Тема 4. Философия Эпохи Возрождения (конец 14-начало 16)

Проблема свободы человека-мир сотворен Богом, который постоянно участвует в делах этого мира, волей своей предопределяет все события - ТЕИЗМ.

Все качества Бога абсолютны, в том числе и свобода. Бог свободен, но он творит только добро=> божественная свобода-это свобода творить добро.

Человек сотворен по образу Божиему=> свобода человека предопределена для того, чтобы творить добро.

Первородный грех извратил волю и свободу человека - привел к тому, что человек стал страстным. А, значит, даже творя добро, человек совершает зло.

ЗНАЧИТ человек в силу своей слабости должен уповать только на благость Бога. Только опираясь на благость Бога человек способен бороться с искаженной свободой.

Фома Аквинский различал грех и порок. Грех-результат страстей человека. Порок-человек сознательно идет на поводу грехов.

С учением о человеке связаны идеи о познании мира. Душа человека, будучи богообразной, уже заключает в себе все многообразие знаний о сущности (общих вещах). Роль разума заключается в том, что потенциальное знание в душе становятся активными, человек их осознает, осмысливает, может ими пользоваться. Теория припоминания адаптирована к религии.

Фома Аквинский, который исходил из идей Аристотеля, отводил важную роль чувственному восприятию единичных вещей, полагая, что в разуме нет ничего, что первоначально не присутствовало бы в чувствах. Именно на основе чувственных данных об единичных вещах разум, используя определенные от рождения свойственные ему чувственные данные, на основе этих чувств получают знания.

Фома Аквинский, опираясь на идеи Аристотеля, предложил пять аргументов, логически доказывающих существование Бога:

1. Все существующее в мире обладает сущностью и формой. Если двигаться от менее простых форм к более сложным и общим формам, мы придем к Богу как к форме форм.

2. Все вещи имеют причину. Идя от одной вещи к другой по причинно-следственной связи. Если признать эту связь бесконечной, то логично предположить, что существует некоторая субстанция, которая является причиной самой себя.

3. Бог есть источник движения и перводвигатель.

4. Все существует в необходимости.

5. Источником необходимого существования Бога является Бог.

Мир совершенен, гармоничен, в мире все сообразно, имеет свою цель и согласованность. Бог-источник гармоничности.

1. Культурно-исторические условия развития философии эпохи возрождения.

Оживление хоз-эконом деятельности, быстрый рост городов, развитие ремесел. Искусств, живописи, литературы и тд., возникают предпосылки для зарождения науки в том понимании, в которой она существует сейчас. Делали объективно востребованной активную, творчески-деятельную личность=> стимулировалось возникновение новых, более соответствующим новым условиям ценностных ориентаций.

Фактором, усиливающим эту противоречивую ситуацию, были и те многообразные знания, которые явились результатом Великих Географических Открытий и развития научного знания - расширение мировоззрения. Особое значение имело и создание новой гелиоцентрической системы - земля уже не центр, человек не центр-те человек-просто одно из творений бога и не имеет особого покровительства и заботы со стороны бога. Возникают предпосылки:

1. Всячески стимулируется индивидуально-личностное начало, ориентирующее на свободное творчество

2. Утрачивается прежнее, выработанное религией, представление об особом месте человека. Возникает новое ценностно-мировоззренческая установка, которая носила общекультурный характер - ИДЕЯ ГУМАНИЗМА.

Идеи гуманизма возникают не в философии, а в среде свободного художественного творчества, на почве искусства, литературы (Данте Алигьери, Франческо Петрарка-ввел понятие гуманизм). Сущность гуманизма заключалась в признании само ценности человека как реального деятеля, активного. Деятельного земного существа, которое благодаря результатам своей свободной активной деятельности и создает основу своего бытия.

И Алигьери и Петрарка исходили из идеи о том, что человек как творение Бога, есть единство души и тела, а потому человек принадлежит 2-м мирам: духовному (божественному) и земному, и для человека важным является бытие духа, и бытие тела. Разделение роли религии и философии.

Религия-духовная жизнь человека, философия - обосновывает ценности, которые бы способствовали счастью в земной жизни.

Черты философии Эпохи Возрождения:

1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Гуманистический характер философии - центральная проблема-проблема человека. Центральный раздел-ЭТИКА (проблема индивидуальности, достоинства, свободы и творчество личности).

2. Антисхоластическая направленность, но сохранялась идея сотворения мира Богом. Возникают новые, отличные от теизма способы миропонимания (ср.в Ф): Бог существует вне и до мира, творит мир и постоянно участвует в делах мира.

-ПАНТЕИЗМ: Бог творит мир, но не существует до и вне мира. Бог присутствует во всем мире, составляет сущность каждой вещи, Бог совечен миру.

-ДЕИЗМ: Бог существует до и вне мира, Бог определяет миропорядок, определяет законы мира, сообщает миру движение.

Бог не вмешивается в дела мира, мир безразличен для Бога, движется развивается без участия Бога.

3. Тесная связь философии с зарождающимся естественно-научным знанием с искусством

4. Тесная преемственная связь с идеями, ценностными установками античной философии (возрождение их).

5. В философии Возрождения сформировалось 3 основных течения, которые различались по своей поблематике:

-гуманистический антропоцентризм (Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень).

-неоплатонизм (Николай Кузанский)

-натурфилософия (Джордано Бруно).

Основные идеи учений гуманистического антропоцентризма.

Главная проблема учений этого течения была проблема индивидуальности, творчества и свободы личности, ее достоинства. Представителем раннего гуманизма был Лоренцо Валла (1407-1457 гг).

Воззрения Лоренцо Валла опирались на идеи Эпикура. Он подчеркивал, что стремление человека к счастью – стремление к наслаждению и при этом он особо подчеркивал роль чувственного, земного наслаждения человека, важную роль ценности земной жизни человека. Отмечая важную роль чувств в реальной земной жизни человека, он отмечал не только их значение для получения полнокровной жизни, но и познавательную роль чувств. Процесс познания опирается на чувства, знания проистекают из чувств (сенсуализм).

Пико дела Мирандола (1463 – 1494). Им были написаны «900 тезисов». «Речь о достоинстве человека».

Основные идеи: в вопросе миропонимания он находился на позициях пантеизма. Признавал существование 3 миров (ангельского, небесного и материального). Эти миры сотворены Богом, однако Бог не находится вне и до мира. Он пронизывает все 3 иерархически связанные мира. Бог присутствует в каждой точке мира, образуя духовную сущность каждой вещи. Поэтому насколько вечен Бог, настолько же вечна и иерархия трех миров (Бог и мир совечны). Мир божественен и это проявляется в совершенстве, красоте, гармонии мира. В упорядоченности и закономерности. Следует особо выделить, что Мирандола полагал, что закономерность, упорядоченность мира соответствует числовым пропорциям, числовой гармонии и поэтому может быть постигнута, познана посредством математики. В это можно усмотреть определенные мотивы пифагореизма, идеи Платона. Идеи Мирандолы о возможностях математического познания законов природы предшествовали возникновению математического естествознания в 17 веке в трудах Галилея, Ньютона. Человек есть венец божественного творения, но человек не принадлежит к какому-либо из трех миров. Человек от рождения обладает свободой, которая заключается в том, что человек благодаря собственной воле, усилиям и деятельности способен определить свое место в любом из этих миров. Творчество самого себя (самореализация) – высшее творческое достижение каждого человека и в этом проявляется его свобода.

Важное место в гуманистической философии Возрождения занимает голландский философ-гуманист Эразм Роттердамский (1465 – 1536 гг). Литературное произведение «Похвала Глупости», где он саркастично превозносит Госпожу Глупость, обнаруживая ее в разных сословиях. Важным философским произведением является работа «Оружие крестьянского боя». Основные идеи: в центре учения находится человек. Он сотворен Богом и все люди как творение божье равны. Различия между людьми, степень их достоинства определяется не сословным происхождением, не наличием богатства, а личностными качествами, которые есть во многом результат воспитания и образования (в этом проявляются просветительские мотивы). Человек необразованный и невоспитанный хуже животного: животное лишено разума и живет в соответствии со своей естественной природой, человек же обладает разумом, свободой, а потому будучи необразованным и невоспитанным он живет вопреки своей естественной природе и потому хуже животного. Человек может контролировать свои страсти, влечения посредством разума. Но для этого человек должен познать самого себя. Именно поэтому самопознание Роттердамский считал важнейшим видом познания, предпосылкой свободы человека (мотивы Сократа). Однако на пути успешного самопознания находятся и препятствия, которые заключаются в преклонении перед приоритетами догмы. Преодолеть эти препятствия на пути самосознания и призвана философия, а также христианские заповеди, которые ориентируют человека на добро, на совершение добродетели.

Особое место в гуманистической философии Возрождения занимает учение французского философа Мишеля Монтеня (1533 – 1592 гг). Основное произведение «Опыты». Является родоначальником нового жанра ЭССЕ. В центре внимания его учения находится человек, однако Монтень анализирует человека не как абстрактное, родовое существо, а пытается исследовать отдельного, реального, конкретного, обычного человека в разнообразных жизненных обстоятельствах, ситуациях.

Говоря о жизни такого человека Монтень подчеркивает особое значение самопознания, которое и позволяет человеку осмысленно организовать свою жизнь. Важная роль в самопознании принадлежит философии, главная задача которой – помочь человеку в самопознании. Роль такой философии может выполнить лишь свободная философия, т.е. философия свободная от догм (прежде всего религиозно-схоластических), свободная от преклонений перед авторитетом. Он особо подчеркивает, что главное препятствие на пути самопознания – догмы и авторитеты.

Для того, чтобы сориентировать человека на противодействие догмам Монтень привлекает идеи античных скептиков. Суть учения скептиков – подчеркивание ограниченности познавательных возможностей познания человека, подчеркивали принципиальную невозможность получить абсолютно истинные знания. Познавательные возможности человека ограничены способностями его органов чувств, конкретными условиями познания, которые вносят помехи, искажения в процесс познании. Именно поэтому различные люди могут составить различные суждения об одном и том же предмете, и даже противоположные. Именно поэтому скептики утверждали, что человек вообще должен воздерживаться от каких-либо суждений о предмете, его свойствах и т.д. Можно лишь говорить о собственном субъективном восприятии этого предмета. Один из наиболее видных античных скептиков – Пиррон – утверждал: «я могу говорить, что мед сладкий, однако я не имею оснований утверждать, что он сам по себе обладает этим свойством». Опираясь на такие рассуждения скептиков, Монтень пытался доказать, что никаких догм, авторитетных высказываний, традиционно сохраняемых людьми не может быть. Исходным пунктом любого познания, и в том числе самопознания, является именно убеждение человека в неприемлемости догм и авторитетов. Однако, установка скептиков использовалась Монтенем только как определенный методический прием, который бы настроил человека на критическое отношение к знаниям, на неприемлемость слепой веры во что бы то ни было. Все должно строиться только на познании.

Говоря о познании, Монтень обращал внимание на относительность любого истинного знания, на то, что оно истинно лишь по отношению к определенным предметам и определенным условиям. Монтень признавал сотворение человека Богом, однако подчеркивал, что человек это не особое творение Бога, это не венец и господин природы, напротив человек – одно из многих творений Бога, а поэтому судьба человека находится в его собственных руках. Человек как и любой другой предмет подчиняется законам, необходимости, господствующей в мире и опорой в жизни человека может быть только его собственная деятельность, опирающаяся на познание необходимости законов природы. Именно в этой деятельности и заключается свобода человека. (мотивы стоицизма).

Особое место в гуманистической философии занимают социально-политические взгляды Никколо Макиавелли (1469– 1527). В вопросах миропонимания он находился на позиции деизма, т.е. он признавал, что Бог сотворил мир, определил законы природы и общества и далее в дела мира не вмешивается. Необходимость, закономерность природы и общества действует как судьба, отменить которую человек не может, но познать необходимость и руководствоваться ею он может. Необходимые законы общества проявляются в том, что в обществе существуют различные соподчиненные сферы деятельности отношений людей. Общество организовано как государство, в котором имеется сфера политических отношений, морально-нравственных, религиозных и других. Высшей сферой отношений в государстве является политическая. Задачи политики – благо государства и граждан. Успехи политики – успехи общества. Именно поэтому политические цели, направленные на благо общества, могут и должны быть достижимы. «Цель оправдывает средства».

При этом политические цели, действия не подлежат какой-либо оценке (религиозной или морально-нравственной). Политика находится вне морально-нравственных и религиозных оценок.

Видным представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (неоплатонизм). Основная работа «Об научном незнании». Главная идея: человек в принципе не может познать Бога и чем больше развиваются различные учения о Боге, тем очевиднее становится невозможность знания Бога. В учении Кузанского Бог – максимум – то, больше которого не может быть. Абсолютность проявляется во всех его качествах. Человек может приблизиться к познанию Бога лишь используя аналогии. Но Бог – существо нематериальное, невозможно использовать аналогии с материальными вещами. Единственный способ – использовать математические познания. Он полагал, что наиболее приемлемой математической аналогией является бесконечность. Бог есть не только абсолютная бесконечность – максимум, но и относительная – сотворенный Богом мир. Говоря о божественном творении мира Кузанский использует понятие «мир развертывается из Бога». Мир в свернутом виде как возможность содержится в Боге. Творением Бога является и человек. Важнейшими качествами человека являются разум и свобода.

Разум человека не способен к получению абсолютно истинного знания о мире, это возможно только путем божественного откровения, однако человек, опираясь на свои познавательные способности способен получить ограниченное, относительное, но истинное знание. Всвязи с этим Кузанский и предлагает свое понимание процесса познания. Процесс познания включает следующие этапы:

1. Чувственное восприятие единичных вещей (ощущения), сохранение их в памяти посредством воображения. Чувства и воображение – первый уровень познания.

2. Рассудок. Обладает врожденными логическими формами и идеями. С их помощью чувственные данные обобщаются и выражаются в форме понятий и более сложных видов знания. Деятельность рассудка подчиняется формально-логическим законам. Рассудок обобщает, анализирует, сравнивает.

3. Разум. Важнейшая функция разума – интеграция знаний, установление взаимосвязей между различными видами знания – синтез знания и создание целостной картины познаваемого. Во многом деятельность разума носит интуитивный характер (интеллектуальная интуиция).

Идеи Кузанского во многом послужили основой для учения видного представителя натурфилософии Возрождения Джордано Бруно (1548 – 1600 гг). В учениях Джордано Бруно опирается на идеи Кузанского и естественно научные взгляды Коперника. Центральное понятие – единое. И под единым понимался Бог как максимум, как бесконечность. Как и в учении Кузанского мир Джордано Бруно истолковывает в духе пантеизма.

10.11.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: