Сущность и виды потребностей людей

Тема 2. Экономические потребности и блага

Целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей общества и ин­дивидов.

Потребность – это нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Человек изыскивает способы удовлетворить потребности, а при отсутствии возмож­ностей подавляет или заменяет одну потребность другой, близкой к ней. Так нельзя поступить только с нужда­ми, которые прямо связанны с жизнеобеспечением. Выделяют несколько уровней потреб­ностей, образующих пирамиду: физиологические (еда, жилье, воспроизводство рода); безопасность (защита от внешних врагов и преступников, помощь в болезни, защита от нищеты); социальные контакты (общение с людьми, имеющими те же интересы; дружба и любовь); уважение (со стороны других лю­дей и самоуважение, приобретение определенного обществен­ного положения); саморазвитие (совершенствование возможностей и способностей человека).

Человеческие потребности весьма многообразны и могут классифицироваться по различным признакам.

Субъекты, или носители потребностей: индивиды, группы, институты и общество в целом.

Объ­екты потребностей: материальные, духовные, этические (нравственные) и эстетические.

Сферы деятельности: труд, об­щение, рекреация (отдых, восстановление работоспособности) и экономическая сфера.

Экономисты изучают материаль­ные потребности, то есть желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Отдельный человек может нуждаться в еде, жилье, образовании, отдыхе и т.д. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство отражает общественные потребности граждан страны или преследует свои собственные цели, строя автострады, школы, больницы, накапливая воен­ную технику и оружие. Некоммерческие организации представляют коллективные интересы населения, объединенного по различным признакам (вероисповедание, партийность, хобби и т.п.) Они создают свою инфраструктуру: офисные помещения, инвентарь, автотранспорт и т.д.

Сущность, полезность, ценность и классификация благ

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребно­сти, называются благами.

Это значит, что блага являются носителями свойства, которое называется полезностью. Полезные свойства вещей производители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному.

Изготови­тели продуктов в первую очередь применяют объективную оцен­ку их вещественных свойств, которые позволяют получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество со­держащегося в ней извлекаемого железа и других компонентов, в молоке – наличие определенного количества жира, белка, мо­лочного сахара, витаминов и т.д. Если в продуктах возрастает количество полезных ве­ществ, это повышает их качество, а тем самым увеличивает полезность этих продуктов.

Потребители часто придерживаются субъективных оценок пользы материаль­ных благ, пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на продукты с точки зрения личных запро­сов, вкусов и предпочтений. Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и от объема их потребления.

Полезность – это все, что удовлетворяет любые действительные потребности.

Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные и нематериальные.

Мате­риальные блага состоят из полезных материальных вещей и всех прав на них. Так, они вклю­чают естественные дары природы, продукты сельского хозяйства, промышленности, ценные бумаги, патентные и авторские права и т.п. Возмож­ность путешествовать, посещать музеи, заниматься искусством, спортом представляет собой воплощение материаль­ных удобств.

Нематериальные блага человека распадаются на две группы. К первой относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессионализм или способность получать удовольствие от чтения и музыки. Эти блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу входят внешние блага. Это отношения, полезные (благотворные) одновременно и для самого человека, и для окружающих людей. Например, деловые связи, репу­тация, владение информацией, гражданские привилегии и права.

Блага могут быть передаваемыми и непереда­ваемыми.

Передаваемые блага – это материальные блага, на которые распространяются права собственности. Непередаваемые блага – это нематериальные блага, как внутренние, так и внешние блага человека, а также материальные блага, которые потребляются всем обществом, например, благоприятные климатические условия, дневной свет, воздух, возможность исполь­зования общественной собственности (шоссейные дороги, уличный свет, охрана общественного порядка).

Одними благами общество распоряжается в неограниченном количестве, например, воздухом. Эти блага никем не присвоены, и они доставляются природой без усилий. В таком случае их называют даровыми, или неэкономическими благами. Другие блага существуют в ограниченном количестве, за ними закреплено право частной или государственной собственности, в таком случае их называют экономиче­скими благами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: