Тема 2. Экономические потребности и блага
Целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей общества и индивидов.
Потребность – это нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Человек изыскивает способы удовлетворить потребности, а при отсутствии возможностей подавляет или заменяет одну потребность другой, близкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, которые прямо связанны с жизнеобеспечением. Выделяют несколько уровней потребностей, образующих пирамиду: физиологические (еда, жилье, воспроизводство рода); безопасность (защита от внешних врагов и преступников, помощь в болезни, защита от нищеты); социальные контакты (общение с людьми, имеющими те же интересы; дружба и любовь); уважение (со стороны других людей и самоуважение, приобретение определенного общественного положения); саморазвитие (совершенствование возможностей и способностей человека).
Человеческие потребности весьма многообразны и могут классифицироваться по различным признакам.
|
|
Субъекты, или носители потребностей: индивиды, группы, институты и общество в целом.
Объекты потребностей: материальные, духовные, этические (нравственные) и эстетические.
Сферы деятельности: труд, общение, рекреация (отдых, восстановление работоспособности) и экономическая сфера.
Экономисты изучают материальные потребности, то есть желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.
Отдельный человек может нуждаться в еде, жилье, образовании, отдыхе и т.д. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство отражает общественные потребности граждан страны или преследует свои собственные цели, строя автострады, школы, больницы, накапливая военную технику и оружие. Некоммерческие организации представляют коллективные интересы населения, объединенного по различным признакам (вероисповедание, партийность, хобби и т.п.) Они создают свою инфраструктуру: офисные помещения, инвентарь, автотранспорт и т.д.
Сущность, полезность, ценность и классификация благ
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Это значит, что блага являются носителями свойства, которое называется полезностью. Полезные свойства вещей производители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному.
Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их вещественных свойств, которые позволяют получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и других компонентов, в молоке – наличие определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Если в продуктах возрастает количество полезных веществ, это повышает их качество, а тем самым увеличивает полезность этих продуктов.
|
|
Потребители часто придерживаются субъективных оценок пользы материальных благ, пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и от объема их потребления.
Полезность – это все, что удовлетворяет любые действительные потребности.
Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные и нематериальные.
Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и всех прав на них. Так, они включают естественные дары природы, продукты сельского хозяйства, промышленности, ценные бумаги, патентные и авторские права и т.п. Возможность путешествовать, посещать музеи, заниматься искусством, спортом представляет собой воплощение материальных удобств.
Нематериальные блага человека распадаются на две группы. К первой относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессионализм или способность получать удовольствие от чтения и музыки. Эти блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу входят внешние блага. Это отношения, полезные (благотворные) одновременно и для самого человека, и для окружающих людей. Например, деловые связи, репутация, владение информацией, гражданские привилегии и права.
Блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми.
Передаваемые блага – это материальные блага, на которые распространяются права собственности. Непередаваемые блага – это нематериальные блага, как внутренние, так и внешние блага человека, а также материальные блага, которые потребляются всем обществом, например, благоприятные климатические условия, дневной свет, воздух, возможность использования общественной собственности (шоссейные дороги, уличный свет, охрана общественного порядка).
Одними благами общество распоряжается в неограниченном количестве, например, воздухом. Эти блага никем не присвоены, и они доставляются природой без усилий. В таком случае их называют даровыми, или неэкономическими благами. Другие блага существуют в ограниченном количестве, за ними закреплено право частной или государственной собственности, в таком случае их называют экономическими благами.