному равнодушию. В ней сосре­доточена значительная социокультурная, этическая энергия, обеспечивающая такти­ку поиска общих точек соприкосновения, стратегию выработки единой ситуацион­ной платформы для самых разных пози­ций. В качестве мировоззренческого и коммуникативного средства она позволя­ет субъектам видеть не только пропасть разъединяющих их обстоятельств и фак­торов, но и «мост» связующих начал, общих интересов, способных соединить стороны. Если же такой «мост» отсутствует, стороны, руководствующиеся принципом толерантности, имеют возможность навести его, используя для этого конструктивную изобретательность своего социального мышления.

Значение толерантности в самом существовании любой социальной общности подчеркивается тем фактом, что Генеральная конференция ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года утвердила Декларацию принципов толерантности, которая основана на базовых принципах и документах этой организации, таких, например, как Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и др.

Принятие этого документа было вызвано в числе других обстоятельств участившимися актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, что является препятствием на пути развития мирового сообщества.

Согласно данной декларации, толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность не является уступкой или снисхождением. Толерантность представляет собой активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии и правопорядка.

Вместе с тем, проявление толерантности не означает отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в содействии свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространении ценностей толерантности и разъяснении опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

ЮНЕСКО как международная организация, в которую входит большинство современных государств мира, заявила о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия и обязалась поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

4. Формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпи­мость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей.
Однако без этого невозможно существование современных полиэтнических сообществ.

Культура межнационального общения – это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Межнациональное общение является сложным, структурированным понятием. Оценить его сформированность можно по наличию следующих компонентов: национальное самосознание; ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; отношение к представителям иного народа и его культуре, проявляющееся в высказываемых взглядах и практических поступках. В этом отражены ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Они закладывают в сознании личности твердую мировоззренческую позицию.

Понятие «культура межнационального общения» является многоаспектным, поэтому существует достаточно много его определений как качества личности:

- совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;

- способность к преодолению национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства;

- готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях;

- способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением;

- уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде.

Культуру межнационального общения предлагают рассматривать как систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

В приведенных определениях, по сути дела, перечисляются знания, умения, способности, которыми должен обладать человек с высоким уровнем культуры межнационального общения.

Благодаря культуре межнационального общения происходит:

- развитие в личности мировоззренческой культуры;

- познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;

- регулирование процесса взаимодействия отдельных личностей и социальных групп;

- возрастание общей культуры представителей наций и народностей;

- социализация личности (особенности национальной культуры как основа адаптации к социальным нормам и требованиям);

- воздействие личности на культурную среду нации, социума.

Содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее.

Человек должен знать:

1) историю и культуру своего этноса;

2) национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;

3) нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;

4) нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;

5) знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;

6) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Человек должен воспитать в себе:

1) уважение ко всем народам;

2) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;

3) способность к рефлексии;

4) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;

5) тактичность;

6) терпимость к инакомыслию.

Человеку необходимо иметь:

1) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;

2) позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений;

Человек должен:

1) быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;

2) осуществлять совместную успешную деятельность;

3) уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;

4) быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;

5) содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

5. Каждый этнос привносит в мир свою культуру. Реальная действительность такова, что контакты этносов, их миграциянеизбежны, а значит, неизбежно взаимовлия­ние и взаимодействие культур.

Взаимодействие культур берет свое начало с древнейших вре­мен. Это объясняется различными контактами народов (торговлей, дипломатическими связями, войнами и др).

С возникновением и развитием письменности, а затем – печатного дела книгистали помощниками в разви­тии и преемственности культур. Например, книжные труды Аристотеля, Пла­тона, Сократа очень ценились в Древнем Риме, а через римлян по­лучили распространение на Востоке. Таким образом, культура эл­линов, живших в V-IV вв. до н. э., оказывала влияние сначала на культуру римлян (I-II в. н.э.), а затем и на культуру средневеко­вого Востока.

Рассматривая проблему соотношения взаимоотношения культур, нужно помнить о том, что все культуры значимы и равноположны. Каждая из существующих культур способствует сохра­нению этноса, отражает общечеловеческое содержание и вносит вносит свой вклад в развитие человеческой цивилизации. На этнографическом уровне выделяют как позитивные, так и не­гативные варианты взаимодействия культур: прибавление, усложне­ние и обеднение (эрозия).

Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивой и развитой собственной культуры, способной адекватно отвечать новым жизненным требованиям. Например, история айнов, которые оказались постепенно поглощенными культурой Японии.

Позитивному эффекту взаимодействия культур способствует степень дифференциации принимающей культуры. Общество, рас­полагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, оказывается в состоянии адаптиро­вать к себе функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру; длительность контакта, возникаю­щая, например, на основе поддержания торговых путей между раз­ными странами, гораздо результативнее, чем мощные, но кратков­ременные военные конфликты. Растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и по­степенное принятие.

Взаимодействие этносов, ведущее к изменению их сущности, называется этническим процессом.Различают эволюционные и трансформационные этнические процессы. Эволюционныевыражаются изменением любого из основных элементов этноса, прежде всего, язы­ка и культуры. Трансформационныйэтнический процесс охватывает изменения, ведущие к перемене этнической принадлежности: завер­шающим этапом их является смена этнического самосознания. Транс­формационные процессы делятся на объединяющие и разделяющие. Объединяющие процессы протекают в виде консолидации, ассими­ляции и интеграции.

Консолидациейназывается слияние нескольких самостоятельных родственных по языку и культуре народов в единый, более крупный этнос. Примером служит слияние восточнославянских племен в еди­ную древнерусскую народность в IX-XII вв.

Ассимиляция – растворение одного этноса в другом, обычно бо­лее многочисленном, в результате утрачиваются исконные этничес­кие свойства. В современном мире эти процессы происходят в разви­тых странах – Италии, Англии, Дании и др.

Гораздо медленнее и сложнее протекают процессы межэтничес­кой интеграции– взаимодействия внутри государства нескольких значительно различающихся по языку и культуре народов, которые ведут к появлению у них общих черт. В результате складываются не нации, а межэтнические общности.

Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур носит ограниченный характер. По Данилевскому культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел «дух народа».

«Диалог – это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он – необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог – это понимание своего «Я» и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнанна». Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности.

И. Гердер считал, что взаимодействие культур есть способ сохранения культурного многообразия. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако при этом изменения не должны затрагивать «ядра» культуры. Современные культуры сформированы в результате многочисленного и длительного культурного взаимодействия. Диалог культур – это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание. «В глубинной идее диалога культур формируется новая культура общения. Мышление и бытие другого человека не только углублено в каждом из нас, оно – это иное мышление, иное сознание, внутренне насущное для нашего бытия». Способность одной культуры осваивать достижения другой – один из источников её жизнедеятельности.

Влияние одной культуры на другую реализуется только в том случае, если существуют необходимые условия для такого влияния. Диалог двух культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Диалог культур – это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального, ведущий к взаимообогащению и вхождению в мировой культурный контекст. В диалоге культур важно увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур. Одним из главных объективных противоречий, свойственных культурам всех народов мира, является противоречие между развитием национальных культур и их сближением. Поэтому необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества. А формирование духовного единства есть результат диалога современных культур.

Диалогичность предполагает сопоставление национальных ценностей и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других народов. Культура – достояние всего человечества, как исторический результат взаимодействия народов. Диалог является истинной формой межнационального общения, предполагающий как взаимообогащение национальных культур, так и сохранение их самобытности. Общечеловеческая культура – это как бы древо со многими ветками. Культура народа может процветать лишь тогда, когда процветает общечеловеческая культура.

Поэтому, заботясь о национальной, этнической культуре, следует думать и об уровне общечеловеческой культуры, которая едина и многообразна. Едина в смысле включения в себя многообразия исторических и национальных культур. Каждая национальная культура своеобразна и единственна. Её вклад в общечеловеческий культурный фонд уникален и неповторим. Ядро каждой культуры составляет свой идеал. Исторический процесс формирования и развития культуры не может быть правильно понят, не учитывая взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение культур.

Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур.

Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Сердцевиной деятельности субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, изменяя, развивая при этом состояние, содержание национальной культуры. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, так как в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступить важным фактором в преодолении стереотипизированного мышления и этим способствует взаимообогащению духовного облика людей.

Процесс влияния национальных культур состоит не в дублировании достигнутых результатов путем их перевода на другой язык, или подражая им, а в выражении мыслей и страстей современного человека, живущего интересами эпохи. Во взаимодействии культур всегда срабатывает закон: культура не отвергает культуру. В процессе взаимодействия культур можно выделить два вида диалога: прямой и косвенный. Прямой диалог – это взаимодействие культур, осуществляемое благодаря компетентности их носителей, когда происходит обмен на уровне языка. Косвенный диалог происходит внутри культуры, в составе её собственных структур, когда освоивается инокультурное содержание. При диалоге культур возникают те же проблемы, что и при переводе с языка на язык: понимания, вживания в мир чужой культуры.

Диалог культур – это межэтнические, межнациональные контакты. Взаимодействие культур – это древний исторический процесс, векторы которого могут иметь и противоположные направления. Первое направление характеризуется взаимопроникновением, интеграцией, в процессе которых формируется фундамент для разрешения любого конфликта на основе диалога. Во втором направлении доминирует одна культура над другой, происходят процессы насильственной ассимиляции, которая в будущем может спровоцировать межнациональный конфликт. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. На характер взаимодействия культур народов оказывает влияние не только уровень развития каждой из них, но и конкретно социально-исторические условия, а также и поведенческий аспект, основывающийся на возможной неадекватности положения представителей каждой из взаимодействующих культур.

В рамках глобализации возрастает международный диалог культур. Международный культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации.

6. Как и всякое сложное, хотя и часто встречающееся, явление, конфликт неоднозначен. Наиболее устоявшимся является подход, рассматривающий конфликт как столкновение интересов взаимодействующих групп (субъектов взаимодействия, а стало быть, и конфликта). Не вызывает сомнения, что составляющие социальную структуру общества группы имеют не только общие, но и специфические интересы, реализация которых может вызвать противодействие, несогласие, возражение (иначе, контрдействие) преследующих свои цели других групп. Пересечение, несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти и т. п.), создают поле потенциального столкновения, потенциальной борьбы.

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов. Это означает существование национальных противоречий и проблем, вызывающих межнациональные конфликты, что, в свою очередь, порождает необходимость изучения причин их возникновения.

Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

- национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

- тип поселения (вероятность выше в большом городе);

- возраст (крайние полюсы: старшие–молодые дают более высокую вероятность конфликта);

- социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

- уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

- политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограничен­ные ресурсы, их можно подразделить на: социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения); культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности; политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма); террито­риальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства.

На Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями – межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее не обходится ни одно полиэтническое общество, где существует система межэтнических отношений. Межэтнические отношения – субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой. В последнем случае напряженность выражается в социальной конку­ренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной. Таким образом, под этническим конфликтом понимается конфликт, в котором противостоящая сторона воспри­нимается с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан.

Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

1) последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

2) серьёзное ухудшение экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сферу межнациональных отношений;

3) следствие закостеневшей структуры государственного устройства, неспособность его к реформированию.

В конфликтной ситуации сознательно или подсоз­нательно выбирается какой-то определенный стиль, стратегия поведения. В конкретной ситуации стиль поведе­ния определяется тем, насколько важно для нас удовлетворить собственные интересы, действуя пассивно или актив­но, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Психологи выделяют пять типичных стилей поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от того, чьи интере­сы и как отстаиваются во время конфликта: конкуренция; уклонение; приспособление; сотрудничество; компромисс.

Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, но наиболее эффективный стиль, особенно в сфере межнациональных отношений. Он позволяет выработать наи­более удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях. Стратегия сотрудничества характе­ризуется высоким уровнем направленности как на собствен­ные интересы, так и на интересы соперника. Обе стороны должны затратить на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, вы­слушать друг друга и затем выработать альтернативные ва­рианты решения проблемы.

Стороны конфликта открыто выражают свои чувства, но щадат при этом чувства своих оппонентов. Стиль сотруд­ничества предполагает активное участие в разрешении конфликта и от­стаивании своих позиций, но при учете ин­тересов другой стороны. Рассматривается много вариантов и ищется самый удобный. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку сначала открыто заявляются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем происходит их обсуждение.

Такой подход рекомендуется использовать в тех случаях, когда:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон, и ни­кто не хочет полностью от него устраниться;

- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- стороны осведомлены о проблеме, и жела­ния обеих сторон известны;

- обе вовлеченные в конфликт стороны игнорируют разницу в своем положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Преимущества этого стиля заключаются в справедливом, окончательном разрешении конфликта, а сложность – в его трудности. Однако когда важны и цель, и отношения с оппонентом, без сотрудничества в том или ином виде не обойтись невозможно.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие базовые принципы регулирования этнических отношений заложены в Конституции РК?

2. Назовите ведущие направления политики в области межнациональных отношений в РК.

3. Какое содержание вкладывает в понятие «диалог» современная культурология?

4. Что такое интеркультурная коммуникация?

5. Какие компоненты включает в себя процесс формирования межнационального общения?

6. Что такое толерантность?

7. Охарактеризуйте трактовку понятия «толерантность» Декларацией ЮНЕСКО, принятую генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995г.

8. Охарактеризуйте понятие «культура межнационального общения».

9. Какие знания, взгляды, убеждения, а также готовность к каким действиям должна вырабатывать и развивать в себе этнически толерантная личность?

10. Охарактеризуйте понятие «диалог культур».

11. Какова суть понятия «межнациональный конфликт»?

12. Какие факторы оказывают влияние на межнациональные конфликты?

13. Какой стиль поведения является наиболее предпочтительным в межнациональном конфликте?

Использованная литература

1. Шайкемелев М. Национальный характер и менталитет как предпосылки формирования общенациональной идеи Казахстана. – В кн. Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии политологии МОН РК, 2006. – С.373-406.

2. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. А.А.Радугина. – Москва: Центр, 1997. – 478 с.

3. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

4. По материалам сайта www.tolerance.ru/declar.html

5. Попова О.Н. Формирование у школьников культуры межнационального общения // Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук – Волгоград, 2004.

6. Серова И.И. Культура межнационального общения – Минск: Университетское, 1986 – 157 с.

7. Комаров В. Культура межнационального общения // Народное образование – 1993 – №5 – с.65-67.

8. Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан-Евразия-Восток-Запад: Учебное пособие. – Алматы: Ниса, 1997. – 336с.

9. Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия» диалога // Социокультурное пространство диалога. - М., 1999. -С.9 - 32.

10. Вострякова Ю.В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры // Философско-методологические проблемы науки и техники. - Самара, 1998. - С. 78 - 81.

Дополнительная литература

1. Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. – Алматы, 1995.

2. Назарбаев Н. В потоке истории. – Алматы: Атам?ра, 1999.

3. Назарбаев Н. Критическое десятилетие – Алматы, 2003.

4. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. – Махачкала, 1998.

5. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика, 1996. - №6.

6. Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

7. Малинин Г.В. Духовный мир человека и императивы социальной консолидации// теория и практика межэтнического и межкультурного взаимодействия в современном Казахстане.- Алматы, 2002.

8. Межнациональные отношения в Казахстане. – Алматы, 1993.

9. Нысанбаев А. Становление исламской культуры. Абай и Шакарим: Бог и разум // Нысанбаев А.Н. Философия взаимопонимания. – Алматы: Главная редакция «?аза? энциклопедиясы», 2001.


Сейчас читают про: