Смешанная экономика

В реальной жизни экономика большинства стран находится где-то между крайностями чистого капитализма и социализма, включая в себя элементы традиционной экономики.

Например, рыночные механизмы и частная собственность не обязательно сопутствуют друг другу, как, впрочем, государственная собственность не всегда совмещена с централизованным планированием. Доказательством тому может служить фашизм гитлеровской Германии, который получил название авторитарного капитализма. Экономика здесь находилась под жёстким государственным планированием и управлением, но собственность оставалась частной. В противоположность этому экономику Югославии 1980-х годов принято характеризовать как рыночный социализм. При государственной собственности на ресурсы организация и координация экономической деятельности осуществлялась через механизм свободного рынка.

На сегодняшний день в большинстве стран мира действует смешанная экономическая система. Земля и капитал могут находиться как в частной, так и в государственной собственности, при чём во многих странах государственный сектор весьма значительный. В него входят предприятия, капитал которых частично или полностью принадлежит государству, но которые, тем не менее, не получают от государства планов, работают по рыночным законам и на равных правах конкурируют с частными фирмами. Распределение факторов производства подчиняется действию рыночного механизма при активном государственном участии. Таким образом, государство и рыночная система делят между собой ответственность за решение основных экономических проблем общества.

Государство вмешивается в те сферы экономической жизни, где рынок неэффективен. Во-первых, удовлетворение, так называемых общественных потребностей. Это блага, создание которых не приносит дохода, но они нужны всему обществу как единому целому. Например, содержание армии, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями и т. д. Во-вторых, негативные последствия действия рыночных механизмов могут проявляться в слишком больших различиях в доходах граждан, загрязнении окружающей среды и пр.

В смешанной экономике государство принимает на себя следующие основные функции.

1) Выработка правовой базы и некоторых специфических услуг. Например, деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции.

2) Поддержание конкуренции. Разработка антимонопольного законодательства и контроль над ценами и качеством в естественных монополиях.

3) Перераспределение доходов через программы социального обеспечения и социальный трансферт.

4) Перераспределение ресурсов путём производства «общественных благ», таких, как постройка автомагистралей, поддержание общественного порядка посредством милиции (полиции).

В смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития: либеральным и социально-ориентированным. Каждый из них имеет свои ценности, цели и свою направленность в достижении намеченных целей.

В либеральной смешанной экономике преобладают либеральные ценности, главная из которых – индивидуальная свобода. Это означает защищённость каждого от какого-либо вмешательства, включая государственное. Здесь действует принцип: работающий человек сам обеспечивает себя, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется только на нищих и обездоленных.

Основу либеральной экономики составляют следующие компоненты: безусловное преобладание частной собственности; хозяйственное законодательство, которое обеспечивает максимальную свободу субъектов рынка и ограждает их от вмешательства государства; государственное регулирование, сосредоточенное на макроэкономических процессах.

В тех странах, экономика которых ориентирована на социальные ценности, государство возлагает на себя обязанность заботиться о своих гражданах. С этой целью оно оказывает непосредственное влияние на деятельность производственных и коммерческих фирм. В тоже время основу хозяйственной деятельности экономических субъектов составляет действие рыночного механизма. Всё это даёт основание называть экономические системы такого типа социально-ориентированными рыночными системами. Для них характерны следующие признаки: значительный государственный сектор в экономике; регламентация правил игры на рыночном поле для частных и государственных структур; государственное регулирование экономической деятельности на микро и макроуровне; государственные гарантии определенного уровня обеспечения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья; регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.

В каждой стране такой способ хозяйствования приобретает свою форму или модель, которая зависит от национальных традиций, религии, ментальности народа, истории государственности, степени развития предпринимательской способности населения и многого другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: