Глава 5. Рыночная организация хозяйства
Рынок – одно из величайших достижений цивилизации, но возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие длительного исторического развития.
Рынок, как развитая система отношений товарного обмена, представляет систему отдельных взаимосвязанных рынков – элементов «большого» рынка, организованных в структуру по схеме 6.1. Левая часть схемы содержит классификационные признаки рынков, а правая – рынки, входящие в данную классификационную группу.
Экономическое назначение | • товары и услуги • средства производства • научно-технические разработки • фондовые | ||
Товарные группы | • товары производственного назначения • товары народного потребления • продовольственные товары • факторы производства | ||
Территориальный признак | • внутрирегиональные • межрегиональные • республиканские • межреспубликанские • международные | ||
Степень ограничения конкуренции | • монопольные • олигопольные • свободные • смешанные | ||
Характер продаж | • оптовая торговля • розничная торговля • биржи • государственные закупки | ||
Соблюдение законности | • легальные, официальные • нелегальные, «теневые», «черные» | ||
Схема 6.1. Структура рынка |
Современный рынок пронизывает все сферы экономической жизни общества, но, как свидетельствует практический опыт, для своего эффективного функционирования он требует создания совокупности институтов, или инфраструктуры рынка, которая включает ряд обязательных элементов.
|
|
Во-первых, сюда входит законодательная система, которая организует правовое регулирование рынка, устанавливая «правила игры», и охраняет интересы субъектов рыночных отношений. Эта система основана на Гражданском кодексе, который исполняет роль экономической конституции.
Во-вторых, органы государственного регулирования и контроля: налоговая система; совокупность государственных учреждений, проводящих финансовую и кредитно-денежную политику; органы эпидемиологического, санитарного, экологического контроля и пр.
В-третьих, к рыночным институтам относятся различные общественные организации, например, ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Расширяя сферу действия гражданского общества, они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
|
|
В-четвертых, для нормальной работы рыночной системы необходимо общее устройство хозяйственной жизни. Оно включает средства коммуникации, торговые предприятия, банки, биржи, склады, информационное обеспечение, юридическую поддержку и многое другое. Всё это связывает производителей, торговых посредников и покупателей в единый чётко действующий механизм. Такая целостность придаёт рынку способность к саморегулированию. Компоненты рыночного механизма настраиваются, приспосабливаясь к ценам, которые изменяются по определенным законам. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков, которые представлены на схеме 6.2.
Рынки товаров и услуг | • товары потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные); • услуги: бытовые, транспортные, коммунальные; • жильё и здания непроизводственного назначения. | ||
Рынки факторов производства | • недвижимость; • орудия труда; • сырьё и материалы; • энергетические ресурсы; • полезные ископаемые. | ||
Рынки финансов | • инвестиционные; • кредитные; • ценных бумаг; • валюты денег. | ||
Рынки интеллектуальных продуктов | • инновации; • изобретения; • информационные услуги; • произведения литературы и искусства. | ||
Рынки рабочей силы | движение трудовых ресурсов в соответствии с • уровнем образования; • профессией; • квалификацией. | ||
Региональные рынки | • местные: внутренние, национальные; • внешние: международные. | ||
Схема 6.2 Виды рынков |