Английская философия 18 века

ТЕМА 5. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18 ВЕКА.

Английская философия 18 века в значительной ере опиралась на идеи своих предшественников, т.е. базировалась на идеях номинализма, эмпиризма и сенсуализма.

Основные идеи учения Джорджа Беркли (1685 – 1753).

Основные идеи учения Беркли были связаны с той задачей, которую он перед собой ставил: опровергнуть атеизм и всемерно защитить устои христианства. Для того чтобы опровергнуть атеизм, Беркли направил свои усилия на отрицание субстанции. Исходит из идей номинализма и эмпиризма. Так же, как любой эмпирик, Беркли признавал только те знания, которые проистекают из чувственного опыта. Но в чувственном опыте человек имеет дело только с ощущениями. Отсюда Беркли делал выводы:

1. Чувства не дают нам никаких знаний о субстанции, как о какой-либо вещи, она не воспринимается человеком, значит, никакой субстанции нет.

2. На основе опыта можно говорить о той или иной вещи как о комплексе соответствующих ощущений. Отсюда существовать – значит быть воспринимаемым. Для человека та или иная вещь существует только в его восприятии.

При таких рассуждениях возникает вопрос: почему же у различных людей возникают одинаковые комплексы ощущений. Чтобы ответить на этот вопрос Беркли прибегает к идее Бога. Он полагает, что все вещи существуют в разуме Бога. И Бог вкладывает в разум человека соответствующие одинаковые комплексы ощущений. Поэтому для различных людей и существует восприятие одной и той же вещи. Именно посредством таких идей Беркли пытался объяснить опыт и его роль в познании, а вместе с тем подорвать материалистическое мировоззрение и обосновать христианскую веру в Бога.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Основные идеи учения Давида Юма (1711 – 1776)

Учение Юма также базируется на идеях номинализма и эмпиризма. Юм как Локк и другие его предшественники стремился выяснить способности и границы познавательной деятельности человека. Основная работа: «Исследования о человеческом познании».

Как и все эмпирики, Юм исходит из понятия «опыт», хотя истолковывает его иначе.

Юм стремился находиться на возможно более нейтральных активистских положениях. На основании опыта мы можем говорить только об ощущениях. Об источнике ощущений мы ничего не можем сказать. Отсюда вывод о том, что человек в принципе не может иметь объективно истинное знание об окружающем мире. Именно в этом и заключается АГНОСТИЦИЗМ учения Юма.

На основе ощущений опыта возникают представления и на их основе идеи, которыми оперирует мышление. Юм анализирует многообразные по сложности идеи, различные способы сочетания, оперирования идеями. Однако особое внимание он уделят анализу причинно-следственных связей между идеями (а идеи связаны с соответствующими предметами в опыте).

Причинно-следственные связи – единственные связи, которые позволяют человеку выйти за пределы конкретного опыта. На основе знания о причине и следствии, человек может делать предвидение, осуществлять предсказание.

Как Юм ставит вопрос: причинно-следственные связи признаются и широко используются и в научном познании, и в повседневной жизни людей. А на каком основании возникает убеждение человека в существовании связей? Дает ли нам опыт достаточно знаний для того, чтобы признать существование причинно-следственных связей.

Юм определяет сущность причины и следствия. Причинно-следственная связь характеризуется 3 свойствами:

1. Пространственная смежность причины и следствия.

2. Последовательность во времени причины и следствия.

3. Отношение порождения следствия причиной: всегда при появлении причины (событие А) необходимо возникает порождаемое ею следствие (событие Б).

Опыт позволяет установить пространственную смежность и временную последовательность событий А и Б, но опыт в принципе никогда не позволяет установить необходимый характер порождения события Б событием А. Опыт всегда связан с неполной индукцией. Опыт всегда ограничен конкретными условиями и поэтому опыт в принципе не может доказать всеобщность и необходимость. Т.о. опыт не дает научного (эмпирического!) обоснования причинно-следственных связей.

Юм полагает, что убежденность человека в существовании причинно-следственных связей связана с неправильным принципом «после этого, значит по причине этого», а также многократное повторение такой временной последовательности вселяет в человека веру в необходимый характер связи одного и другого. Юм подчеркивал, что такого рода вера человека есть свойство души человека.

Как последовательный эмпирик, Юм отрицал существование субстанции.

Французская философия Эпохи Просвещения (18 век)

Классическое Просвещение имело место во Франции.

Суть: первые этот термин ввел в употребление Вольтер, однако сущность понятия Просвещения определил Кант.

Просвещение – необходимый этап в развитии общества, сущность которого заключается в признании разума, науки, знаний в качестве решающего фактора социального прогресса. Именно разум, наука определяют прогресс во всех сферах общества.

Философия франц Просвещения была идейно неоднородна: она включала и учения ДЕИЗМА (Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо) и учения МАТЕРИАЛИЗМА.

Основные идеи учения Франсуа Вольтера.

Основное философское произведение – «Метафизический трактат».

Главной проблемой философии и вообще мировоззрения Вольтер считал проблему существования Бога. В своих работах Вольтер излагает основные аргументы в пользу доказательства существования Бога.

Вольтер указывает на следующие вопросы, которые могут быть поняты, объяснены только посредством признания Бога:

1. Бог – источник движения в природе.

2. Бог объясняет целесообразность в живой природе.

3. Бог определяет законопорядок в мире.

4. Социально-этический аргумент: только признание Бога дает твердую основу для морали в обществе и таким образом способствует социальному миру, социальному порядку.

Значительное место в учении Вольтера занимает учение о человеке. Человека он рассматривает как разумное свободное существо, познавательная деятельность которого опирается на чувственный опыт (СЕНСУАЛИЗМ). Признавая религию, он вместе с тем признавал смертность души человека.

Рассматривая человека как свободное разумное существо, он отмечал необходимость совершенствования на основе разума.

Основные идеи учения Руссо (1712 – 1778)

Одна из основных работ – «Размышление о науках и искусствах».

Руссо отмечал, что в существующем обществе (феодальном) науки и искусство приносят лишь вред народу, потому что Правительство тратит огромные средства, полученные посредством налогов, но в существующем обществе результаты науки и искусства недоступны широким массам. Однако при этом Руссо не отрицал в принципе важность науки и искусств. Он подчеркивал, что общество должно быть устроено так и государственная власть должна быть такой, чтобы она обеспечивала доступ широких масс нрода к достижениям науки и искусства.

Вслед за английскими философами 17 века Руссо уделяет значительное внимание идеям, связанным с общественным договором. Как и предшественники, он связывает установление общественного договора с необходимостью установления социального мира: передав часть прав и свобод власти, народ рассчитывает получить защиту своей жизни, благосостояния, собственности и т.д. Однако Руссо отмечает, что сувереном (носителем, источником) законодательной власти остается народ. Власть должна выполнять только исполнительную функцию. Однако с течением времени власть все в большей мере стремится захватить законодательную, изъять у народа право законодательства. И по мере того, как это происходит, власть все больше отчуждается. Отсюда вывод: в таком обществе необходима социальная революция, которая должна отменить такой характер власти и восстановить власть народа.

Идеи Руссо во многом явились обоснованием деятельности революционеров.

Как и Вольтер Руссо признавал существование Бога, как источника движения и порядка и признавал важность религии как фактора, стабилизирующего общественную жизнь.

Французский материализм 18 века.

Наиболее видные представители: Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах.

Идеи во многом сходны и обобщения наиболее систематизированное обобщение эти идеи получили в работах Гольбаха (1723 – 1789). Основная работа: «Система природы».

Основные черты.

1. Атеизм и последовательный материализм в понимании природы. Материя понимается как единая субстанция, порождающая все многообразие объективных вещей природы. Материя в сущности своей обладает активностью, порождая все многообразие движения в природе (единство материи и движения). Всеобщий характер движения, взаимодействия приводит к универсальной взаимосвязи в природе. Природа есть система, включающая качественно различные структурные уровни. Признавая всеобщность движения, французский материализм признавал и всеобщность, объективность причинно-следственных связей. Причем причинно-следственные связи отождествлялись с необходимостью. Этим французские материалисты объясняли предопределенность, фатализм событий в мире. Этому соответствовало и понимание свободы. Абсолютизируя необходимость, французские материалисты отрицали объективный характер случайности: случайность рассматривалась как чисто познавательное явления. То, чего мы не знаем – случайность.

2. В учении о познании фр материалисты были сенсуалистами, хотя и признавали существенную роль разума в получении знаний, развитии наук.

3. Механицизм в понимании окружающего мира. Абсолютизировалась механическая форма движения и природа рассматривалась только в соответствии с представлениями механики.

4. Натурализм в понимании человека и общества. Деятельность человека, морально-нравственные принципы объяснялись на основе естественной природы человека, его естественных потребностей, стремлений. На основе страстей человек, на основе индивидуальных природных влечений человека объяснялось изменение в обществе. Общество не рассматривалось, как самостоятельное качественно определенное образование с собственными законами, а общественная жизнь объяснялась на основе индивидуальной, естественной природы человека. Именно поэтому в понимании общества французские материалисты находились на реалистических позициях.

10.02.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: